Доклад Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, г. Москва, май 2005 года.
Журнальный рынок России в целом развивается как бизнес, причём, развивается успешно. Об успешности и перспективности этого рынка свидетельствует нарастающая конкуренция во всех его сегментах, высокие темпы прироста журнальной рекламы, а также активный вывод на российский рынок русифицированных версий самых известных мировых журнальных брэндов. С 1 января 2000 г. по 1 января 2005 г. число журналов, зарегистрированных в Российской Федерации, фактически удвоилось.
Рост совокупного годового тиража на российском рынке журналов, а также вывод на него новых изданий в настоящее время обеспечивают преимущественно крупнейшие издательские дома – Burda, Independent Media, EDIPRESSE-KONLIGA, Hachette Filipacchi Shkulev, СПН, ОВА-Пресс и др.
ТОП-20. ИЗДАТЕЛИ ЖУРНАЛОВ [1]
(данные на февраль 2005 г.)
№ | Издательский дом | Совокупный разовый тираж ИД (журналы), тыс. экз. | Количество журналов |
1. | ИД «Burda» | 5 705,5 (данные на октябрь 2004 г.) | |
2. | ИД «Independent Media» | 5 319,6 | |
3. | ИГ «Логос-Медиа» | 2 313,0 | |
4. | ИД «EDIPRESSE-KONLIGA» | 2 206,0 | |
5. | Издательство «7 дней» | 1 580,9 | |
6. | ИД «Венето» | 1 147,0 | |
7. | ИД «Gruner + Jahr Russia» | 1 130,0 | |
8. | ИГ «Hachette Filipacchi Shkulev» | 962,0 | |
9. | ИД «Эгмонт Россия Лтд.» | 941,0 | |
10. | Издательство «Деловой мир» | 928,0 | |
11. | ИД «Гейм Лэнд» | 894,0 | |
12. | Издательский дом СПН | 881,5 | |
13. | ИД «ОВА-Пресс» | 736,0 (данные на октябрь 2004 г.) | |
14. | ИД «За рулем» | 647,2 | |
15-18. | ИД «СК ПРЕСС» | 625,0 | |
15-18. | ИД «Афиша Индастриз» | 624,3 | |
15-18 | ИД «Салон-Пресс» | 578,0-626,0 | |
15-18. | ИД «Mediasign» | 599,3 | |
19. | ИД журнала «Здоровье» | 500,0 | |
20. | ИД Родионова | 417,8 |
В отличие от газет, подавляющее большинство журналов (91,6% наименований и 98% совокупного годового тиража) зарегистрированы и выходят в свет в Москве и С.-Петербурге. Таким образом, российские столицы определяют структуру журнального рынка страны практически полностью, а его «ядро» вообще составляют около 600 журналов общего спроса с совокупным годовым объёмом в 62 млрд. полос и тиражом свыше 500 млн. экземпляров.
российский читатель, уставший от непрофессионального контента, стал гораздо более требовательным к предлагаемому ему печатному продукту. Во-вторых, политическим сегментом российского рынка журналов предметно заинтересовались крупные западные издательские дома. В качестве примера можно привести Axel Springer с проектами русских версий Forbes и Newsweek.
лидерами по тиражам в 2004 году были кроссвордные журналы, доля которых на отечественном рынке составляет 15%. Вторую позицию занимают телегиды и журналы о кино (14,8%), а третью - женские и развлекательные журналы (более 14%). В целом сформировались рынки мужских журналов и журналов прикладной направленности: компьютерных, автомобильных, пишущих о дизайне и архитектуре и т.д. Все эти издания плотно насыщены рекламой.
Среди ежемесячных журналов лидируют: Cosmopolitan (более 1 млн. экз.), «Glamour» (600 тыс. экз.), «За рулём», «Караван историй», Elle и еще около десятка других, чьи тиражи колеблются в пределах от 100 до 350 тыс. экземпляров. Практически у всех из них около 45% тиража уходит в регионы. Помимо этого два издательских дома выпускают региональные приложения, которые печатаются отдельной книжечкой и включают в себя региональный контент. У Cosmopolitan, например, выходит четыре приложения на 52 полосах каждое: в Петербурге, на Урале, в Сибири и Казахстане. Основная часть рекламы в эти приложения продается на местах. У издательского дома «Conde Nast» в Казахстане существует совместный проект с компанией Central Asia Media - приложение к журналу Vogue «Bite Women».
Как новую тенденцию, связанную с журнальным рынком, можно отметить коллекционные издания – партвоки. Первым российский рынок партвоков начало осваивать британское издательство Marshall Cavendish, запустившее в 2003 году проект еженедельных выпусков журнала-энциклопедии «Древо Познания». Следом появились партвоки ИД «NG-Премьер» («Узнай свою судьбу», «Волшебный клубок», «На рыбалку», «Комнатные растения»), а также проекты английских издательств De Agostini UK Ltd. («Художественная галерея») и Fabbri Publishing Ltd. («Открой мир с Волли»), работающие через ИД «Бурда».
Рынок принял эти издания хорошо, хотя и не без помощи мощной рекламной кампании, сопровождавшей выход их первых номеров. В результате, первые тиражи «Древа познания» достигали почти миллиона экземпляров, а само издание оказалось не просто рентабельным, а коммерчески выгодным.
с приходом в Россию журнала «Glamour» известные «глянцевые» издания мира представлены у нас практически в полном составе. Все они прибыльны. Рекламодатели буквально выстраиваются в очередь, чтобы разместить рекламу в наиболее «раскрученных» изданиях.
Отечественный рынок журналов сейчас «увлечен» люксом – журналами, сориентированными на наиболее платежеспособную часть общества. А вот основной для Европы сегмент cheap glossy (недорогих массовых журналов для среднего класса) на нём до сих пор развит слабо.
Стремительно развивается в последнее время и корпоративная пресса России. на конец 2004 года в Российской Федерации издавалось более 5 тысяч корпоративных газет и журналов суммарным тиражом в десятки миллионов экземпляров.
на российском рынке прессы Доминирует небольшая группа издательских домов–лидеров (числом около 50-ти), занимающих ведущие позиции и по охвату читательской аудитории, и по привлечению рекламных средств. В 2004 г. более 65 % рекламных доходов печатных СМИ, например, пришлось на долю десяти крупных московских издательских домов: «Деловой мир», «Индепендент Медиа», «Hachette Filipacchi Shkulev+ИнтерМедиаГрупп», «Бурда», «7 дней», «Коммерсант», «Проф-медиа», «Conde Nast», «Экстра М Медиа», «Афиша».
в России пока наблюдается большой недостаток полиграфических мощностей. за рубежом печатается более половины «глянцевых» журналов страны по названиям и около 2/3 по объёму.
в 2011 году число присылаемых в Российскую книжную палату обязательных экземпляров печатных изданий составило 17 963 наименования, из которых на долю газет пришлось чуть более 10 тыс., а на журналы, сборники и бюллетени вместе взятые – около 7,8 тыс. по тиражным показателям: журналы, сборники и бюллетени - 2 млн экз. в год. По количеству лидирует Центральный федеральный округ, на который приходится 59% наименований журнальной продукции. Далее следуют Приволжский ФО (11%), Северо-Западный ФО (9%), Сибирский ФО(7%). Южный и Уральский ФО (по 5%), а также Дальневосточный и Северокавказский ФО (по 2%).
Тенденции года
в 2012 году было много запусков новых изданий, включая зарубежные лицензии и большое количество специализированных изданий в регионах. При этом соотношение закрывающихся журналов соответствует открывшимся.
Среди событий 2012 года, оказавших значительное влияние на рынок массовой журнальной периодики:
• активное развитие издателями и большое количество запусков версий для планшетов и смартфонов (а журналы являются лидерами в этом сегменте);
• начало сертификации тиражей издателями глянца (чего не было раньше, так как именно издатели глянцевой периодики традиционно являлись «тиражными врунами»);
• введение новых законодательных инициатив, таких, как запрет рекламы алкоголя, ограничения на рекламу БАДов в СМИ (а эти виды рекламы наиболее распространены в журналах).
Наиболее активные издательские дома на рынке платных изданий - Burda, запустившая 5 проектов, из которых 3 партворка совместно с другими издательскими домами; Independent Media Sanoma Magazines и Hachette Filipacchi Shkulev, выпустившие по 3 новых проекта и готовящие к запуску еще по 2 (IMSM - Interni, Try!, HFS - Star Hit и др.), а также EdipresseKonliga (который к тому же скоро выведет на рынок международный бренд Viva! издательского холдинга Edipresse Group), Creative Media, C-Media, Комикс Лтд, Профмедиа, выпустившие по 2 новых журнала.
Большое количество из недавно запущенных изданий составляют B2B (около 10 журналов), а также специализированные нишевые издания по интересам. Надо отметить, что в Европе идет сильное развитие направления журналов специализированных по отдельным направлениям (special interest magazines), когда изданию уже не достаточно быть только мужским или женским, а надо быть в еще более сегментированной нише, то есть тематической поднише.
Если говорить об издательских домах, которые приостановили выпуск своих изданий, то здесь нужно отметить СК Пресс, который перестал выпускать 3 журнала (Seventeen, Travel + Leisure, Auto Motor und Sport). По одному изданию закрыли (приостановили выпуск) следующие издательские дома - Axel Springer (Wallpaper), Arnold Magazines (Loaded), Секрет Фирмы («Имеешь право»), SPN Publishing («Мы плюс»), ИД Родионова (LOptimum) и др.
Все больше в последний период выходит еженедельных изданий или изданий, выходящих 2 раза в месяц. Ранее еженедельная периодичность была свойственна скорее журналам с телевизионной программой. Очевидно, что ниша журналов с еженедельной периодичностью в России не так насыщена, как в других европейских странах. Поэтому понятно, что на ее долю приходится более 20% запусков журналов.
Наиболее популярными тематическими нишами для запуска за последние 10 месяцев являются: ниша журналов о знаменитостях (celebrities) или о биографиях знаменитостей (2 издания выпущено и 7 готовится к запуску (Viva!, Story, Star Hit, Тайны звезд, Интервью, Paparazzi и другие), автомобильная ниша (4 издания выпущено и 1 готовится к запуску (Car), ниша журналов luxury (lifestyle, fashion, travel) (3 издания выпущено и 3 готовятся к запуску (Citizen K, Numero, Ten Magazine), ниша журналов для детей (4 издания выпущено, правда, хотелось бы, чтобы их выпускалось намного больше), ниша бортовых бесплатных журналов (2 издания выпущено и 2 готовятся к запуску). в одних и тех же тематических нишах могут выходить новые проекты и закрываться уже существующие.
В этом году, как и в предыдущих, мы видим издательскую активность в выпуске новых женских изданий (3 издания выпущено и 5 издания готовятся к запуску (Tatler, Votre Santй, More, Woman and Home, Sex & The City). Особенно из этого списка хочется отметить глянцевый женский журнал класса люкс - Tatler, запуск которого готовит издательский дом Condй Nast, а также журнал More (запуск которого в России готовит издательский дом «Собака»), целевой аудиторией которого (в США) является женщина 40+. За рубежом журналы, выпускаемые для читателей после 40 или 50 лет, являются очень успешными: так в США один номер журнал More продается тиражом более одного миллиона экземпляров. в России, где происходит смена поколений, ниша журналов 40+ также с годами будет не менее популярна, чем в других странах.
В этом году наблюдается еще одна интересная тенденция: издательские дома, не только средние, но и крупные, создают свои оригинальные названия запускаемых ими журналов, а не используют для названия международно-известные бренды. Так, Hachette Filipacchi Shkulev выпустил «Домой» и готовит к выпуску Star Hit, ИД «За рулем» выпустил журнал Trend, Группа Эксперт выпустила журнал «Русский репортер», Creative Media - «Личный бюджет» и готовит к запуску «Интервью», Forward Media Group скоро выпустит журнал «Story. Обыкновенные судьбы необыкновенных людей».
Таким образом, рынок журналов в России в 2007 году вырос по сравнению с предыдущим годом: появилось более 50 федеральных проектов, готовится к запуску более 30 новых.
В целом на рынке журналов картина такова: около 60% годово го тиража и треть годового объема приходится на еженедельники событийно-политические новостные («Эхо планеты»), оперативные информационные («Русский Newsweek»), финансово-экономичес кие, связанные с циклом «неделя» («Деньги»), журналы-телегиды («ТВ-парк»), «пестрые» («Огонек», «Лиза»), плотно насыщенные рекламой. Тираж ежемесячных журналов — около 36%, а годовой объем — свыше 60% всей российской журнальной периодики.
Рост рекламных поступлений в прессу, вызвавший в свое вре мя бум на рынке качественных глянцевых изданий, замедляется, поскольку ускорилась селекция этого рынка, на котором конку рируют примерно 600 журналов.
Более четким становится позиционирование изданий, сокра щаются журналы с размытой тематикой: «для всех» и «обо всем».
Очевидно, что установка на массовость предполагает большие тиражи, а узкопрофессиональным изданиям большой тираж не нужен. Подавляющее число журналов-лидеров издается тиражом до 100 тыс. экз., остальные, как правило, тиражом в 15—35 тыс. экз. Тиражная группа свыше 100 тыс. (до 400 тыс. экз.) немногочислен на. К ней относятся журналы Elle, Cosmopolitan, «Караван исто рий», Mans Health, Playboy, «Интерьер-Дизайн», «Идеи вашего дома», журнал массового специализированного интереса «За ру лем», научно-популярные GEO и «Вокруг света».
Постепенно замедляется поток рекламных денег в журналы с «по лыхающим глянцем» в силу большой конкуренции между ними, уже возникшей привычки ослабления внимания к ним со стороны читателей. Число таких журналов стабилизируется. Остаются лишь явные лидеры, уточняются их типологические характеристики. Пред полагается востребованность «серьезных» изданий новой волны (что.уже очевидно в группе журналов экономики и политики и в обнов ленной группе научно-популярных изданий). Вслед за рекламодате лями издатели обращают все большее внимание как на «рекламоем-кие» типы, как городской журнал, издания для семейного чтения, для подростков. Однако по той же причине подобного эф фекта нечего ждать от культурологических, научно-публицисти ческих журналов, изданий на национальных языках и для малых социальных групп; их положение на рынке нестабильно.
Конкуренция на рынке журнальной периодики побуждает со вершенствовать работу редакций,. Появ ляются новые модели и направления, корректируются прижив шиеся, наиболее жизнеспособные, доказавшие свою устойчивость. Перспективы — за более точным позиционированием потреби тельской ниши и читательской аудитории.
Сегодня в России около 32 тысяч печатных СМИ, из них 1/6 часть – это журналы[2]. Постоянно появляются новые издания: с 1993 по 1996 гг. число журналов выросло почти в два раза, а за 2000 год было создано 84 новых журнала. Одновременно с этим закрываются уже существующие проекты, рассчитанные на короткий срок, и нерентабельные журналы.