История реформирования государственной службы в современной России (1991 – 1999 гг.)

В 1992 году была разработана концепция реформирования государственной службы, предусматривающая принятие рамочного закона о государственной службе, который послужил бы отправным этапом для дальнейшего нормативного правового регулирования в этой сфере. Однако закон не был принят.

Реальные шаги по становлению государственной службы в нашей стране были предприняты в 1993 и первой половине 1995 годов. При Президенте РФ 3 июня 1993 года был учреждён Совет по кадровой политике, в феврале 1994 года - Управление федеральной государственной службы, в июне - Российская академия государственной службы при Президенте РФ (на базе бывшей Академии общественных наук при ЦК КПСС).

Конституцией РФ 1993 года впервые были заложены основы законодательного регулирования института государственной службы как важнейшего элемента государственного управления. На протяжении последнего времени вся система российской государственной службы формируется на основе ее принципов.

В 1993 году Президент РФ издал Указ, утвердивший Положение о государственной службе только в государственных органах федерального уровня4. Данное Положение стало первым комплексным нормативным правовым актом о государственной службе. В нем впервые было дано определение государственной службы. Этот документ должен был, по мнению разработчиков5, способствовать формированию государственного аппарата из высококвалифицированных специалистов, стоящих вне экономических и политических влияний, и обеспечивать стабильность правового положения государственных служащих. В результате были заложены основы государственной службы в России.

Впоследствии становилось очевидным, что одними указами и подзаконными актами нельзя отрегулировать всю сферу государственной службы. Необходимость принятия закона стала очевидной.

Принятый 31 июля 1995 года Федеральный закон "Об основах государственной службы Российской Федерации"6 (далее также – закон об основах государственной службы) стал этапом дальнейшего формирования нормативной правовой базы государственной службы в нашей стране. Этот закон уже имел более широкую сферу действия, охватывал службу в государственных органах федерального и регионального уровня. Федеральный закон установил правовые основы организации такой службы и основы правового положения российских государственных служащих. В указанном законе впервые были юридически закреплены определения понятий государственной службы как профессиональной деятельности по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, определены принципы государственной службы. Законом был установлен правовой статус государственных служащих, ограничения, связанные с поступлением на государственную службу, правовые гарантии, ответственность государственных служащих, порядок прохождения гражданами государственной службы.

По своему функциональному назначению закон об основах государственной службы должен был стать основным и являться базовым законодательным актом, определяющим правовой статус государственных служащих, и распространяющимся на всех государственных служащих независимо от вида государственной службы.

Тем не менее, несмотря на бесспорно положительное значение указанного Федерального закона, комплексная, эффективная система обеспечения правового регулирования государственной службы в Российской Федерации окончательно не была сформирована. Военная и правоохранительная службы продолжали регулироваться отдельным законодательством, которое сформировалось значительно ранее7, развиваясь автономно.

Анализ норм Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ показывает, что он содержал большое количество отсылочных норм к федеральным законам (42), к законам субъектов Российской Федерации (20) и к подзаконным актам (17).

Наряду с федеральными законами и указами Президента РФ существовал ряд Постановлений Правительства РФ, принятых во исполнение данных нормативных правовых актов.

В итоге российское законодательство о государственной службе в тот период характеризовалось хаотичностью и противоречивостью друг другу нормативных правовых актов о федеральной гражданской службе, о службе в отдельных государственных органах (органах прокуратуры, внутренних дел, таможенных органах).

Отсутствие единой системы нормативного правового регулирования на федеральном уровне привело к тому, что в субъектах РФ складывались свои собственные подходы к правовому регулированию государственной службы. Такое обстоятельство во многом объяснялось нормативной неопределенностью: рамочный закон об основах государственной службы оставлял государственную службу субъектов в их ведении, тогда как п. "к" статьи 72 Конституции РФ относит административное и трудовое законодательство к совместному ведению Федерации и её субъектов.

В результате сложилась ситуация, когда в регионах правовые основы государственной службы регулировались различными нормативными правовыми актами, не согласующимися с федеральным законодательством и между собой. Например, в законодательных актах Башкирии, Марийской республики, Татарстана термин "квалификационный разряд" был заменен термином "классный чин". В Иркутской области, где существовало своё, отличное от федерального, деление государственных должностей на группы, было предусмотрено параллельное существование и квалификационных разрядов, и классных чинов. Существенно отличались и региональные нормы денежного содержания госслужащих. И, как следствие, оплата труда и социальная защита государственных служащих в некоторых субъектах Федерации превышала уровень, определенный для федеральных служащих.

Очевидно, что на этом этапе не удалось создать стройную систему государственной службы в стране. Не были четко определены новые задачи и сферы ответственности государственных служащих. Нормативные правовые акты принимались разрозненно и не могли обеспечивать целостность и единство института государственной службы РФ, чем затрудняли реализацию уже принятых актов и вызывали необходимость дополнительного разъяснения по их применению.

Сложившееся состояние государственной службы не могло не сказываться на эффективности работы органов государственной власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: