ТМО: постпозитивизм

Чтобы разобраться, что объединяет постпозитивистов, следует об­ратиться к тому, чему они противостоят: сам термин "пост-позитивизм" предполагает критику фундаментальных методологических оснований позитивизма. П - это направление в филосо­фии, считающее единственным источником истинного, действительного (положительного, позитивного) знания конкретные науки и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

П-п появился как критика предыдущих парадигм. Она противопоставляется неомарксистской парадигме. Основоположником п-п стал Карл Поппер.

(доп инфа) Понятие «постпозитивизм» охватывает собой пришедшую на смену неопозитивизму широкую совокупность концепций. Постпозитивизм в настоящее время не отличается большой внутренней однородностью: по многим вопросам существует «внутренняя» полемика. Выражаясь в терминах одного из его виднейших представителей – Томаса Куна, – это философское направление не имеет устоявшейся парадигмы. Условно можно выделить два основных направления (естественно, обнаруживающих между собой общность): релятивистское, представленное Томасом Куном, Полом Фейерабендом, Максом Полани; и фаллибилистское, к этой группе следует отнести прежде всего Карла Поппера и Имре Лакатоса, а также Дж. Уоткинса, Дж. Агасси, Дж. Фетзера. Представители первого течения утверждают относительность, условность, ситуативность научного знания уделяют большее значение социальным факторам развития науки, философы второго – строят философские концепции исходя из тезиса о «погрешимости» научного знания, его неустойчивости во времени.

Разумеется, естественна преемственность постпозитивизма с неопозитивизмом в его внимании к рациональным методам познания. Однако, как было сказано, постпозитивизм не ограничивается статикой знания, но видит основное назначение философии науки в исследовании процесса развития, «роста» знания. Общим для этого направления является признание важности мировоззренческих, философских, метафизических основ научных теорий. Философско-теоретическая основа – ранее рассмотренные парадигмы.

(по лекциям)

Методологические принципы П-п.:

· Замена верификации фальсификацией. Это методологическая процедура, в рез-те которой устанавливается ложность теории в результате ее эмпирической проверки

· Ослабление внимания к проблемам формальной логики и ограничение ее притязаний

· Резкое изменение отношения к философии. Подчеркивание роли философии как одного из возможных факторов исследования

· Отказ от каких-либо жестких ограничений. Попытка смягчить эти ограничения на науку и философию

Течения: (или судя по ниженаписанному, причины появления)

- возникла необходимость объяснить изменения произошедшие в технологии, политике, экономике и т.п.

- П-п. – это реакция на кризис западного обществознания, в частности самой влиятельной школы – Позитивизма

- методологический кризис

П-п – реакция на изменения в XX веке. Запад вступает в стадию постиндустриального общества.

Конфронтация м/у П и П-п. Спор о принципах в рамках 4ех великих дебатов. 80ые гг XX века. 1 вопрос – о познаваемости мира; 2 вопрос – может ли субъект познания оставаться нейтральным.

С т.зр. П – мир познаваем с помощью рациональных методов. Познающий субъект с помощью опр процедур может остаться нейтральным и сохранять объективность по отношению к изучаемому объекту

С т.зр. П-п – категорическое несогласие с тем, что чел м б объективен в процессе познания. Они против нейтральности субъекта в процессе познания. Любой исследователь исходит из своих предубеждений и предпочтений. Позиция исследователя заранее предопределена либо его личными взглядами, либо требованиями его соцгрупп.

Разница м/у П и П-п:

1. Познание мира различается

2. Нейтралитет исследователя разный

Философская основа П-п – труды Ницше.

Главная мысль – скепсис в достоверности теоретического знания (теоретическое познание недостоверно)

Черты П-п:

1. Отрицание, что политология – самостоятельная наука. Политология – лишь не имеющий четких границ, целей дискурс (стиль мышления, сп-б аргументации, вид речевой коммуникации, ориентир на обсуждение, обоснование любых значимых аспектов действий, мнений и высказываний участников речевой коммуникации). Он не может претендовать на создание теории

2. Релятивизм и нормативизм. Релятивизм – относительность знания

3. Уделение внимания идентичности и интересам субъекта политики. Поведение политиков не отражает реальное положение дел

4. Проект «Просвещение» (эпоха модерн) – себя исчерпал и завел западную цивилизацию в тупик

Как реак­ция на кризис исследовательской программы позитивизма, обозначив­шийся уже в концу 1960-х - началу 1970-х ГГ., возникает несколько школ, ставящих по сомнение гносеологические основы позитивизма, прежде всего, его рационалистическую теорию познания. Школы П-п:

I. Критическая теория (Роберт Кокс, Марк Хоффман, Эндрю Линклэйтер)

II. Пост-модернизм (Ричард Эшли, Уилльям Коннолли, Джеймс Дер Дериан, Р.Б.Дж. Уолкер, Майкл Шапиро)

III. Феминизм (Синтия Энлоу, Джин Элштейн, В. Спайк Петерсон, Кристин Сильвестер).

IV. Неомарксизм

V. Соцконструктивизм

VI. Историческая социолгия (Майкл Манн, Чарльз Тилли, Теда Скокпол),

ДЛя сторонников "критической теории" (следующих в русле иссле­дований Франкфуртской школы, и главным образом, Юргена Хаберма­са) знание о мире всегда должно пониматься в контексте интересов. Знание не нейтрально и не объективно, как предполагают позитивисты. "Историческая социология" концентрирует внимание на вопросах исто­рического контекста государственного развития, исторической измен­чивости государственных форм, взаимосвязи между государством, культурой и экономикой, о соотношении между обществом, государст­вом и международной системой. Постмодернистские авторы ха­рактеризуются "крайним иррационализмом и неприятием каких-либо теоретических абстракций и обобщений", они подвергают "атаке сами понятия о реальности, истине, структуре или идентичности, кото­рые являются центральными для международной теории, как и других гуманитарных наук". Что касается исследований феминисток, то они представляют достаточно широкий спектр - от гендерных исследо­ваний и изучения современной структуры мужского доминирования до вопросов природы идентичности.

Что объединяет эти течения в ТМО, так это убежденность в том, что западная политическая мысль, основанная на идеалах Просвещения, находится в кризисе. "Проект Просвещения" понимается как стремле­ние к освобождению человечества от темноты незнания, предубежде­ний, традиций и от поклонения неоспоримому авторитету. Лозунгом его является убеждение, что человек - это хозяин Вселенной, способный построить мир на началах разума и справедливости. Наиболее яркую критику этого "проекта" предлагают постмодернисты. Они подвергают критике саму идею прогресса, в кульминации достигающего совершен­ства человечества. Они отрицают понимание истории как некоего опти­мального направленного исторического пути - реальность для них есть социальное построение, "продукт человеческого альтернативного выбо­ра".


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: