Программирование — это область информатики, посвященная разработке программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач. Специалисты, которые профессионально занимаются программированием (т. е. разработкой программ), называются программистами.
Программирование принято разделять на две категории — системное и прикладное. Системные программисты занимаются разработкой так называемого системного программного обеспечения — операционных систем, утилит, систем программирования и пр. Прикладные программисты создают прикладные программы — редакторы, табличные процессоры, обучающие программы, игры и др.
Понятным для компьютера языком является язык машинных команд (ЯМК). На ЯМК данные задаются их адресами в памяти, а выполняемые операции — числовыми кодами. На ЯМК программировали на заре развития средств вычислительной техники, когда ЭВМ были ламповыми. Составление программ для современных компьютеров осуществляется на языках программирования высокого уровня (ЯПВУ), приближенных к естественному языку, таких как, например, Бейсик, Паскаль, СИ. Эти языки программирования являются универсальными и позволяют решать самые разнообразные задачи. Такой язык программирования представляет собой фиксированную систему обозначений для описания алгоритмов и структур данных.
|
|
Для создания и выполнения на компьютере программ, написанных на ЯПВУ, используются системы программирования, которые содержат мощные и удобные средства разработки программ:
• компилятор или интерпретатор;
• интегрированную среду разработки;
• средства создания и редактирования текстов программ;
• библиотеки стандартных программ и функций;
• отладочные программы, помогающие находить и устранять ошибки;
• диалоговый интерфейс;
• многооконный режим работы;
• графические библиотеки и утилиты работы с ними;
• справочную систему.
Язык программирования (на примере одного из языков высокого уровня)
Язык программирования Паскаль был разработан швейцарским профессором Никлаусом Виртом как язык обучения студентов программированию. Свое название этот язык получил в честь французского ученого, изобретателя механической вычислительной машины, Блеза Паскаля.
Команду, записанную на языке программирования, принято называть оператором.
Программа, написанная на Паскале, по своему виду близка к описанию алгоритма на алгоритмическом языке. В ней можно выделить следующие разделы:
• заголовок программы;
• описание переменных;
• последовательность операторов (тело программы);
• заголовок программы имеет вид: Program < имя программы >.
|
|
Раздел описания переменных начинается со слова var, за которым следует список имен переменных, разделенных запятой, далее через двоеточие указывается тип перечисленных переменных (например вещественный — real, целый — integer). Идентификаторы переменных могут состоять из латинских букв и цифр, причем на первом месте всегда должна стоять буква.
Раздел, содержащий операторы, начинается словом begin и заканчивается словом end.
Особенностью языка программирования Паскаль является однозначно определенное назначение знаков пунктуации. В конце Заголовка программы, в конце раздела описания переменных и между операторами ставится точка с запятой (;), перед словом end точку с запятой не ставят. В качестве разделителя элементов в списке переменных в разделе их описания, а также в списках ввода и вывода используется запятая (,). В конце всей программы ставится точка.