Проведите лингвистический анализ художественного текста. 1.Любое высказывание произносится с интонацией

1. Любое высказывание произносится с интонацией. Интонация — явление сложное, она состоит из нескольких компонентов.

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное во фразе. С помощью логического ударения можно уточнить смысл высказывания, например: а) Завтра мы. поедем в театр (а не на следующей неделе); б) Завтра мы, (наш класс, а не другой) по­едем в театр; в) Завтра мы поедем в театр (а не пойдем); г) Завтра мы поедем в театр (а не на экскурсию).

2. Интонация состоит из повышений и понижений голоса — это мелодика речи. Она в каждом языке своя.

3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп.

4. Интонацию характеризует тембр речи, зависящий от целевой установки. Он может быть «мрачным», «веселым», «испуганным» и т. д.

5. Пауза — остановка, перерыв в движении тона бывает всегда на границе фраз, но может быть и внутри фразы. Очень важно делать паузы в нужном месте, так как от этого зависит смысл выска­зывания.

Как удивили его слова / брата!

Как удивили его / слова брата!

Паузы бывают логическими (смысловыми) и психологическими (диктуемыми чувствами). Логические паузы отделяют друг от друга группы слов, объединенные общим смыслом. Психологические паузы К. С. Станиславский называл «красноречивым молчанием». Среди пауз такого типа выделяют паузы припоминания (А этот, /как его/, он. турок или грек?///Tom, /черненький/ на ножках журавлиных... (А. Грибоедов); паузы мол-чания (Хотя страшился он сказать... Нетрудно было б отгадать, Когда б... но сердце, Чем моло-же, Тем боязливее, Тем строже хранит, хранит причину от людей своих надежд, своих страстей

(М. Лермонтов). Необходимость психологической. паузы автор часто подсказывает многоточием.

2. Художественный текст мы воспринимаем зрительно. Поэтому для него важна графическая подача, которая во многом определяет эстетическое восприятие произведения при чтении.

Русская графика располагает огромными возможностями усиления образности текста художественной литературы. Это и фигурное расположение текста, и смена шрифтов, и выделение слов с помощью курсива и разрядки. Вот примеры необычного расположения строк:

Я,

еле

качая

веревки,

в синели

не различая

синих тонов

И МИЛОЙ ГОЛОВКИ,

летаю в просторе

крылатый, как птица,

меж лиловых кустов!

Но в заманчивом взоре,

Знаю, блещет, алея, зарница!

И счастлив ею без слов!

(В. Брюсов)

Лесенкой (рубленой строкой) пользовался В. Маяковский:

Слово —

полководец

человечьей силы.

Марш!

Чтоб

время

сзади

ядрами рвалось.

Лесенка, по мнению поэта, устраняет смысловые разночтения и ярче показывает авторский замысел.

В стихотворении Р. Саути «Как падают воды в Лодоре?» расположение строк вызывает в воображении читателя картину водопада:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: