В политической и государственной сфере:
* упрочение российской государственности путем углубления и развития новых федеративных отношений;
* объединение усилий всех звеньев государственной системы гражданского общества для достижения межнационального согласия, утверждения принципа равноправия граждан различных национальностей, укрепления взаимопонимания между ними;
* обеспечение правовых, организационных и материальных условий, способствующих учету и удовлетворению национально-культурных интересов народов;
* выработка государственных мер раннего предупреждения межнациональных конфликтов;
* решительная борьба с любыми проявлениями агрессивного национализма.
В социально-экономической сфере:
* реализация экономических интересов народов на основе учета их традиционных форм хозяйствования и опыта трудовой деятельности;
* выравнивание уровней социально-экономического развития субъектов Российской Федерации;
* осуществление социальных программ занятости в трудоизбыточных регионах, мер по подъему "депрессивных" регионов, в первую очередь, в Центральной России и на Северном Кавказе;
* рациональное использование многообразия хозяйственных возможностей субъектов РФ, их природных ресурсов, накопленного научно-технического и кадрового потенциала.
В духовной сфере:
* формирование и распространение идей духовного единства, дружбы народов, межнационального согласия, культивирование чувства российского патриотизма;
* распространение знаний об истории и культуре народов, населяющих Российскую Федерацию;
* сохранение исторического наследия и дальнейшее развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия славянских, тюркских, кавказских, финно-угорских, монгольских и других народов России в рамках евразийского национально-культурного пространства, создание в обществе атмосферы уважения к их культурным ценностям;
* обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития языков всех народов России, использования русского языка как общегосударственного;
* укрепление и совершенствование национальной общеобразовательной школы как инструмента сохранения и развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре, истории, языку других народов России, мировым культурным ценностям;
* учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией, поддержка усилий религиозных организаций в миротворческой деятельности.
Межнациональные отношения в нашей стране во многом будут определяться национальным самочувствием русского народа — самого многочисленного этноса. Потребности и интересы русского народа должны в полной мере найти отражение в федеральных и региональных программах, постоянно учитываться в политической, экономической и культурной жизни республик и автономных образований РФ. Потребность в государственной поддержке оказывается соотечественникам за рубежом, прежде всего путем оказания им материальной и культурной помощи, особенно этническим россиянам, проживающим в государствах ближнего зарубежья.
В государственной национальной политике необходимо прежде всего осознание того, что национальный вопрос не может занимать второстепенное место или быть предметом спекуляций в политической борьбе. В ходе его разрешения перед обществом встают все новые задачи. Действия в этой сфере должны быть согласованы с реальным состоянием и перспективами национальных отношений в Российском государстве. При проведении государственной национальной политики необходимы опора на научный анализ и прогноз, учет общественного мнения и оценка последствий принимаемых решений. Только тогда национальная политика может стать консолидирующим фактором.