Следует различать такие элементы научного познания:
фактический материал, почерпанный из имперического опыта
Результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях
гипотезы - основанные на фактах проблемы и научные предположения
"вырастающие" из них законы, принципы и теории
философские установки
социокультурные основания
методы, идеалы и нормы научного познания
стиль мышления - целостное единство норм и идеалов научного познания.
УРОВНИ ПОЗНАНИЯ:
- теоретический
- эмпирический
Отличаются тем, что эмпирический уровень раскрывает внешние связи вещей, а теоретический раскрывает внутренние связи и отвечает на вопросы.
Эмпирический и теоретический уровень со временем взаимно обогащаются.
à Фиксация внешней и внутренней связи вещей.
Вещь – все то, что имеет свойства.
РАЗУМ И РАССУДОК:
Разум – такое мышление, которое стремиться за горизонт.
Рассудок – довольствуется известным.
Познание состоит и из рассудка, и из разума.
|
|
Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания. В структуре научного знания можно четко выделить два структурных уровня - эмпирический и теоретический.
Учет названных параметров позволяет выявить взаимоисключение между двумя уровнями научного исследования. Так эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений. Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом познании, ученый обращается к различным методам исследования. К числу методов эмпирического уровня научного познания относятся такие исследовательские процедуры, как
сравнение
измерение
наблюдение,
Эксперимент
Описание
Специфику теоретического уровня научного познания ярче всего характеризуют такие методы, как:
Идеализация
знаковое моделирование
формализация
метод мысленного эксперимент
аксиоматический метод
|
|
гипотетико-дедуктивный метод
метод математической гипотезы
метод вычислительного эксперимента
метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.
Существенным образом отличаются между собой и результаты, полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования. В первом случае к ним относятсянаучные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Во втором - научные теории, являющие собой высшие достижения теоретического исследования.
Эмпирический и теоретический уровни научного познания не только взаимоотрицают, но и взаимопредполагают друг друга. Развитие теоретического исследования постоянно нуждается в притоке информации, поставляемом эмпирическим уровнем научного познания. В свою очередь научные факты как важнейшие элементы эмпирического базиса науки оказываются теоретически нагруженными. Своеобразным свидетельством единства двух уровней исследования в науке выступают такие формы поиска и роста научного знания, как проблема, вопрос и гипотеза, а также общелогические методы исследования: обобщение, абстрагирование, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез.