Линейные концепции развития культуры

При эволюционистском подходе к культуре она трактуется как процесс пост.усложнения и совершенствования, кот. характеризуется ростом разумности и рациональности, совершенствованием морали, обогащением по содержанию и форме искусства. Само понятие «эволюция» стало исп-ся в 17 в. в Англии для обозначения упорядоченной последовательности событий. Такого рода взгляды на развитие с 18 в. были определяющими при объяснении динамики форм жизни (в этом заключалась просветительская концепция прогресса). С 19 в. эти идеи укоренились и в объяснении сущ-я чел. общества и культуры (прогресс к-ры). Употребления термина «э.» в сходном значении во многих естеств. и ости событий.овершенствованием морали, обогащением по содержанию и форме искусства. обществ.науках привело к трактовке его как универсального принципа, проявляющегося в разл. процессах природы, общества и внутреннего мира ч-ка (универсальность). Идеи эволюции были изложены в работах Спенсера, Дюркгейма, Тайлора, Конта, Фрэзера, Моргана. Эволюционная концепция утверждает особый тип последовательности необратимых изменений культ.феноменов от относительно неопределённой бессвязной однородности к более определённой согласованной разнородности (историчность). Человеч. культура в рамках этой концепции рассм-сь как совокупность процессво адаптации людей, организованных в сообщества, к их природному окружению (гуманность).

Г. Спенсер рассматривает стадии эволюции чел. общества и к-ры от «дикости и варварства» до высших ступеней цивилизации, от архаичного и традиц. общества – к современному. Он был убеждён в однолинейномхар-ре прогресса общества и к-ры; такой подход давал возм-ть расположить все общества по порядку, классифицировать их по степени сложности.

Общими идеями эволюционизма были: психич. единство ч-ка, направленность чел. к-ры от простого к сложному, закономерность культурного развития, эволюционная форма культ.динамики (последоват. усложнение социокульт. жизни, сопровождающееся повышением уровня её организации) – достоинства. Недостатки: по мере распространения эвол. подхода его сопровождала критика, кот.исходила из разных позиций. Религиозные мыслители и моралисты осуждали его за отсутствия в нём конечной цели, смысла в природе и в обществе. Другие отмечали, что не все явления в к-ре подвержены Э., но сущ. традиции, обычаи, ритуалы, кот.сохр-ся неизменными на протяжении длительного развития к-ры. Т.о., в начале 20 в. эвол. концепция стала утрачивать свой авторитет, поскольку накопился ряд фактов, не укладывающийся в рамки эвол. интерпретации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: