Билет № 23. 1. Можно ли теоретическим путем доказать объективную истинность нашего знания?

1. Можно ли теоретическим путем доказать объективную истинность нашего знания?

Да; нет.

2. Укажите, что характеризует термин «ноосфера»?

Сферу труда; сферу разума; сферу духа; сферу человеческого общения.

3. Выделите важнейшее из свойств материи, зафиксированное в ее диалектико-материалистическом определении.

Существовать в ощущениях человека; Быть объективной реальностью; Быть фиксируемой физическими методами.

4. Какому способу мышления присуще формирование «парных» категорий: «причина и следствие»; «возможность и действительность»; «сущность и явление» и т.д.?

Метафизика; эклектика; диалектика; софистика.

5. Какое из западных философских течение является официальной философской доктриной католической церкви?

Экзистенциализм; неотомизм; неопозитивизм; прагматизм.

1. Сознание, условия и предпосылки его возникновения.

Развитие форм отражения материи - предпосылка возникновения сознания.

Сознание есть продукт общественно-исторического развития, функциональное свойство мозга, идеальное отображение действительности, регулятор деятельности человекаВ настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

• сознание существует;

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность).

В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания: физикализм, солипсизм, объективный идеализм, умеренный материализм.

Физикализм —сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Солипсизм —сознание индивида — достоверная единственная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

• объективный идеализм — признает наличие, как сознания, так и материи, однако сознанию отводит первичную (творческую) роль и рассматривает его в отрыве от личности индивида как часть «мирового сознания»;

• умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя— точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

происхождении сознания.

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое.

Согласно космической (божественной) точке зрения сознание существует само по себе, независимо от его материальных носителей — живых организмов, человека. Сознание «исходит» непосредственно из космоса (другой вариант — из разума Бога), едино, неделимо, цельно по своей сути. Частицы «мирового сознания» рассеяны в природе в виде сознания живых организмов и человека.

Основная идея другой, «биологической» точки зрения: сознание — порождение живой природы и присуще всем живым организмам. Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины XX в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта.

2. Что означает термин «диалектика» в античной, гегелевской и марксистской философии.

Диалектика (греч.— веду беседу, рассуждаю) — наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления, теория и метод познания явлений действительности в их развитии, самодвижении, вызываемом внутренними противоречиями. В таком значении термин диалектика употребляется в марксистской философии. Первоначально же он означал спор, столкновение противоположных мнений, в результате которого достигается истина.

Вначале диалектика существовала в виде наивного, основанного на внешнем наблюдении представления о том, что все в мире постоянно изменяется, обновляется, происходит круговорот веществ в природе, вещи возникают, исчезают, превращаются в свою противоположность (Античная философия). Древние видели лишь общую картину бесконечного изменения явлений, они не могли раскрыть закономерности этого изменения, понять, как конкретно протекает оно в различных явлениях.

Следующий этап в развитии диалектики связан с именами немецких философов-идеалистов 18—19 вв., Гегель первый представил мир как процесс всеобщего поступательного движения, развития от низших ступеней к высшим, движущей силой и источником которого являются противоречия, присущие всем явлениям и составляющие жизненную силу всего существующего. Он сформулировал основные законы этого развития, создал систему категорий диалектики, оказавшую существенное влияние на последующую философскую мысль. Однако диалектика была развита Гегелем на ложной, идеалистической основе. По его мнению, движение, развитие существует в мире только потому, что всем управляет некое сверхприродное сознание. Всякое развитие прекращается, как только мировой разум через систему Гегеля постигает все свое внутреннее богатство.

Подлинно научную, материалистическую диалектику создали Маркс и Энгельс, используя наиболее ценное в диалектике Гегеля и опираясь на достижения науки своего времени. Для марксистской диалектики характерна объективность рассмотрения явлений, понимание их такими, каковы они есть сами по себе. Как показывает весь опыт познания и практической деятельности людей, в мире существует теснейшая, неразрывная связь всех явлений, всех сторон каждого явления. Сущность диалектического понимания движения, развития явлений, его отличие от метафизики выражают законы диалектики. Основные из них:

1)закон единства и борьбы противоположностей,

2) закон перехода количественных изменений в качественные и обратно,

3) закон отрицания отрицания,

Законы диалектики— это законы развития не только материального мира, но и человеческого познания. По своему существу она критична и революционна.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: