(Невербальные психические функции и интеллект (общая и мелкая моторика, слуховые внимание и память, зрительные внимание, восприятие и память, зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис, восприятие времени, уровень актуального интеллектуального развития, эмоционально-волевая сфера))
Общая моторика
Логопед в ходе исследования фиксирует:
· Координацию ног и рук (правильная, замедленная, нет координации);
· Чувство равновесия (есть, нет);
· Объем выполнения движений (полный, неполный);
· Переключаемость движений (своевременная, замедленная, отсутствует);
· Самостоятельность (полная, частичная);
· Сопутствующие движения.
Общая моторика оценивается в естественных движениях ребенка (ходьба, бег, прыжки, сидение, осанка) и при выполнении заданий. Для выявления состояния моторики логопед предлагает детям разного возраста соответствующие задания. Примеры:
Для детей 3 лет и 4-го года жизни: Пробежать три четыре раза между двумя линиями, начерченными на полу на расстоянии 20-25 см.
|
|
Для детей 4 лет и 5-го года жизни: Прыгнуть в обруч, лежащий на полу и выпрыгнуть из него.
Для детей 5 лет и 6-го года жизни: Пробежать, проскакать на одной ноге, на обеих ногах по заданию логопеда (от стола к двери, от окна к шкафу и т.п.).
Для детей 6 лет и 7-го года жизни: Взять в руки как можно больше мячей и принести их логопеду.
Мелкая моторика.
Исследование состояния ручной моторики проводится в процессе выполнения заданий:
1) Манипуляции с предметами (складывание пирамидок, построение фигур из кубиков, складывание досок Сегена, складывание фигур из счетных палочек и геометрических фигур);
2) Изобразительная и графические способности (срисовывание, рисование);
3) Оптико-кинестетическая организация движений (Показ праксис поз);
4) Динамическая организация движений;
Слуховые внимание и память
1. Дифференциация звучащих игрушек;
2. Определение направлений звука;
3. Восприятие и воспроизведение ритма;
4. Запоминание слов, коротких стихотворений.
Зрительные восприятие, внимание и память
1. Восприятие предметов, картинок. Выделение частей и деталей;
2. Определение предметов по контуру, по неполному рисунку, в зашумленных условиях, наложенных друг на друга;
3. Определение различий в паре картинок;
4. Запоминание картинок;
5. Подбор картинок к цветовому фону.
Зрительно-пространственный гнозис и конструктивный праксис
1. Такие же задания, как при обследовании ручной моторики;
2. Пробы Хэда;
3. Показ предметов, которые находятся справа и слева, наверху и внизу, вмереди и позади.
Восприятие времени
1. Определение последовательности времен года;
|
|
2. Определение последовательности частей суток.
Уровень актуального интеллектуального развития
1. Классификации;
2. Исключение лишнего;
3. Нелепицы;
4. Понимание сюжета серий картинок;
5. Понимание смысла загадок, пословиц, понимание рассказов со скрытым смыслом.
Эмоционально-волевая сфера
1. Контактность;
2. Поведение ребенка;
3. Адекватность эмоционального состояния.