Газета «Молва» (1831 - 1835).Анализ Статьи В.Г. Белинского «Литературные мечтания»

"Молва" выходила в 1831 году еженедельно, в 1832 г. - дважды в неделю, в 1833 г.-трижды в неделю, в 1834-1836 гг.- еженедельно; отдельной подписки на неё не было. Касаясь явлений общественной жизни "М" разоблачала злоупотребления, которыми изобиловала эпоха николаевского царствования. Такова например заметка "Хозяин-филантроп" 1832г. Иронический,насмешливый тон был свойственен библиографическим заметкам "М", публиковавшимся в рубрике "Литературная хроника". Здесь вместо анализа произведения зачастую им давалась убийственная характеристика с помощью удачно выбранной цитаты, остроумного заголовка и т.д. Имели место сатирические выступления против "Северной Пчелы" Булгарина и Греча, а также "Московского Телеграфа" и исторических работ Полевого. Легкий фельетонный стиль, обилие полемики и отсутствие серьёзных критических статей на литературные и научные темы отличали "Молву" 1831-1834 гг. Ситуация изменилась с публикацией "Литературных мечтаний" В.Г.Белинского, где он публикуется под псевдонимом Он Инский и характеризует литературу с самого начала до его бытности, говоря, что литературы нет. В связи с отъездом надеждина за границу с июня по декабрь 1835 г.он стал редактором "Телескопа" и "Молвы".Позже привел туда своих друзей по кружку Н.В.СТанкевича-М.А.Бакунин,В.П.Боткин.

  1. П.Я. Чаадаев. Оценки личности. Сотрудничество в «Телескопе». «Философическое письмо», его общественно - политическая и историческая концепции.

В конце 1829 г. Чаадаев начал работать над трактатом «Философические письма» (на французском языке). Эта работа, состоящая из восьми писем, была закончена в 1831г. Письма адресуются к некой даме (Пановой), которая, желала посоветоваться с Чаадаевым о том, как упорядочить свою духовную жизнь. В «Письме первом» Чаадаев советует этой даме тщательно соблюдать все обряды, предписываемые церковью. «Это упражнение в покорности,— пишет он,—...укрепляет дух». В 1836 г. журналом «Телескоп» было опубликовано первое «Философическое письмо» (от 1 декабря 1829 г.). Письмо первое - напечатано без подписи, да она и не была нужна - все знали, что его автором был Петр Яковлевич Чаадаев. Под статьей значилось:"Некрополис. 1829, декабря 17". По-гречески, некрополис - город мертвых. В "Телескопе" должно было появиться еще одно, третье "философическое письмо" Чаадаева. Оно было набрано и одобрено к печати цензором А. Болдыревым 5 октября. Но следующий номер журнала не успел выйти. Цензор, разрешивший напечатать это письмо, был смещен со своего поста, журнал запрещен, а его редактор профессор Надеждин выслан в Усть-Сысольск, а затем в Вологду, откуда вернулся только в 1838 г. Самого Чаадаева император Николай I объявил сумасшедшим. В течение года Чаадаев был пленником в своем доме под присмотром врачей и полиции. Цензоры получили указание не пропускать в печать какие-либо критические отклики на письмо Чаадаева. Это письмо было напечатано вторично только в 1906 г. в журнале «Вопросы философии и психологии» и в «Собрании сочинений и писем Чаадаева» под редакцией Гершензона. Второе, третье, четвертое, пятое и восьмое письма опубликованы в 1935 г. в журнале «Литературное наследство». Шестое и седьмое письма не опубликованы в печати, очевидно, по той причине, что в них Чаадаев говорит о благотворном влиянии церкви. "Письмо Чаадаева прозвучало подобно призывной трубе; сигнал был дан, и со всех сторон послышались новые голоса; на арену вышли молодые бойцы, свидетельствуя о безмолвной работе, производившейся в течение этих десяти лет". Так писал Герцен в своей знаменитой статье "О развитии революционных идей в России" (1850),навсегда определив значение письма Чаадаева в истории русской общественной мысли. В "Философических письмах" Чаадаев безжалостно "расправляется" с античной культурой, порицает реформацию на Западе и православие в России. Он мечтает о "революции духа", мечтает стать пророком, которому предназначено свыше спасти "сбившуюся с пути Россию", и пытается обратить в свою веру Пушкина. В такой атмосфере Чаадаевым была написана статья «Апология сумасшедшего» (1836–1837),задуманная как своеобразное оправдание перед правительством и обществом, как разъяснение особенностей своего патриотизма. В "Апологии сумасшедшего" Чаадаев пересмотрел свою точку зрения на Россию, отметив: "Может быть, преувеличением было опечалиться хотя бы на минуту за судьбу народа, из недр которого вышли могучая натура Петра Великого, всеобъемлющий ум Ломоносова и грациозный гений Пушкина". Умер Чаадаев в Москве 14 апреля 1856.

  1. Начало журнально-публицистической деятельности В.Г. Белинского.

Еще будучи студентом Московского университета, Белинский выступил в печати как поэт и критик-полемист. В малозаметной московской газетке «Листок» было помещено стихотворение Белинского «Русская быль»(1831, №40–41),написанное под сильным влиянием русских народных песен и романтических баллад. В том же «Листке» Белинский опубликовал свою первую литературно-критическую работу–рецензию на анонимную брошюрку о трагедии Пушкина «Борис Годунов» (№45). Белинский резко обрушивается на современную ему журнальную критику, оказавшуюся неспособной понять и правильно оценить пьесу. С тонкой иронией отзывается он о статье Надеждина, посвященной пушкинской трагедии. Сказав, что «в одном только «Телескопе» «Борис Годунов» был оценен по достоинству», Белинский объяснил, что это сделано Надеждиным скорее по тактическим соображениям, чем в результате глубокого постижения новаторства Пушкина–«только для того,что он, г. Надоумко, как сам признается, любит плавать против воды, идти наперекор общему голосу и вызывать на бой общее мнение». Белинский открыл новую страницу в русской журналистике и как практик, который всю свою жизнь отдал работе в периодической печати, и как теоретик, создавший стройную систему взглядов по вопросам журналистики–свой журналистский кодекс, и как историк, наметивший методологические принципы изучения периодики прошлого. Все остальные печатные выступления Белинского (числом более тысячи) появились на страницах журналов и газет. «Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку «Отечественных записок»,–решительно заявлял Белинский в письме к В.П.Боткину 14 марта 1840 г., подчеркивая свою кровную, неразрывную связь с журналистикой. Белинский не только сотрудничал в периодике; многие годы он выступал как фактический редактор и руководитель изданий. В Москве Белинский в 1835 г. редактировал журнал «Телескоп» и газету «Молва», в 1838–1839 гг. руководил журналом «Московский наблюдатель». Редакторская деятельность Белинского в "Молве" 1835 г. усилила интерес издания к устному народному творчеству, печатались белорусские песни, украинские загадки. На страницах "Телескопа" и "Молвы" Белинский разоблачал беспринципность, меркантильность "Библиотеки для Чтения", осуждал "светскость", аристократизм "Московского наблюдателя".

  1. А.С. Пушкин - журналист и редактор.

Участие в журналах А. С. Пушкина началось в 20-е годы 19 века. Он сотрудничает в таких журналах как «Сын отечества», «Московский телеграф», альманах «Полярная звезда». В 1827 году Пушкин принимает активное участие в журнале «Московский вестник», которым официально руководил М.П.Погодин.

Идея создать собственный журнал возникла у Пушкина еще в феврале 1826 года, но оставалась нереализованной до 1830. С 1830 по 30 июня 1831 года в Петербурге выходила раз в 5 дней «Литературная газета». Право на издание было получено бароном А.А.Дельвигом, лицейским другом поэта. Его официальным помощником был О.М.Сомов, а секретарем В.Н.Щастный. Активным сотрудником газеты был А.С.Пушкин. После выхода первых двух номеров редактор уехал из Петербурга и поручил издание поэту. Он стал негласным редактором и издателем 13 номеров газеты. Её главная цель – просветительская. А.С.Пушкин выпускал с 3 по 12 номер самостоятельно, в 13 внес большой личный вклад. В марте 1830 года редакторские обязанности вновь перешли к Дельвигу. В том же году публикации «Литературной газеты» вызвали неудовольствие цензуры. В конце октября газета опубликовала четверостишие К. Делавиня для памятника жертвам Французской революции, за что редактору было сделано предупреждение, а само издание было запрещено. 14 января 1831 года А.А. Дельвиг умер. Стараниями друзей газета была разрешена при условии редакторства О. М. Сомова. Он редактировал №№ с 65 по 72 в 1830 году и с 1 по 37 в 1831 году. Тираж упал до 100 экземпляров. В июне 1831 года Сомов прекратил издание.

В 1832 году Пушкин пытается организовать газету «Дневник», имеющую право публиковать политические известия. Газета разрешена не была.

Журнал «Современник» начал издаваться в 1836 году, был разрешен как чисто литературный с периодичностью 4 раза в год. Официальной программы не было. Многие приняли за неё статью Н.В.Гоголя «О движении журнальной литературы за 1835 год», опубликованную в №1. Пушкин был вынужден объявить в №3, что гоголевская статья не является программной.

Журнал «Современник» был построен как литературно-критический. В конце каждого номера помещался раздел объявлений и рецензий. Остальной материал делился на поэзию и прозу, но среди прозаических материалов преобладала публицистика и критика. С критическими статьями в журнале выступали В.Ф.Одоевский, П.А.Вяземский, Н.В.Гоголь. Издатель поместил свыше 10 своих статей, рецензии, редакционные заметки, предисловия, послесловия, примечания. Особое значение он придавал историческим материалам.

Тираж журнала колебался от 2400 до 900 экземпляров. В январе 1837 года А.С. Пушкин пишет несколько статей и заметок, предназначавшихся для №5, который появится уже после смерти поэта. №5 «Современника» будет называться иначе - «Современник. Литературный журнал А.С.Пушкина, изданный по смерти его кн. П.А.Вяземским, В.А.Жуковским, А.А.Краевским, кн. В.Ф.Одоевским и П.А.Плетневым». В течение 1837 года журнал издавался в пользу семьи погибшего поэта.

До конца 1846 года «Современник» издавался П.А.Плетневым, но успеха не имел. С 1847 года права на издание приобрели А.А.Краевский, И.Панаев, В.Г.Белинский, Н.А.Некрасов. Журнал будет выходить до 1866 года и приобретёт репутацию одного из самых лучших изданий России.

  1. Издательская и редакторская деятельность А.А. Дельвига.

ДЕЛЬВИГ Антон Антонович (1798—1831). Учился в Царскосельском лицее (1811—17), по окончании которого определился на службу. С 1824 Дельвиг целиком отдается литературной работе. Он начал печатать стихи еще будучи воспитанником лицея, там же установились его художественные взгляды. В 1818 был избран в Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Дельвиг отказался участвовать в декабристском путче. Он выступил в поэзии оригинальным продолжателем классической традиции (К. Н. Батюшкова и др.). Основными видами его лирики становятся подражания древним и стихи в духе русских народных песен. Пушкин, высоко ценивший стихи Дельвига, указывал, что в них «…заметно необыкновенное чувство гармонии и той классической стройности, которой никогда он не изменял».

Издательская деятельность Дельвига, его альманах «Северные цветы» (1825—31) и «Литературная газета» (1830—31) имели большое значение для объединения поэтов пушкинского круга и защиты их позиций в литературной борьбе 20-х. С первых же номеров газета повела борьбу за идейную свободу художника. Литераторы пушкинской группы через газету Дельвига отстаивали свою творческую независимость. Издателя газеты несколько раз вызывал к себе шеф жандармов А. Х. Бенкендорф. В результате «состоялось высочайшее повеление о запрещении издания под его редакцией» (дек. 1830). Вскоре после этого Дельвиг скончался.

  1. «Литературная газета». Ее своеобразие. Участие в издании А.С. Пушкина.

«Литературная газета» — русская газета, выходившая в Петербурге с 1 января 1830 г. по 30 июня 1831 г. Периодичность выхода: раз в 5 дней. Редактор-издатель с первого выпуска по ноябрь 1830 г. (№ 1-64) — А. А. Дельвиг, далее (№ 65-72 1830 г., № 1-37 1831 г.) — О. М. Сомов. Формат: на восьми полосах; каждая полоса была разбита на две колонки.

Основание газеты

Поначалу А. А. Дельвиг и О. М. Сомов издавали в Санкт-Петербурге альманах «Северные цветы» (1825—1832), среди авторов которого сплотился определенный круг поэтов, близкий к идеям декабристов; в числе их были А. С. Пушкин и кн. Вяземский. В этом кружке зародилась идея создания нового издания, в котором литература рассматривала бы социальные аспекты времени, обращалась бы к жанру публицистики и критики. Инициатива создания такого органа принадлежала Пушкину и тут же была поддержана другими членами авторского круга альманаха.

Так зародилась «Литературная газета», возникновению которой весьма способствовал А. С. Пушкин. Главным издателем и редактором стал Дельвиг, его помощником О. М. Сомов. Рабочая редакция «Литературной газеты» состояла из трех человек: издателя-редактора Дельвига, литератора и журналиста Сомова и секретаря редакции В. Щасного, который, помимо технической работы, занимался переводами и переложениями научных статей.

Цензурный комитет определил для нового издания чисто литературный характер, а политический отдел вовсе не был дозволен. А. С. Пушкин стремился добиться полной независимости для газеты, ходатайствовал о расширении возможностей и разрешении на открытие других разделов, но все его попытки были безрезультатны.

И хотя политический раздел в газете был запрещен Цензурным комитетом, всё издание с первого же выпуска носило оппозиционный политический характер. Газета сразу вступила в литературную борьбу с официозными раболепствующими верноподданическими консервативными изданиями и правозвестниками романтических «чистых искусств» — «Северной пчелой» Ф. В. Булгарина, «Московским вестником» М. П. Погодина, «Московским телеграфом» Н. А. Полевого.

Официальный редактор газеты А. А. Дельвиг подготовил первые два номера и, выехав временно из Петербурга, поручил газету Пушкину, который и стал фактическим редактором первых 13 номеров.

Направления деятельности издания

Редакция состояла из пяти отделов:

1) Проза.

2) Стихотворения.

3) Библиография русская и иностранная.

4) Ученые известия.

5) Смесь.

Газета сразу же показала свой оппозиционный настрой. Воспоминания о только что прошедшей Турецкой кампании рассматривались не в контексте «ура-патриотизма», а с точки зрения человеческой жестокости и неправедности, что шло вразрез с официальной позицией и официальными изданиями, публиковавшими оды царю и воспевавшими русское оружие.

Отдел поэзии предоставил Пушкину возможность беспрепятственно публиковать свои стихи. Именно там он опубликовал первые выдержки из стихотворного романа «Евгений Онегин» — в первом же номере газеты был дан отрывок из VIII главы «Евгения Онегина». В отделе поэзии публиковались стихи самого редактора А.Дельвига, Н. Вяземского, Е. А. Баратынского, Ф. Н. Глинки, А. В. Кольцова, Дениса Давыдова и других поэтов. А кроме того газета обратилась к творчеству сосланных декабристов и печатала анонимно, не называя авторства, стихи А. А. Бестужева и В.Кюхельбекера.

Отдел прозы предоставил читателю произведения самых разных литераторов. Здесь публиковались как произведения известных отечественных прозаиков и драматургов, так и переводы из В. Скотта, Э. Т. Гофмана, Л. Тика, В. Гюго и др. Впервые начал публиковаться Н. В. Гоголь. Среди авторов-прозаиков: Антоний Погорельский, А. Подолинский, Н. Станкевич, А. Хомяков.

Отдел критики собрал самых ярких российских авторов и мыслителей времени. Нещадно разбирались и критиковались все основные произведения времени, публиковались рецензии, заметки, разборы П. А. Катенина, Вяземского, А. С. Пушкина, среди авторов этого раздела были и О. М. Сомов, и В. Любич-Романовский, и даже опальный ссыльный декабрист В. Кюхельбекер. В первом же номере был дан разбор О. М. Сомовым оригинальных произведений и переводов Фонвизина, чья творческая деятельность изначально подвергалась немалым гонениям. Пушкин, активно работая в отделе Библиографий, за 1830 г. поместил там более двадцати своих статей, рецензий, полемических заметок, а еще свыше десяти подготовил, но опубликовать не успел.

В отделе Ученые известия постоянно публиковались очерки князя В. Ф. Одоевского.

Отдел Смесь представлял собой разные литературные и окололитературные публикации, в частности, были опубликованы выдержки из писем Адама Мицкевича, воспоминания о художниках, о властителях (о Наполеоне и Жозефине).

Крушение

Оппозиционная деятельность в царедворской империи, конечно, не могла длиться долго. В августе 1830 г. Дельвиг получил выговор за фразу «аристократов к фонарю», взятую из французской революционной песни. Ещё через два месяца, в октябрьском номере на страницах газеты было процитировано четверостишие из стихотворения К. Делавиня, посвященное вопросу об открытии в Париже памятника жертвам Июльской революции 1830 г., что явилось причиной редакционно-политического скандала и привело к отстранению редактора.

Предтечей этому послужило то, что одновременно Ф. В. Булгарин, издатель «Северной пчелы», чье творчество неоднократно подвергалось обоснованным нападкам и осмеянию на страницах «Литературной газеты», начал свою деятельность против «Литературной газеты», которую обвинил в политической неблагонадежности, и привлек к ней внимание генерала А. Х. Бенкендорфа, легендарного шефа внутренней разведки, тогда именовавшейся III Отделением; в результате вся работа «Литературной газеты» была взята под наблюдение III Отделением. Пушкин в ответ на это публиковал в «Литературной газете» эпиграммы и памфлеты, разоблачая Булгарина как агента и шпиона, трудящегося на ведомство Бенкендорфа. Полемика между изданиями разгоралась жесткая. «Северная пчела» развернула открытую травлю Пушкина. Раззадоренные взаимными оскорблениями и ёрническими шуточками, авторы обоих изданий вели друг с другом ярую борьбу. И когда в октябре 1830 года «Литературная газета» обратилась к стихотворению К. Делавиня о памятнике жертвам французской революции, участь ее была решена. За эту публикацию А. А. Дельвиг был отстранен от редактирования газеты. Издание газеты было прекращено, Бенкендорф гневно пригрозил Сибирью основным авторам и редакторам газеты: Дельвигу, Пушкину и Вяземскому. Сам Дельвиг при разговоре с Бенкендорфом о судьбе «Литературной газеты» повел себя столь мужественно, твердо и тактично, что генерал в конце концов вынужден был извиниться перед ним, а издание «Литературной газеты» вновь разрешено, но уже под редакцией Сомова. Тем не менее, Дельвиг, потрясенный случившимся, вскоре заболел и 14 января 1831 года скончался в возрасте 33-х лет.

Газета просуществовала ещё недолго: до 30 июня 1831 года.

«Литературная газета» издавалась всего полтора года, что очень малое время для издания, и была незнакома широкому кругу современников, ограничиваясь лишь самым образованным слоем общества (большинство населения России было неграмотным), тем не менее ее значение для развития русской литературы и русской художественной публицистики стало важным событием и знаменовало собой огромный этап.

  1. Журнал «Современник» в 1836-1837 годах. Характер научных и исторических статей в данном издании. Отношение цензуры к Пушкинскому изданию.

В 1836 г. Пушкин добился права издавать свой собственный журнал под названием «Современник». По условиям цензуры это был чисто литературный журнал. Пушкину не разрешили издавать общественно-политический журнал, а тем более газету, хотя он стремился к этому. Тем не менее, орган печати, организованный поэтом, — примечательное явление. Пушкин повел «Современник» в традициях «Полярной звезды» декабристов, отдавая предпочтение русским авторам.

В журнал был привлечен Н.В. Гоголь как писатель и публицист. Статья Гоголя «О движении журнальной литературы» в первом номере «Современника» является ярким документом журнальной полемики передовой журналистики против журнального триумвирата. Пушкин печатает несколько полемических заметок, отбирает только оригинальные произведения отечественных авторов, широко публикует материалы об Отечественной войне 1812 г.; закладывает основы русского очерка, публикуя главы из «Путешествия в Арзерум»; высоко оценивает факт присоединения Кавказа к России, а не к Турции.

Журнал «Современник» был построен как литературно-критический. В конце каждого номера помещался раздел объявлений и рецензий. Остальной материал делился на поэзию и прозу, но среди прозаических материалов преобладала публицистика и критика. С критическими статьями в журнале выступали В.Ф.Одоевский, П.А.Вяземский, Н.В.Гоголь. Издатель поместил свыше 10 своих статей, рецензии, редакционные заметки, предисловия, послесловия, примечания. Особое значение он придавал историческим материалам.

Читатели возлагали большие надежды на пушкинский «Современник». Положительно отозвался о первом номере журнала Белинский. Пушкин мечтал расширить программу издания, пригласить в журнал Белинского. Однако трагическая смерть Пушкина в 1837 г. помешала осуществлению журнальных планов поэта.

  1. Журнально-публицистическая деятельность В.Г. Белинского в 40 - е годы.

Виссарион Григорьевич Белинский (1811-1848) стал известным журналистом в конце 1834 года. В приложении к журналу «Телескоп», газете «новостей и мод» «Молва» из номера в номер стали появляться части обозрения под общим названием «Литературные мечтания». Опубликованная статья убеждала, что автор отлично разбирается не только в вопросах литературы и истории, но и в современной ему журналистике. Представления об универсальном значении журналистики для общества того времени возникли на основе изучения автором журналов и запросов читающей аудитории. После закрытия «Телескопа» Белинский сотрудничает с реорганизованным в 1837 году «Московским наблюдателем». Философский характер большинства материалов издания не способствовал росту тиража. В начале 1839 года журнал был закрыт.

В сентябре 1839 года Белинский переходит в «Отечественные записки», арендованные А.А.Краевским. Арендатор решил привлечь к сотрудничеству 127 писателей и увеличить объём издания. В.Г. Белинский был приглашён для ведения отдела критики и рецензирования книг для библиографического отдела.

К 1842 году сформировался круг авторов, определилось направление «Отечественных записок». В состав сотрудников входили А.И. Герцен, Н.А.Некрасов, И.С.Тургенев, Н.П.Огарёв. Журнал стал проводником антикрепостнических идей, в подцензурной форме проповедовал вражду к крепостничеству и самодержавию. Устойчивые черты содержания и формы обозрений Белинского в каждом отдельном случае приобретали особый характер и разрабатывались в связи с актуальной проблемой. Кроме обозрений Белинский писал краткие рецензии, смысл которых – актуализировать и развить высказанные суждения.

«Отечественные записки» содействовали успеху у публики произведений «новой школы».

Осенью 1846 года Белинский узнает о реорганизации журнала «Современник». С января 1847 года он выходит под новой редакцией, основу которой составляли В.Г.Белинский, А.И.Герцен, Н.А.Некрасов, И.И.Панаев, И.С.Тургенев, Н.П.Огарёв, И.А. Гончаров. Чёткое направление, широта тематики, качество художественных произведений, актуальность научных и научно-популярных публикаций сделали «Современник» лучшим журналом своего времени.

  1. «Отечественные записки» в 40 - е годы. Публицистическая деятельность Белинского в данном издании.

После запрещения "Телескопа" Белинский взялся за редактирование "Московского наблюдателя" - захудалого журнальца, издававшегося неким Степановым, человеком, совершенно чуждым литературе. Журнал не пошел, денег на издание не было, и положение Белинского было безвыходным. Краевский как раз в это время организовал редакцию для приобретенных им от Свиньина "Отечественных записок",

«Отечественные записки» в руках Краевского совершенно преобразились. Дело сразу было поставлено на самую широкую ногу. В программном объявлении сообщалось, что в журнале будет восемь больших отделов, что в нем участвуют все виднейшие русские литераторы и ученые, что цель этого энциклопедического издания – «передавать отечественной публике все, что только могло встретиться в литературе и жизни замечательного, и полезного, и приятного». 1 января 1839 г. первая книжка обновленных «Отечественных записок» вышла в свет. «Это была, впрочем, не книжка,–вспоминал И.И.Панаев,–а книжища, вдвое–если не более–толще «Библиотеки для чтения». Все любители литературы бросились смотреть на нее–и вот журнал Краевского был с одобрением встречен читателями. «Отечественные записки» не замедлят занять первое место в современной русской журналистике», – писал Белинский, высоко оценивая художественную прозу и стихотворения в первых номерах издания. Однако полному успеху солидно поставленного издания мешало отсутствие определенной и ясной программы.

Цели журнала Краевский формулировал туманно: «способствовать, сколько возможно, русскому просвещению». Выступая против реакционной журналистики, «Отечественные записки» не противопоставляли органам Булгарина, Греча и Сенковского своего направления. Другим значительным недостатком, связанным с отсутствием определенной положительной программы и в какой-то мере объяснявшим его, был невысокий уровень критического отдела журнала. Все это довольно быстро понял Краевский и пригласил руководить критическим отделом В.С. Межевича, учителя словесности, который выступал иногда в печати. Но первые же бесталанные статейки Межевича показали, что на роль критика «Отечественных записок» он не годится.

Обстоятельства вынуждали издателя обратиться к Белинскому, от сотрудничества с которым он раньше наотрез отказывался, и связать свою судьбу с «крикуном-мальчишкой» (так Краевский называл Белинского) и его друзьями. С августа 1839 г. Белинский начал печататься в «Отечественных записках», а в конце октября переселился из Москвы в Петербург и принял на себя руководство критико-библиографическим отделом журнала. Работе в «Отечественных записках» Белинский отдался со всей присущей ему страстью. С приходом Белинского отдел критики совершенно изменился. Он состоял из двух разделов -"Русская литература" и "Иностранная литература", где кроме ежемесячных обзоров литературы и журналистики печатались также отдельные статьи как самого критика, так и его друзей по предыдущей журнальной работе-П.Кудрявцева, В.Боткина и других.

Интерес «Отечественных записок» к социально – философской проблематике объяснялся стремлением прогрессивных русских журналистов и мыслителей изменить окружающую действительность. Это стремление определялось нарастающими в стране антикрепостническими настроениями. Тираж журнала вырос с 1200 экземпляров до 5000 в 1846 г. С ростом тиража усилились цензурные преследования. Весной того же года Белинский решает уйти из «Отечественных записок».

В 1848 году, когда уже начался период «мрачного семилетия», от А.А. Краевского потребовали придать журналу направление, «согласное с видами правительства». Так закончился замечательный период в истории «Отечественных записок», на публикациях которых были воспитаны многие прогрессивные читатели, впоследствии названные «шестидесятниками».

  1. «Литературная газета» (1839 - 1849). Своеобразие названного издания.

В 1830 Дельвиг издает при ближайшем участии Пушкина и кн.Вяземского "Литературную газету"-боевой орган "лит-ой аристократии", деятелей "чистого искусства" - поэтов-дворян, противопоставляющих себя "лавочникам" от лит-ры, журналистам-профессионалам типа Булгарина.

Возникший ещё в начале 30-х годов при участии А.С.пушкина тип "литературной газеты" окончательно утверждается в сороковых годах. "Литературная газета" этого периода стала одним из лидеров газетного рынка и разделяла демократические позиции "Отечественных записок". Её творческая биография состоит из нескольких периодов, наиболее интересным среди которых были 1841-1845 гг. В это время в газете активно сотрудничал Н.А.Некрасов, а в 1844-1845-В.Г.Белинский, печатались другие авторы "Отечественных записок". Общественно-литературная позиция газеты отчетливо проявилась в полемике с "Северной пчелой". Выступления "лГ" по вопросам театрального искусства-неудовлетворенность репертуара театра. В 1844 и 1845 г. в газете наиболее интенсивно сотрудничали Белинский и Некрасов. Большой интерес представлял в "ЛГ" отдел "Записки для хозяев", которым руководил А.П.Заблоцкий-Десятовский, известный русский экономист. Отделы "Смесь" и "Библиография".

  1. Общая характеристика журнала «Современник», его структура. Участие в нем В.Г. Белинского. Отдел «Критика и библиография» в журнале «Современник». «Взгляд на русскую литературу 1846,... 1847 г.» Экономические вопросы в журнале.

Некрасов был практиком не хуже Краевского, но он был, кроме того, первоклассным писателем, и Белинский мог бы работать в журнале, не тревожась за редакционную сторону дела. Белинскому не пришлось стать редактором журнала, что было его давнишней мечтой: репутация «неблагонадежного» литератора не позволяла даже начинать хлопоты по этому поводу. Не пользовались доверием правительства и Некрасов с Панаевым. Пришлось искать официального редактора, который мог быть утвержден в этой должности и не был бы совсем чужим для журнала человеком. На очень высоком уровне стояли в «Современнике» литературная критика и библиография. Этим журнал был обязан Белинскому, который поместил в нем «Взгляд на русскую литературу 1846 года», «Взгляд на русскую литературу 1847 года», «Ответ «Москвитянину», «Выбранные места из переписки с друзьями» Николая Гоголя» и ряд других статей и рецензий. Они определили не только художественные, но и политические позиции «Современника», сыграли большую роль в развитии русской литературы и общественной мысли.

Выступая за развитие промышленности, торговли, транспорта в России, понимая прогрессивность капитализма по сравнению с крепостничеством, руководители «Современника» видели и коренные пороки буржуазного строя и враждебно относились к любым попыткам его идеализации. Свою программную статью «Взгляд на русскую литературу 1846 года» Белинский направил не только против славянофилов, но и против раболепствующих перед заграницей космополитов. Насколько это было возможно, «Современник» пропагандировал социалистическое устройство общества. Белинский во «Взгляде на русскую литературу 1847 года» писал, что благосостояние в обществе должно быть равно простерто на всех его членов. Защищая реализм и подлинную народность в искусстве, Белинский в своих статьях дал глубокую итоговую оценку деятельности Гоголя, справедливо считая его художественное творчество гордостью Русской национальной культуры. Жестоко преследовала «Современник» цензура. Особенно страдали статьи Белинского. Письма его буквально переполнены горькими жалобами на цензуру. «Природа осудила меня лаять собакою и выть шакалом, а обстоятельства велят мне мурлыкать кошкою, вертеть хвостом по-лисьи», – писал Белинский Боткину 28 февраля 1847 г. На смерть Белинского «Современник» смог откликнуться лишь десятью строчками да краткими полемическими замечаниями по адресу «Москвитянина», вызванными тем, что Погодин у могилы Белинского пытался в самой грубой форме свести счеты с великим критиком. А затем на протяжении ряда лет и самое имя Белинского было запрещено упоминать в русской печати.

  1. Журнально-публицистическая деятельность А.И. Герцена. А.И. Герцен о «вольной русской типографии» и о своей журналистской деятельности.

В 1842 году в «Отечественных записках» начал публиковаться Александр Иванович Герцен, привлеченный туда Белинским. Особый интерес представляют циклы его статей «делитантизм в науке», напечатанный в четырех номерах журнала. В 1848 году (период мрачного семилетия – репрессии в области печати) «ОЗ» покинули все сотрудники.

Самую серьезную помощь оказал «Современнику» Герцен. Он передал редакции роман «Кто виноват?», первая часть которого печаталась в «Отечественных записках», а его жена оказала Некрасову, нуждавшемуся в средствах для приобретения журнала, денежную помощь. Отказавшись от участия в «Отечественных записках», Герцен стал ближайшим сотрудником «Современника». В «Записках доктора Крупова» и «Письмах из Avenue Marigny» Герцен подверг беспощадной критике не только крепостничество в России, но и буржуазный строй Западной Европы. Обнажая резкие социальные противоречия между народными массами Франции и буржуазией, показывая рост возмущения трудящихся, Герцен поднимается до предвидения неизбежного революционного взрыва.

Самой насущной, самой неотложной потребностью растущего русского освободительного движения было создание вольной, бесцензурной печати, которая бы не только ярко показывала и разоблачала ужасы самодержавной России, пропагандировала социалистические и революционные идеи, но и открыто звала бы на революционную борьбу против крепостничества и царизма. Задача создания вольной русской печати выпала на долю великого революционного демократа, мыслителя, замечательного писателя и публициста Александра Ивановича Герцена. В самой России создание вольной печати было невозможно. Поэтому Герцен, покинувший отечество в самом начале 1847 г., задумал начать, по его словам, «заграничную русскую литературу» и наладить ее нелегальную переброску на родину. Однако в первые годы эмиграции Герцен, отвлеченный революционными событиями в Европе и, как он писал, «гонимый из страны в страну, преследуемый рядом страшных бедствий», не смог осуществить своего намерения. В феврале 1853 г. Герцен напечатал воззвание «Братьям на Руси», в котором объявлял о создании «вольного русского книгопечатания в Лондоне» и обращался к читателям с просьбой: «Присылайте, что хотите, – все, писанное в духе свободы, будет напечатано, от научных и фактических статей по части статистики и истории до романов, повестей и стихотворений... Если у вас нет ничего готового, своего, пришлите ходящие по рукам запрещенные стихотворения Пушкина, Рылеева, Лермонтова, Полежаева, Печерина и др....Дверь вам открыта. Хотите ли вы ею воспользоваться или нет? – это останется на вашей совести... Быть вашим органом, вашей свободной, бесцензурной речью – вся моя цель». Планы Герцена испугали его либеральных друзей – Грановского, Анненкова, Корша, Кетчера, Мельгунова, которым казалось, что он погубит их своей «неосторожностью». Трусость либералов не заставила Герцена отречься от задуманного дела: он верил, что в России найдутся люди, которые поддержат его призыв. «Если наши друзья не оценят всего дела, – говорил он известному актеру М.С. Щепкину, приехавшему в Лондон, чтобы уговорить Герцена отказаться от вольного книгопечатания как дела бесполезного и опасного, – мне будет очень больно, но это меня не остановит, – оценят другие, молодое поколение, будущее поколение». Историческую необходимость и своевременность этого начинания Герцен обосновал в написанном тогда же открытом письме в редакцию газеты «Польский демократ». Он утверждал, что русское политическое и литературное движение развивалось до сих пор в «среде аристократического меньшинства», без участия народа, «за пределами народного сознания». Возможность единения с народом, по мнению Герцена, была найдена в социализме, который он, будучи утопистом, видел в общинном землевладении, в освобождении крестьян с землей. Но в тот момент, писал Герцен, «когда впервые у нас было что сказать народу», царь цензурными гонениями «лишил нас языка». Отсюда – неизбежность создания вольной печати. «Основание русской типографии в Лондоне, – заключал Герцен, – является делом наиболее практически революционным, какое только русский может предпринять в ожидании исполнения иных лучших дел. Таково мое глубокое убеждение».

Вольная типография была создана 22 июня 1853 г. Через несколько дней появилось первое издание – брошюра «Юрьев день! Юрьев день! Русскому дворянству». Начиная агитацию за раскрепощение крестьян, Герцен обращается к дворянам, надеясь, что среди них живы традиции декабристов. Он еще не видит революционного народа и не верит в него, но уже и в этой брошюре угрожает дворянам обратиться через их голову к крестьянству с призывом «к топору», к революции. 20 июля вышла вторая брошюра – «Поляки прощают нас» – по вопросу о независимости Польши и за нею третья – «Крещеная собственность». Положение Вольной русской типографии было в то время очень тяжелым. Начавшаяся Крымская война почти полностью разорвала слабые связи типографии Герцена с Россией. «Начала наши были темны и бедны, – вспоминал Герцен в предисловии к сборнику «Десятилетие Вольной русской типографии в Лондоне». – Три года мы печатали, не только не продав ни одного экземпляра, но, не имея возможности почти ни одного экземпляра послать в Россию... все, напечатанное нами, лежало у нас на руках или в книжных подвалах...».

В 1854 – начале 1855 г. Герценом были опубликованы лишь старые и новые его произведения – «Прерванные рассказы», «Тюрьма и ссылка», «Письма из Франции и Италии», «С того берега», речи на организованных революционной эмиграцией «сходах», прокламации сблизившегося в те годы с Герценом русского эмигранта В.А.Энгельсона.

  1. «Полярная звезда», возрожденная А.И. Герценом.

Перелом в положении Вольной русской типографии наступил после смерти Николая I и окончания Крымской войны. В связи с новым подъемом общественного движения в России Герцен задумал издавать альманах «Полярная звезда». 25 июля 1855 г., в годовщину казни декабристов, вышел его первый номер. На обложке альманаха были изображены профили пяти казненных декабристов: Пестеля, Рылеева, Бестужева-Рюмина, Муравьева-Апостола и Каховского, а эпиграфом к нему служили слова из «Вакхической песни» Пушкина: «Да здравствует разум». Герцен всеми средствами старался раскрыть «непрерывность предания, преемственность труда, внутреннюю связь и кровное родство» своей вольной печати с деятельностью декабристов. Во введении к первой книге «Полярной звезды» Герцен характеризовал ее как русское периодическое издание, выходящее без цензуры, исключительно посвященное вопросу русского освобождения и распространению в России свободного образа мыслей. «План наш чрезвычайно прост, – писал Герцен. – Мы желали бы иметь в каждой части одну общую статью (философия революции, социализм), одну историческую или статистическую статью о России или о мире славянском, разбор какого-нибудь замечательного сочинения и одну оригинальную литературную статью; далее идет смесь, письма, хроника и пр. «Полярная звезда» должна быть, и это одно из самых горячих желаний наших, убежищем всех рукописей, тонущих в императорской цензуре, всех изувеченных ею...».Первая книга журнала, кроме статей, заметок и больших отрывков из «Былого и дум» самого Герцена, содержала статью Энгельсона «Что такое государство?», переписку Белинского с Гоголем по поводу «Выбранных мест из переписки с друзьями» (в том числе знаменитое зальцбруннское письмо Белинского), письма Гюго, Прудона, Мишле, Маццини, приветствовавших «Полярную звезду». «Полярная звезда» была первым изданием Герцена, получившим распространение в России. Известно, что ее первый номер уже в 1855 г. проник не только в Европейскую Россию, но и в Сибирь, к ссыльным декабристам, которые встретили его с восхищением. Выпускать «Полярную звезду» строго периодически оказалось невозможным: вторая книга вышла только в конце мая 1856 г. В статье «Вперед! Вперед!», помещенной там, Герцен писал: «На первый случай вся программа наша сводится на потребность гласности, и все знамена теряются в одном – в знамени освобождения крестьян с землею. Долой дикую цензуру и дикое помещичье право! Долой барщину и оброк! Дворовых на волю! А со становыми и квартальными мы сделаемся потом». Второй номер по содержанию был разнообразнее первого: кроме произведений Герцена, в него вошли присланные в Лондон запрещенные стихи Пушкина, Рылеева и других поэтов, статьи Н.И. Сазонова и Н.П. Огарева, два письма из России. Эта книга «Полярной звезды», по свидетельству Герцена, «разошлась, увлекая за собой все остальное». В начале 1857 г. все напечатанное в Вольной типографии было распродано, материальные издержки стали окупаться, а лондонский издатель и книгопродавец Н. Трюбнер предпринял на свой счет вторые издания. Более того, уже к середине 1856 г. обнаружилось, что рукописей из России поступает так много, а по характеру своему они иногда столь значительно отличаются от направления «Полярной звезды», что необходимо время от времени издавать особые, составленные из этих рукописей сборники. Так возникли сборники «Голоса из России». Первый из них вышел в свет в июле 1856 г. «Мы не отвечаем за мнения, изложенные не нами», – счел нужным предупредить Герцен в предисловии. В начале апреля 1856 г. в Лондон приехал старый друг и единомышленник Герцена – Николай Платонович Огарев, который немедленно стал участвовать в изданиях Вольной типографии. Во второй книге «Полярной звезды» была помещена его статья «Русские вопросы» за подписью «Р.Ч.» («Русский человек»). С этого времени Огарев становится ближайшим помощником и соратником Герцена. Огареву, который только что приехал из России и живо чувствовал потребности русской общественной жизни, и принадлежала мысль – издавать в Лондоне новый периодический орган. Это издание должно было выходить чаще, чем «Полярная звезда», откликаться на все текущие события и вопросы русской жизни и быть удобным для распространения. По словам H.A. Тучковой-Огаревой, «Герцен был в восторге от этой мысли» и тут же предложил назвать новый орган «Колоколом».

  1. «Колокол». Тематика и проблематика.

Альманах «Полярная звезда» выходил редко. Герцен решил выпускать в качестве дополнения к нему газету “Колокол”. Она имела эпиграф “Зову живых!”. Выходила раз в месяц, а став самостоятельным изданием в 1861 г., – два раза в месяц. Главная тема выступлений газеты -борьба против насилия, предрассудков, изуверства. Многие материалы были написаны в жанре революционных воззваний за освобождение крестьян от гнета помещиков, за отмену цензуры и телесных наказаний. А.И. Герцен способствовал развитию прогрессивных жанров публицистики: передовой статьи, корреспонденции, памфлета, открытого письма. Отмена крепостного права не принесла желаемого облегчения. Крестьяне остались без земли, власти все так же вели антинародную политику. Об этом писали авторы «Колокола». Успех газеты в России был огромен. Ее читали многие. Тираж составлял 2500-3000 экземпляров. Издавалась газета на собственные средства издателя.

Для переброски «Колокола» через границу и связи с Россией были использованы агенты английских торговых фирм, имевших отделения в Петербурге, моряки торговых и военных кораблей, представители польской революционной эмиграции, у которой были необходимые связи в приграничных местностях. Под видом каталогов и детских книг спрятанный в ящики с двойным дном и даже в бюсты Николая I «Колокол» доставлялся в порты Черного и Балтийского морей или провозился через сухопутную границу.

Правительство Александра II боялось герценовских разоблачений, было напугано его требованиями и чрезвычайно опасалось проникновения вольной печати в народ. Меры борьбы с лондонскими изданиями стали предметом постоянных забот царского правительства. Лица, уличенные в передаче изданий Вольной типографии или в связях с Герценом и Огаревым, подвергались преследованию. Русской печати категорически запрещалось даже упоминать имя Герцена. В то же время за границей подкупленная пресса выступала против Герцена, изливая на него клевету и брань. Особенно старалась правительственная русская газета «Le Nord», выходившая в Брюсселе на французском языке.За границей стали появляться книги, направленные против Герцена. Первой из них была книга «Искандер-Герцен» Н.В. Елагина, одного из самых жестоких и нелепых цензоров при Николае I.

В последние годы больше места в газете отводилось освещению опыта революционной борьбы в европейских странах, деятельности I Интернационала. В 1867 г. издание прекращается. Но влияние публицистики Герцена на русское общество и на журналистику огромно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: