1. Промышленность Вологодской области
Вологодская область производит 1,6 % продукции промышленного производства России. Основу промышленности составляют 280 крупных и средних предприятий. По среднедушевому объему промышленного производства Вологодская область занимает третье место в России. В области производятся каждая шестая тонна российского проката и стали, каждый восьмой подшипник, каждая девятая тонна минеральных удобрений, каждый тринадцатый кубометр деловой древесины. Доминирующие отрасли: черная металлургия («Северсталь», Череповецкий сталепрокатный завод), химическая промышленность («Азот», «Аммофос», «Агро-Череповец»), машиностроение (Вологодский подшипниковый завод, Вологодский оптико-механический завод и др.), металлообработка, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность, стекольное производство (Чагодощенский, Покровский и Смердомский стеклозаводы – все в Чагодощенском районе). В лесопромышленном комплексе работают свыше 150 крупных и средних предприятий (более всего в Сокольском, Грязовецком, Шекснинском, Харовском, Череповецком и Великоустюгском районах). В Вологде ежегодно проводится федеральная выставка-ярмарка «Российский лес». В строительном комплексе области функционируют около 1100 организаций. На долю сельского хозяйства приходится 8% валового регионального продукта и 8,5 % работающего населения. Ведущая роль принадлежит молочному скотоводству. Агропромышленный комплекс полностью обеспечивает потребительский рынок области молоком, яйцом, картофелем и овощами, успешно работает на рынках соседних областей. Вологодчина - родина «вологодского масла». С 1998 г. Вологда - центр российского льноводства, место проведения ежегодной национальной ярмарки «Российский лен». Льнотекстильное производство представлено предприятиями «Вологодский текстиль» и «Северлен». Область относится к экспортно ориентированным районам (экспорт занимает 87 % во внешнеторговом обороте; по общему объему экспортных поставок - второе место в Северо-Западном федеральном округе): вывозятся черные металлы, химическая продукция, древесина и изделия из нее. По территории области с востока на запад проходит магистральный газопровод (3073 км в однониточном исполнении; 5 компрессорных станций, 28 отводов - 446,5 км, 29 газораспределительных станций). Зарегистрировано около 6 тыс. торговых предприятий, развивается выставочно-ярмарочная деятельность.
2. Природа оказывает влияние на хозяйственную деятельность человека. Докажите это, сравнив виды хозяйственной деятельности в разных природных зонах. Для каких видов хозяйственной деятельности особенно велико значение природных условий?
Географические различия в хозяйственной деятельности населения складывались в течение длительного времени. Они формировались исторически вместе с географическим разделением труда под влиянием как природных, так и экономических факторов.
На ранних этапах развития хозяйства главным фактором был природный. Население северных районов (ханты, манси, чукчи) традиционно занимались оленеводством, охотой и рыболовством. Население лесостепной зоны занималось земледелием. В зоне полупустынь главным было кочевое скотоводство. С развитием ремесел сформировались традиционные занятия населения отдельных районов: гончарное дело (Гжель), резьба по кости (Архангельская область), резьба по дереву, финифть (Ростов), лаковая миниатюра (Палех, Федоскино), роспись подносов (Жостово), плетение кружев (Вологда) и т. д.
В настоящее время географические различия в хозяйственной деятельности населения обусловлены в первую очередь тем, какие отрасли хозяйства развиты и являются ведущими в данном регионе. Так, в угледобывающих регионах основная часть трудоспособного населения занята на производствах, связанных с угледобычей (Кузбасс), в районах химической промышленности — с производством пластмасс, химических волокон, минеральных удобрений и т. п. (Поволжье и Урал). Природные условия имеют определяющее значение в сельском хозяйстве.
3. Выявите зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых региона России или материка (по выбору учителя).