Идиосинкразический кредит

Традиционно считается, что чем выше статус человека в груп­пе, тем в большей степени он ориентирован на ее нормы и ценнос­ти, более последова­тельно реализует их в своем поведении. То есть чем выше статус, тем выше нормативность поведения. Ненорматив­ное поведение наказывается снижением статуса. Действительно, человек, который хочет иметь в своей группе высо­кие рей­тинговые показатели, должен вести себя нормативно. Одна­ко если он, благо­даря своему вкладу в жизнь группы, занимает в ней лидерское положение, он в определенной степени освобождается от необходимости вести себя строго нор­мативно, он получает право от­клоняться от групповых норм (естественно, чисто психологически, никакими «верительными грамотами» это не подтвер­ждено). Это яв­ление Холландер назвал идиосинкразическим кредитом ли­дера, а поведение, отклоняющееся от групповых норм, — идиосинкразиче­с­ким. Для группы это возможность развития, изменения. Если новшество, которое привнесет лидер, окажется не­эффективным, вредным, можно отказаться от него (вместе с лиде­ром чаще всего). Если же эксперимент окажется удачным, новый ва­риант отношений, достижения групповых целей могут способствовать разви­тию группы. Через некоторое время он превратится в групповую норму.

Психологический обмен. Разновидность его – ценностный обмен.

Референтная группа

Термин «референтная группа» был введен в 40-е гг. XX в. Г. Хайманом, а конкретное наполнение получил в экспериментах Т. Ньюкома. Для Т. Ньюкома этот термин обозначал группу, к кото­рой человек психологически причисляет себя, разделяет ее ценности и нормы. Исследователь разделял позитивные и негативные рефе­рентные группы. К позитивным референтным относятся те группы, в которых человек хочет быть принятым. Отрицательной референт­ной выступает та группа, нормам и ценностям которой человек себя и свое поведе­ние противопоставляет. В конце 40-х — начале 50-х гг. это понятие оконча­тельно закрепляется в социальной психологии, в частности работами М. Шер­рифа. Он видел значение референтной группы в том, что «ее нормы превраща­ются в социальные установки индивидов, в систему отсчета не только для са­мооценки, но и для оценки явлений социальной жизни, для формирования своей карти­ны мира». Он также предложил различать группу член­ст­ва (то сообщество, в которое человек реально включен) и референт­ную группу, с которой человек может себя соотносить в идеальном плане.

Референтная группа и группа членства могут совпадать (человек разделяет и проводит в жизнь ту систему ценностей и норм, которая выработана его ре­альной группой: учебной, трудовой, досуговой). Но в силу обстоятельств чело­век может быть включен в жизнедея­тельность одних групп, а ценностно и нор­мативно ориентироваться на другую, реально ему для контактов недоступную. Достаточно часто встречается и такой вариант: референтная группа у человека есть, и он реально в нее включен, но большую часть времени вынуж­ден прово­дить в группе членства. Все варианты несовпадения рефе­рентной группы и группы членства чреваты внутренними и межлич­ностными конфликтами для человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: