Схоластика (8 – 13в) – школьная философия. Это была дисциплина в образовавшихся тогда духовных центрах. Это время создания европейского образования. Духовные школы обучали риторике, музыке, схоластике и физике (физика закаливания, физика тела).
Поэтому схоластика – курс изучения Текста, его полного запоминания, беспощадного, тупого. Одновременно схоластика это обучение открытию смысла Слова.
В средневековой схоластике выделяют раннюю, среднюю и позднюю. Главные ее линии: номинализм и реализм. Обе линии решают проблему универсалий – строгих понятий, имеющих абсолютную значимость. В Средневековье снова встает проблема единичного и общего, их истины.
Представитель номинализма – Уильям Оккам (1300-1350). Он привел доказательство, что универсально только обозначение единичных веществ, только личное имя. Аргументация проста:
1. Бог создал мир из ничего и наделил его определенностью (веществом, тяжестью, жизненной силой). В актах Творения дано имя каждой единичной вещи, и человеку. А потому понятие единичной вещи выражает ее родовую суть. Но одновременно был создан и человек, наделенный богоподобной свободой воли, разума. Как вторичная божественная креативность, как второй Бог, человек может создавать новые понятия о вещах, вторичные, потому что они выражают отношение человека к этой вещи.
|
|
В идее номинализма Оккама заключена последовательная фунаментальная идея гуманизма о свободе человека, его воли, о творческой силе его разума, которая в немецкой классической философии достигла высшего обоснования.
По Оккаму существует только индивидуальное, а универсалии существуют только благодаря абстрактному мышлению в человеческом уме, а помимо этого не обладают никакой метафизической сущностью.
Другое направление схоластики – реализм, представитель Фома Аквинский (20-80гг 13 века). Он обосновал истинность общих понятий. Аргументы:
Идеи живут вне нас неизменно, вечно (Платонизм). Мы приходим в мир множества идей. Слово Бога, как чистая идея, живет вне времени человека. Илеи извне становятся идеями разума, то есть нам открывается знание мира.
Идеи становятся историей, знанием и делом. И поэтому общие понятия обладают абсолютной жизнью, не исчезают и не повторяются.
Имя Фомы Аквинского связано с другими теоетическими достижениями – он первый создает совокупный свод научествующего знания – «сумма теологии». С тех пор сумма означает энциклпедизм. Аристотелевские труды – тоже сумма античности.
Имя Фомы Аквинского связано с доказательством бытия Бога:
-кинетическое, все имеет движение
-каузальное, доказательство по причинности
-телиологическое, «телио» - цель
-по необхоимости, мир необходим
-онтологическое, мы несовершенны, но существуем.
Онтологическое доказательство породило следующий постулат: «Если есть мысль о чем-то, то это что-то должно существовать. Наличие мысли»
Значимость средневековой схоластики определяется факторами:
-развитие методологии интерпретации текста
-обоснование логических форм теоретического мышления
-формирование культуры работы с текстом, книгой