– максимы количества информации (сообщай не больше и не меньше информации, чем требуется на данной стадии развития коммуникативного процесса);
– максимы качества информации (сообщай только то, что считаешь истинным и для чего у тебя есть достаточные подтверждения);
– максима отношения (сообщаемое должно быть релевантным, т.е. как минимум иметь отношение к обсуждаемой проблеме);
– максимы способа (высказывание должно быть ясным, недвусмысленным, кратким по форме и последовательным).
Эти максимы устанавливают, что должны делать участники речевого общения, чтобы вести диалог максимально эффективно, рационально и, кооперируясь, они должны выражаться искренне, релевантно и ясно, передавать при этом достаточно информации. Если мало инфо => импликатуры – домысливание информации, не высказанной в явном виде.
2) принцип взаимодействия;
3) принцип воздействия;
4) принцип коммуникативно-прагматического доминирования;
5) принцип коммуникативной достаточности;
6) принцип опережения» [5: 17].
|
|
Говорящие лишь ориентируются на эти принципы в большинстве нормальных диалогов
деловое общение строится на принципах кооперации, учета взаимных интересов, паритета и равенства в иерархических отношениях.
максимы (принципы поведения) по Грайсу:
максима такта;
максима великодушия;
максима релевантности высказывания;
максима полноты информации;
максима симпатии;
максима согласия;
максима скромности.