В культурологической и социально-педагогической литературе все многообразие
индивидуальной и социальной активности в сфере культуры характеризуется
категорией "социально-культурная деятельность", которая обозначает как
различные феномены социальной и культурной жизни, так и специальные
технологии. В этой связи необходимо более четко представить себе ту
реальность, которая должна стать предметом практической деятельности (и
прежде всего — проектирования) для широкого спектра профессий социально-
культурной и социально-педагогической направленности.
Для начала попробуем развести содержание исходных понятий "социум" и
"культура", рассмотреть их как относительно автономные друг от друга
реальности, закрепив за ними тот смысл, который является для них традиционным
и отражает результативные и процессуальные стороны этих явлений.
Социум как явление, предмет анализа и объект проектирования можно представить
в виде базисных социальных субъектов (социальных групп, организаций,
институтов), которые являются универсальными, типичными и устойчивыми
общественными образованиями, а также процессов "социальной механики", т.е.
социальных взаимодействий, отношений. Исходными характеристиками при анализе
социологической проблематики являются статус и социальная роль.
Культура как результат представляет собой совокупность традиций, норм,
ценностей, смыслов, идей, знаковых систем, характерных для социальной
общности (в широком смысле этого слова — включая этнос, нацию, общество) и
выполняющих функции социальной ориентации, обеспечивающих принадлежность,
консолидацию человеческих сообществ, индивидуальное самоопределение личности.
В процессуальном плане культура есть деятельность (личностей, социальных
групп, институтов, общества) в различных сферах бытия и сознания,
представляющая собой специфически человеческий способ преобразования
природных задатков и возможностей, она есть единство опредмечивания
(производства) и распредмечивания (потребления) — создания традиций, норм,
ценностей, идей и их освоения, хранения, трансляции, превращения их во
внутренние качества личности.
“Социальное" и "культурное" растворены друг в друге, ибо в любом социальном
явлении всегда присутствует человек как носитель социальных ролей и
культурных ценностей. Именно человек является первичным "атомом" социальных
структур, отношений и культурных процессов.
Представляя собой единство, труднопреодолимое даже на уровне теоретического
анализа, категории "социум" и "культура" в то же время обозначают в рамках
одной системы два полюса с оппозиционными функциями и смыслами:
Социум — это отчуждение в рамках социальной роли от собственной природы и
природы своего "национального мира". Культура — это врастание в национальный
мир, образуемый языком, преданиями, национальной психологией.
Сущность социума — делать человека общественным, обеспечив его набором
необходимых ролей и технологиями их исполнения. Сущность культуры —
способствовать формированию духовно целостной личности, преодолению
социально-ролевой ограниченности человека.
Социальная деятельность — это целеориентированная активность, содержание
которой задано ролью. Культурная деятельность — это активность смысло— и
ценностно-ориентированная.
Учитывая условность обозначенных выше оппозиций, их преимущественно
теоретико-познавательный характер, попробуем, с одной стороны, найти то
общее, что связывает эти понятия-явления, с другой — в их сочетании
обнаружить несамодостаточность каждой из них, которая и объяснит
функционально-смысловую взаимосвязь этих категорий.
Точкой отсчета в данном случае будет культура, а еще точнее — ее
процессуальный уровень. Именно взгляд на культуру как на процесс создания,
хранения, освоения, трансляции ценностей, норм, образов жизни, а также
материализованных результатов культурной деятельности, во-первых, делает
необходимым использование категории "деятельность"; во-вторых, актуализирует
и проясняет категорию "социального", ибо культура как процесс "живет" в
деятельности различных социальных субъектов. В отрыве от них культура
"застывает" в различных предметных формах, которые лишь фиксируют ценности,
традиции, обряды, предания предшествующих исторических эпох, не делая их
фактом сегодняшних культурных процессов.
Итак, взаимосвязь социального и культурного, опосредуемая деятельностью
различных субъектов, рождает особую реальность, фиксируемую понятием
"социально-культурная деятельность".
Схематично это можно представить следующим образом:
СОЦИУМ СКД КУЛЬТУРА
Отношение понятий, составляющих категорию "социально-культурная
деятельность", носит характер взаимодополняемости, что позволяет отнести ее к
разряду таких терминологических конструкций как, например, "либерально-
демократическое общество", где первая часть характеризует специфику
ценностей, а вторая обозначает форму государственного устройства. В нашем
случае "социальное" указывает на субъект деятельности, а "культурное" — на
качество и сферу его активности.
В качестве субъектов культурной деятельности можно рассматривать личность,
социальную группу или общность, регион, общество, человечество в целом.
Каждый из этих уровней можно характеризовать преимущественно в контексте
социологической или культурологической проблематики:
Социальный аспект | Культурологический аспект |
1.Личность как носитель социальных ролей, отношений, действий, проблем. 2.Социальная общность (объединение, организация, движение), как социальный институт, субъект социальных отношений. 3.Регион как институциональная и административно-территориальная целостность. 4.Общество как сложная система функционирования и взаимодействия различных социальных институтов. 5.Человечество как совокупность институционально оформленных наций, народов, этносов. | 1.Личность как носитель “культурных” качеств, субъект культурного творчества. 2.Социальная общность как совокупность индивидов, объединенных общими целями, ценностями, как субъект саморазвития культуры. 3.Регион как совокупность социально-культурных сил, групп, движений, как носитель культурного потенциала (включая историко-культурное и этнокультурное своеобразие, ландшафтные особенности, традиции, предания, памятники истории и культуры. 4.Общество (нация) как носитель духовной целостности и историко-культурной самобытности. 5.Человечество как совокупность национальных культур. |
На каждом уровне развитие и функционирование субъекта подчиняется своим
закономерностям. Однако их автономность относительна — закономерности
различных уровней взаимодействуют, взаимодополняют друг друга. Субъект более
сложной организации "снимает" специфику предыдущего уровня, который
становится элементом нового системного образования. Так, например, личностные
различия пренебрегаются при анализе социально-культурных и этнокультурных
групп и общностей, региона как целостного культурного образования. Типичность
и специфичность этнических и социальных общностей, а также территориальная
индивидуальность "снимается" в национальной культуре, которая складывается из
этих элементов, но является по сути надиндивидуальным (и надэтническим)
образованием, живущим по своим законам, не сводимым к закономерностям
функционирования составляющих ее личностей, этносов, регионов. С другой
стороны, качественное изменение элементов любого из уровней воздействует на
состояние всей системы "культура — социум".
Итак, полюс социального в контексте анализируемого понятия есть
обозначение субъекта, который выступает носителем определенных ценностей и
осуществляет активность в различных сферах культурной жизни по их реализации. В
точке пересечения социального и культурного рождается новый
смысл и новое качество, которое не содержится в каждом из этих понятий-явлений,
рассматриваемых изолированно друг от друга. Культура в контексте социума
понимается не только как объективность "исторически застывшего", но и
субъективность актуально воспринимаемого, переживаемого и практически
осуществляемого, т.е. как персоналистическая реальность
[8].
Целостность и единство субъектов как носителей культуры (т.е. субъектов
социально-культурной деятельности) обеспечивается не столько их
институциональностью, сколько наличием базовых ценностей (объектов
идентификации), сохраняющих устойчивость общности как системного образования, а
также напряженностью энергетического поля, рождающегося в
противопоставлении данного субъекта (социально-культурной или этнической
группы, нации, общества) другим ценностям, нормам, идеалам в зависимости от
степени их референтности (т.е. меры их значимости, субъективно воспринимаемой
ценности) и позволяющего осознать различие, непохожесть и самотождественность
"моей" общности в ее культурном измерении. В процессе консолидации индивидов,
составляющих социально-культурную общность любого уровня, негативное отношение
к "другим" так же естественно и закономерно, как и позитивное — к "своим".
Полюсность "свое-чужое" всегда рождает особую энергетическую напряженность,
которая сплачивает общность "мы" и одновременно формирует
социально-психологическую оппозицию, противопоставление чужим — идеям,
ценностям, образу жизни.
Анализ категории социально-культурная деятельность с точки зрения
содержательной взаимодополняемости ее составляющих обнаруживает новые
теоретико-познавательные и прикладные возможности этого понятия и позволяет
более четко определить границы его компетенции. С одной стороны, культурные
нормы и ценности, которые воспроизводит, хранит и видоизменяет субъект
культуры, определяют смысл существования социума. С другой — социальность
не просто фиксирует носителя — субъекта культурной деятельности, но придает
феномену культурного содержательную определенность. Социальный субъект
как носитель культуры, во-первых, всегда имеет ограниченность во времени (в
отличие от культуры, "тело" которой простирается в бесконечность прошлого и
включает в себя многовариантность будущего); во-вторых, социальност ь
придает культуре неповторимость в пространстве здесь и теперь. Культура
в актуальности настоящего всегда предполагает существование вполне конкретного
субъекта, который хранит предания, традиции, нормы, развивает их и в них только
и развивается.
Таким образом, в категории социально-культурная деятельность первая
составляющая обозначает носителя культурных свойств и субъекта активности, а
вторая характеризует сферу и качество его активности. Следовательно,
социально-культурную деятельность можно определить как деятельность социального
субъекта (личности, общности, социального института, этноса, нации), сущность и
содержание которой составляют процессы создания, сохранения, трансляции,
освоения и развития традиций, ценностей и норм культуры — художественной,
исторической, духовно-нравственной, экологической, политической и т.д.
Осуществленное выше ограничение социально-культурной деятельности
позволяет точнее определить объектную область социокультурного проектирования,
которая во многом является общей как для профессий культурологической, так и
социально-педагогической ориентации (а еще точнее — тех направлений и видов
профессиональной деятельности, которые складываются внутри культурологии и
досуговедения и суть которых лучше всего отражает термин
социально-культурная педагогика).
Дело в том, что традиционно (в рамках культурно-просветительной работы) в
качестве такого объекта рассматривалась, преимущественно, отдельная личность,
а сама теория (или те разработки, которые претендовали на такой статус) и
методические рекомендации укладывались в рамки индивидуально-психологической
концепции, согласно которой процесс развития личности определяется, в
основном, ее внутренней логикой и соответствующими методами воздействия
субъекта педагогического процесса.
В рамках культурологической парадигмы подобный подход резко ограничивает
возможности и пространство социально-педагогической регуляции. Системно
выстраивая объект социокультурного проектирования (общий, как уже было
отмечено, для прикладной культурологии и социальной педагогики), мы включаем
в него те уровни, которые ранее не рассматривались в качестве предмета
изучения и регуляции, а именно: регион как совокупность социально-культурных
сил, групп, движений и общенациональную культуру как явление,
характеризующееся признаками субъектности, целостности, системности и
механизмами саморазвития.
Представление о социально-культурной деятельности как сложном и
многоуровневом образовании позволяет четче определить проблемное поле,
которое задает функции специалиста, работающего в социально-культурной сфере,
а, следовательно, и содержание его проектной деятельности. Предметная
область, подлежащая изучению и регулированию в рамках культурологического
подхода, включает закономерности, механизмы и условия оптимизации культурных
процессов на обозначенных выше уровнях — общенациональном (в рамках
государственной культурной политики); региональном (в деятельности
территориальных органов управления культурой и учреждений культуры и досуга);
на уровне социально-культурной общности (в форме непосредственного
руководства процессами становления и развития самодеятельных групп,
объединений, клубов, ассоциаций, движений). Именно на этих уровнях возможна и
наиболее эффективна регуляция культурных процессов — в силу социально-
правовой определенности как объекта, так и субъекта регулирования.
Здесь мы выходим на второй аспект содержания социально-культурной
деятельности — как способа осуществления определенных профессиональных
функций, т.е. как профессиональной деятельности, преследующей достижение
конкретных целей и предполагающей решение определенных (в частности,
культурологических, социально-педагогических) задач. Эта деятельность может
быть как объектом анализа (с позиции ее ценностей, целей, функций), так и
предметом практического овладения — в форме освоения различных социально-
культурных технологий (например, режиссура массовых зрелищ и представлений,
сценарное мастерство, технология разработки и реализации социально-культурных
программ и социально-педагогических игр, техника ведения переговоров и
посредническая деятельность, маркетинг и менеджмент в социокультурной сфере и
др.).
Для профессий культурологической направленности регулированию и социально-
культурному проектированию подлежат процессы и явления, характерные для
культуры общества в целом; а также культурная жизнь конкретного региона —
здесь предметом регуляции (и программирования) являются различные социально-
культурные субъекты (объединения, организации, учреждения), а целью —
создание условий для саморазвития культурной жизни, поддержка приоритетных
направлений и видов культурной деятельности, имеющих общественную и
личностную значимость, способствующих оптимизации художественной, духовно-
нравственной, политической жизни социума, развитию исторической,
экологической культуры человека.
Объект проектной деятельности профессионала социально-педагогической
направленности также представляет собой многоуровневое явление, включающее в
качестве своих составляющих не только личность, но и общность, регион. Это, в
свою очередь, требует иных методологических акцентов при разработке
технологических приемов и методов практической деятельности. Мировоззренческой
основой данной группы профессий должна стать культурно-историческая концепция,
в рамках которой развитие личности определяется и осуществляется ее
социально-культурным контекстом, влиянием исторически развивающейся культуры. В
рамках этой концепции объектом регулирования является не личность, но
социально-культурная среда, а предметом — оптимизация социально-культурной
жизни, пространства обитания человека.
Следует отметить, что культурологическая и социально-педагогическая
проблематика имеет зону пересечения, т.е. общее предметное пространство. Даже
на региональном уровне утвердивший себя принцип проблемно-целевой ориентации,
выражающийся в направленности социально-культурных программ на решение
проблем конкретных социальных групп, придает технологии проектирования
выраженный социально-педагогический характер. Причем, и в рамках профессий
культурологической направленности, и в рамках социально-педагогических
технологий различные виды социально-культурной деятельности рассматриваются в
качестве средства решения этих проблем.
Этот же принцип является основополагающим и в зарубежных концепциях социальной
педагогики, которая уже на этапе подготовки специалистов ориентирует их на
понимание проблем личностей и социальных групп, причин социального
дисфункционирования человека, на овладение различными техниками решения этих
проблем, в том числе и средствами социокультурной деятельности, методами
формирования оптимальной для личности среды обитания (артпедагогика,
библиопедагогика, игропедагогика и др.).
Таким образом, категория социально-культурная деятельность является
базовой, обозначающей круг явлений и область технологий, общих для профессий
прикладной культурологии и социальной педагогики. Различие существует лишь в
акцентах: в одном случае усиливается социальная (и социально-психологическая
проблематика), в другом — культурологическая. Это обнаруживается в специфике
объекта, задач и функций специалистов как социально-педагогического, так и
культурологического профиля, которую мы рассмотрим в последующих разделах
пособия.