Билет № 5. 1. Можно ли Гегеля считать основоположником диалектики как философского учения?

1. Можно ли Гегеля считать основоположником диалектики как философского учения?

Да; нет.

2. Выделите уровни общественного сознания.

Общественная психология; идеология; традиции; преемственность; обыденное сознание.

3. Кто относится к представителям прагматизма в философии?

Сартр; Ницше; Дьюи; Камю; Пирс; Джемс; Марсель; Рассел.

4. Совпадают ли своему содержанию понятия «субстанция» и «материя»?

Да; нет

5. Возможно ли научное объяснение общественного развития биологическими закономерностями?

Да; нет

1. Проблема познаваемости мира. Агностицизм и его разновидности.

Познание — процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека..

В философии существуют две основные точки зрения на процесс познания: гностицизм (материалисты - мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания).и агностицизм (идеалисты - не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания)

Агностицизм (непознаваемый) — учение, согласно которому человек не способен познать сущность вещей, не может иметь достовернее знание о них.

Юм и Кант. Юм считал, что человек имеет дело только со своими собственными ощущениями; фактами субъективного опыта, поэтому он не может ничего знать о внешнем мире: ни о том, существует ли он на самом деле, ни о том, каков он. Кант хотя и признал объективное существование вещей самих по себе, по сущность их считал непознаваемыми, полагая, что вещи сама по себе не даны ни в каком опыте «Вещь в себе». По его мнению, человек при помощи рассудка и разума в состоянии познать лишь явления. При этом то, как вещи являются нам, как мы видим их, определяется, по Канту, не свойствами самих вещей, а особенностями форм познания. Современные агностики, по сути дела, стремятся лишить философию ее права исследовать и познавать своими средствами сущность, общие закономерности мира и его явлений с их совокупности, а науку—ее права на выдвижение гипотез, па разработку теорий, идущих дальше внешних фактов, проникающих в глубь вещей. Агностицизм абсолютизирует, чрезмерно раздувает тот факт, что человек не обладает полным, завершенным знанием мира, что его знания на той или иной ступени их развития. В основе агностицизма лежит также отрицание связи между сущностью и явлением. Отправляясь от того факта, что сущность предмета не лежит на поверхности, не совпадает с явлением, агностицизм вырывает непроходимую пропасть между ними. Самое решительное опровержение агностицизма дает практическая деятельность людей.

2. «Русская идея» в русской философии.

«Русская идея» — это термин, обозначающий систему представлений о месте России в мировом сообществе, особенностях ее истории, культуры, национальной ментальности и национального характера

Один из первых вариантов русской идеи проявляется в утверждении «Москва — Третий Рим» старца Филофея. Составляющими частями русской идеи у славянофилов были консервативно-патриархальная утопия; неприятие европейской цивилизации; антидемократизм,принцип соборности.

Соборность — это способ духовного объединения людей на основе универсализма, нравственно-христианских ценностей. Программа славянофилов -это создание русской философии и национальной идеологии. Исходный пункт — отказ от западной модели исторического развития и модели западного рационализма, тесно связанных с католицизмом и протестантизмом

В. С. Соловьев подверг критике славянофильскую русскую идею за ее националистичность, Однако есть и общее в понимании русской идеи славянофилами и Соловьевым: оно заключается в глубоком убеждении, что русская идея есть идея религиозная, нравственно-политическая, традиционалистская.

Соловьев исходил из миссии любой нации в истории, причем нация для него — не этнос, а система «человек — государство». Содержанием русской идеи, согласно Соловьеву, во-первых, является осуществление «социальной троицы» в России — органического единства церкви, государства и общества. «Восстановить на земле этот верный образ божественной троицы — вот в чем русская идея». Россия — это часть христианского мира, и ее задача состоит в содействии сближению всех христианских народов на основе принципов христианской нравственности. Чтобы осуществить русскую идею, Россия должна трудиться не для себя, а для мира «во имя христианского начала». Аргументы Аксакова также существенны: духовное единство с Западом возможно лишь при радикальном изменении духовной культуры самой России — устранении пропасти между народом и интеллигенцией, одухотворения самой церкви, придания ей вектора действительной нравственной силы. Если этого не будет, то союз с авторитарной католической организацией приведет лишь к «внешней механической унии».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: