Особенности худ. культуры и представление о мироздании Древних Славян (б.20 в.1)

Духовная культура наших предков была чрезвычайна богата. Изначально люди поделили все окружающее пространство на мир видимый и не видимый, реальный и ирреальный. По всей видимости, вселенная представлялась состоящей из трех частей: небо – мир богов, земля, населенная людьми, и подземный мир, обитатели которого держат на себе тяжесть земной толщи.

Культ природы определял мироощущение древних славян. Культ наивный, рожденный близостью человека к природе, к земле. Каждый лес, ручей, колодец, даже отдельное дерево представлялись древним славянам одушевленными. Особенно привлекали их своей мощью старые, большие деревья, раскидистые густолиственные дубы. Они чтили глубокие и быстрые реки: недаром в более поздних сказаниях реки говорят с героями человеческим языком. Они поклонялись огромным камням и горам: недаром судьба русских богатырей ставилась в таинственную связь с каменными горами.

Боги славянского пантеона олицетворяли добрые и злые силы природы: Перун — страшный бог грозы, самый главный из богов, Солнце — известное под различными именами (Даждьбог, т. е. бог, подающий благо, Сварог — от слова «свар» — жар и др.), Велес, или Волос, — благодетельный бог скота.

Древнему славянину казалось, что каждый дом в деревне находится под покровительством духа, приглядывавшего за скотиной, оберегавшего огонь в очаге и по ночам выходившего из-под печки полакомиться приношением, оставленным ему заботливой хозяйкой. Дом был не только крепостью, но и первым храмом древнего славянина. Внутри дома находились священные предметы – печь, стол, «красный угол» с расшитыми магическими узорами полотенцами. С участием этих особо почитаемых предметов отправлялись домашние священнодействия – родильные и погребальные обряды, свадебные ритуалы. Печь была местопребыванием домашнего огня, к которому древние славяне испытывали глубокое уважение – оскорблением считалось плюнуть в этот огонь, браниться при огне.

Каждое живое существо, соприкасавшееся с человеком, было наделено особыми чертами. Петух, с изумительной точностью отмечающий часы и встречающий зарю своим пением, признавался вещей птицей: ни одно жертвоприношение не обходилось без заклания петуха. Утки и гуси символизировали воду... Бык был олицетворением плодородия. Конь был излюбленным мотивом древнего искусства. Лесные звери представлялись какими-то оборотнями, в большинстве своем враждебными человеку. Волками оборачивались колдуны… Крупнейший хищник наших лесов – медведь особенно почитался. Глиняные изображения медвежьих лап клали в могилы, медвежьи клыки носили в ожерелья.

Истоки прекрасных русских сказок, былин, пословиц, народной музыки и драматургии, художественного творчества теряются в далеком прошлом. С незапамятных времен на Руси были распространены струнные, смычковые и другие музыкальные инструменты. Без музыки, песен, театральных представлений были невозможны ни праздник, ни пиршество. Древняя скульптура была объектом поклонения в языческих капищах. Искусство приходило славянину на помощь, создавая амулеты, предназначенные оберегать человека от духов леса. На фибулах, бляшках, пластинах представляются нам изображения змей, коней, петухов, лосей, козлов. О своих богах славяне слагали мифологические сказанья и легенды.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: