Схоластическое решение проблемы универсалий в номинализме и реализме

Схоластика (8 – 13в) – школьная философия. Это была дисциплина в образовавшихся тогда духовных центрах. Это время создания европейского образования. Духовные школы обучали риторике, музыке, схоластике и физике (физика закаливания, физика тела).

Поэтому схоластика – курс изучения Текста, его полного запоминания, беспощадного, тупого. Одновременно схоластика это обучение открытию смысла Слова.

В средневековой схоластике выделяют раннюю, среднюю и позднюю. Главные ее линии: номинализм и реализм. Обе линии решают проблему универсалий – строгих понятий, имеющих абсолютную значимость. В Средневековье снова встает проблема единичного и общего, их истины.

Представитель номинализма – Уильям Оккам (1300-1350). Он привел доказательство, что универсально только обозначение единичных веществ, только личное имя. Аргументация проста:

1. Бог создал мир из ничего и наделил его определенностью (веществом, тяжестью, жизненной силой). В актах Творения дано имя каждой единичной вещи, и человеку. А потому понятие единичной вещи выражает ее родовую суть. Но одновременно был создан и человек, наделенный богоподобной свободой воли, разума. Как вторичная божественная креативность, как второй Бог, человек может создавать новые понятия о вещах, вторичные, потому что они выражают отношение человека к этой вещи.

В идее номинализма Оккама заключена последовательная фунаментальная идея гуманизма о свободе человека, его воли, о творческой силе его разума, которая в немецкой классической философии достигла высшего обоснования.

По Оккаму существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью.

Другое направление схоластики – реализм, представитель Фома Аквинский (20-80гг 13 века). Он обосновал истинность общих понятий. Аргументы:

Идеи живут вне нас неизменно, вечно (Платонизм). Мы приходим в мир множества идей. Слово Бога, как чистая идея, живет вне времени человека. Илеи извне становятся идеями разума, то есть нам открывается знание мира.

Идеи становятся историей, знанием и делом. И поэтому общие понятия обладают абсолютной жизнью, не исчезают и не повторяются.

Имя Фомы Аквинского связано с другими теоетическими достижениями – он первый создает совокупный свод научествующего знания – «сумма теологии». С тех пор сумма означает энциклпедизм. Аристотелевские труды – тоже сумма античности.

Имя Фомы Аквинского связано с доказательством бытия Бога:

-кинетическое, все имеет движение

-каузальное, доказательство по причинности

-телиологическое, «телио» - цель

-по необхоимости, мир необходим

-онтологическое, мы несовершенны, но существуем.

Онтологическое доказательство породило следующий постулат: «Если есть мысль о чем-то, то это что-то должно существовать. Наличие мысли»

Значимость средневековой схоластики определяется факторами:

-развитие методологии интерпретации текста

-обоснование логических форм теоретического мышления

-формирование культуры работы с текстом, книгой


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: