Гносис (знание) – те мысленные представления, которые наличествуют в нашем мышлении.
Эпистемология – система идей, организованных и оплодотворенных субъектиынм воображением.
В гносеологии различаются несколько исторических форм, объединенных в главных проблемах теории познания:
-познаваем ли мир? (история философии, как и история науки решает этот вопрос положительно, но рассматривает процесс познания как диалектический)
-что является исходным условием (первопричиной) познания: чувства или разум?
-что есть истина?
Основные направления гносеологии: сенсуализм, рационализм, интуитивизм
Сенсуализм – философское направление, обосновывающее первичную необходимость чувственного знания. Сфомировался в античности. Опирается на повседневный опыт людей, в ходе которого проверяется правильность чувственного знания.
Аргументы сенсуалистов:
4. Чувства открывают нам объективность мира вне нас
5. Чувства открывают субъекту единичность существующих начал, то есть мир вне человека живет в форме единичных исходных образований
6. Чувства открывают нам лицо каждой единичности, то есть многообразие.
Tabula rasa – «чистая доска», объекты отпечатываются на ней через чувства. Наше сознание – заполненная доска, на основе которой работает разум.
К сенсуализму относится ранняя греческая философия. Идеи были развиты Аристотелем, в Средние века – Уильям Оккам, далее идеи развивал Джон Локк. Илеалистический сенсуализм развивал Дж. Беркли. Современные феноменалисты и герминевтики. Принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сенсуализм не отрицает роли разума.
Рационализм развивается на критике сенсуализма и преобладает в философском мышлении.
Аргументы рационализма:
-чувства обманывают нас и являются относительными, а разум открывает устойчивую неизменную ценность вещей
-чувства фиксируют только случайное, временное, а разум объясняет причины, основания, законы.
-чувства свидетельствуют о единичности, а разум открывает отношения и связи.
-чувства открывают только феноменологическое, внешнее, а разум – единство различных вещей, законы, отношения, связи, глубину, сущность, первоначало.
Поэтому кредо рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».
Интуитивизм (=иррационализм) рассматривает познание как единичный целостный акт, в котором чувтсва и разум синкретезированы и создают новое. Возникает спонтанное знание о скрытых началах. Интуиция - это озарение. Интуитивизм утверждает, что эта форма познания человека основана на рациональном знании.