Технология исследования состояния сенсомоторных, неречевых психических функций и невербального интеллекта у дошкольника с ОНР

(Невербальные психические функции и интеллект (общая и мелкая моторика, слуховые внимание и память, зрительные внимание, восприятие и память, зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис, восприятие времени, уровень актуального интеллектуального развития, эмоционально-волевая сфера))

Общая моторика

Логопед в ходе исследования фиксирует:

· Координацию ног и рук (правильная, замедленная, нет координации);

· Чувство равновесия (есть, нет);

· Объем выполнения движений (полный, неполный);

· Переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);

· Самостоятельность (полная, частичная);

· Сопутствующие движения.

Общая моторика оценивается в естественных движениях ребенка (ходьба, бег, прыжки, сидение, осанка) и при выполнении заданий. Для выявления состояния моторики логопед предлагает детям разного возраста соответствующие задания. Примеры:

Для детей 3 лет и 4-го года жизни: Пробежать три четыре раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см.

Для детей 4 лет и 5-го года жизни: Прыгнуть в обруч, лежащий на полу и выпрыгнуть из него.

Для детей 5 лет и 6-го года жизни: Пробежать, проскакать на одной ноге, на обеих ногах по заданию логопеда (от стола к двери, от окна к шкафу и т.п.).

Для детей 6 лет и 7-го года жизни: Взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду.

Мелкая моторика.

Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий:

1) Манипуляции с предметами (складывание пирамидок, построение фигур из кубиков, складывание досок Сегена, складывание фигур из счетных палочек и геометрических фигур);

2) Изобразительная и графические способности (срисовывание, рисование);

3) Оптико-кинестетическая организация движений (Показ праксис поз);

4) Динамическая организация движений;

Слуховые внимание и память

1. Дифференциация звучащих игрушек;

2. Определение направлений звука;

3. Восприятие и воспроизведение ритма;

4. Запоминание слов, коротких стихотворений.

Зрительные восприятие, внимание и память

1. Восприятие предметов, картинок. Выделение частей и деталей;

2. Определение предметов по контуру, по неполному рисунку, в зашумленных условиях, наложенных друг на друга;

3. Определение различий в паре картинок;

4. Запоминание картинок;

5. Подбор картинок к цветовому фону.

Зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис

1. Такие же задания, как при обследовании ручной моторики;

2. Пробы Хэда;

3. Показ предметов, которые находятся справа и слева, наверху и внизу, вмереди и позади.

Восприятие времени

1. Определение последовательности времен года;

2. Определение последовательности частей суток.

Уровень актуального интеллектуального развития

1. Классификации;

2. Исключение лишнего;

3. Нелепицы;

4. Понимание сюжета серий картинок;

5. Понимание смысла загадок, пословиц, понимание рассказов со скрытым смыслом.

Эмоционально-волевая сфера

1. Контактность;

2. Поведение ребенка;

3. Адекватность эмоционального состояния.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: