Основные гносеологические традиции в философии

Гносис (знание) – те мысленные представления, которые наличествуют в нашем мышлении.

Эпистемология – система идей, организованных и оплодотворенных субъектиынм воображением.

В гносеологии различаются несколько исторических форм, объединенных в главных проблемах теории познания:

-познаваем ли мир? (история философии, как и история науки решает этот вопрос положительно, но рассматривает процесс познания как диалектический)

-что является исходным условием (первопричиной) познания: чувства или разум?

-что есть истина?

Основные направления гносеологии: сенсуализм, рационализм, интуитивизм

Сенсуализм – философское направление, обосновывающее первичную необходимость чувственного знания. Сфомировался в античности. Опирается на повседневный опыт людей, в ходе которого проверяется правильность чувственного знания.

Аргументы сенсуалистов:

4. Чувства открывают нам объективность мира вне нас

5. Чувства открывают субъекту единичность существующих начал, то есть мир вне человека живет в форме единичных исходных образований

6. Чувства открывают нам лицо каждой единичности, то есть многообразие.

Tabula rasa – «чистая доска», объекты отпечатываются на ней через чувства. Наше сознание – заполненная доска, на основе которой работает разум.

К сенсуализму относится ранняя греческая философия. Идеи были развиты Аристотелем, в Средние века – Уильям Оккам, далее идеи развивал Джон Локк. Илеалистический сенсуализм развивал Дж. Беркли. Современные феноменалисты и герминевтики. Принцип сенсуализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах». Сенсуализм не отрицает роли разума.

Рационализм развивается на критике сенсуализма и преобладает в философском мышлении.

Аргументы рационализма:

-чувства обманывают нас и являются относительными, а разум открывает устойчивую неизменную ценность вещей

-чувства фиксируют только случайное, временное, а разум объясняет причины, основания, законы.

-чувства свидетельствуют о единичности, а разум открывает отношения и связи.

-чувства открывают только феноменологическое, внешнее, а разум – единство различных вещей, законы, отношения, связи, глубину, сущность, первоначало.

Поэтому кредо рационализма: «нет ничего в разуме, чего не было бы в чувствах, кроме самого разума».

Интуитивизм (=иррационализм) рассматривает познание как единичный целостный акт, в котором чувтсва и разум синкретезированы и создают новое. Возникает спонтанное знание о скрытых началах. Интуиция - это озарение. Интуитивизм утверждает, что эта форма познания человека основана на рациональном знании.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: