Структура и динамика научного познания

Следует различать такие элементы научного познания:

фактический материал, почерпанный из имперического опыта

Результаты первоначального концептуального его обобщения в понятиях и других абстракциях

гипотезы - основанные на фактах проблемы и научные предположения

"вырастающие" из них законы, принципы и теории

философские установки

социокультурные основания

методы, идеалы и нормы научного познания

стиль мышления - целостное единство норм и идеалов научного познания.

УРОВНИ ПОЗНАНИЯ:

- теоретический

- эмпирический

Отличаются тем, что эмпирический уровень раскрывает внешние связи вещей, а теоретический раскрывает внутренние связи и отвечает на вопросы.

Эмпирический и теоретический уровень со временем взаимно обогащаются.

à Фиксация внешней и внутренней связи вещей.

Вещь – все то, что имеет свойства.

РАЗУМ И РАССУДОК:

Разум – такое мышление, которое стремиться за горизонт.

Рассудок – довольствуется известным.

Познание состоит и из рассудка, и из разума.

Система научного знания каждой дисциплины гетерогенна. В ней можно обнаружить различные формы знания: эмпирические факты, законы, принципы, гипотезы, теории различного типа и степени общности и т.д. Все эти формы могут быть отнесены к двум основным уровням организации знания: эмпирическому и теоретическому. Соответственно можно выделить два типа познавательных процедур, порождающих эти знания. В структуре научного знания можно четко выделить два структурных уровня - эмпирический и теоретический.

Учет названных параметров позволяет выявить взаимоисключение между двумя уровнями научного исследования. Так эмпирическое исследование призвано выявить и зафиксировать относительно неглубокие связи и характеристики изучаемых объектов, за которыми скрываются внутренние существенные и необходимые параметры, на изучение которых нацелено теоретическое познание. Эмпирическое исследование призвано описать изучаемый объект, систематизировать собранную о нем информацию, а основной задачей теоретического познания является объяснение исследуемых явлений. Решая поставленные задачи в эмпирическом и теоретическом познании, ученый обращается к различным методам исследования. К числу методов эмпирического уровня научного познания относятся такие исследовательские процедуры, как

сравнение

измерение

наблюдение,

Эксперимент

Описание

Специфику теоретического уровня научного познания ярче всего характеризуют такие методы, как:

Идеализация

знаковое моделирование

формализация

метод мысленного эксперимент

аксиоматический метод

гипотетико-дедуктивный метод

метод математической гипотезы

метод вычислительного эксперимента

метод восхождения от абстрактного к конкретному и др.

Существенным образом отличаются между собой и результаты, полученные в ходе эмпирического и теоретического исследования. В первом случае к ним относятсянаучные факты, эмпирические обобщения и закономерности. Во втором - научные теории, являющие собой высшие достижения теоретического исследования.

Эмпирический и теоретический уровни научного познания не только взаимоотрицают, но и взаимопредполагают друг друга. Развитие теоретического исследования постоянно нуждается в притоке информации, поставляемом эмпирическим уровнем научного познания. В свою очередь научные факты как важнейшие элементы эмпирического базиса науки оказываются теоретически нагруженными. Своеобразным свидетельством единства двух уровней исследования в науке выступают такие формы поиска и роста научного знания, как проблема, вопрос и гипотеза, а также общелогические методы исследования: обобщение, абстрагирование, моделирование и аналогия, индукция и дедукция, анализ и синтез.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: