Культура раннего Возрождения

Синтез всех элем-ов ср.в. культуры, разрыв со старыми традициями. Возрожд. античных традиций (на христ. базе): адаптация антично. к средневек. Противопост. природы Богу, материи – форме. Бог со-вечен материи, часть природы => он тоже подч. законам природы. Антропоцентризм, обожествл. человека по собств. его сущности и всей природы => реальное изображение окруж. мира.

1. Проторенессанс (1260-е гг.–н.XV в.). Замена плоского иконного изобр-ия на картинное. Человека начин. изобр. в объеме и движ. + эмоции. Джотто, Дуччо, братья Пизано. 2-й этап (с 20-х XIV в.) – «интернац. готика»: в обл. искусства врем. лидир. схоластика. Мастер Никколо Пизано осн. новой школы скульпт. в Пизе. В 1260-1270 мастерск. вып. многочисл. заказы в городах Ср.Италии. Римская школа (живопись), Пьетро Каваллини. Опир. на позднеант. и раннехрист. памятники, стрем. преодолеть плоскостность форм и композит. построения. С 1320-х ведущая роль в живописи перешла к флорент. школе – Чимабуэ, Джотто. Джотто смелый, решит. художник, залож. основу искусства Возрождения.

2. Ран. Возрождение (н. XV – н. XVI вв.). Смена эстетич. и политич. идеалов. Леон Баттиста Альберти (1404-1472) – теория ренессансн. искусства, автор ряда трактатов («О зодчестве», «О семье и человеке»). Гильберти, Мартини, Филарете, да Винчи – синтез духовн. и реальн. Откр. законы линейной перспект. Альберти разруб. каноны градостр.: в центре – только возвышенность, дома обслуги – за пределами городск. центра. Флоренция: Мазаччо, Донателло (статуя Давида), Брунеллески (палаццо Питти). С сер.XV в. новый стиль вых. за пред. Флоренции и распр. по Италии. Мастера: Пьетро Делла Франческо, Антонелио да Мессино, Джованне Беллини. Расцвет местных школ (Флоренция, Венеция, Феррара, Мантуя, Милан и Рим). В живоп. важн. момент – одухотворение образа, «человек, парящий над землей» (Боттичелли, «Рождение Венеры», «Весна»). Начало XV в. классич. безмятежность в изобразительном искусстве (легкие чувства, грусть). Джорджонни и Тициан – открытая философия. Гуманизм становится традицией. Подъем античного наследия. Развив. натурально-философски. направ. (естественные изыскания + философские системы), повял. эмпирич. знание (через опыт начинают проверять все, даже авторитеты). Во 2-й п.XVв. в гуманизме оформилось философское направление – флорентийский неоплатонизм: делла Мирандола. Противник гуманистов, Джироламо Савонарола: облич. папство, призывал церковь к аскетизму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: