«ЭкзистенциЯ» - существование
Возникает во второй половине 19 века. Родоначальник Кьеркегор «Страх и трепет»
Причины популярности:
1. Исторический разрыв между идеей гуманизма и тотальным уничтожение человечества в катастрофах 20 века
2. Заброшенность, одиночество, социальное отчуждение человека в обществе 20 века, которое сейчас возрастает
3. Социально-историческая реальность представляет современному человеку требования, нормативы, законы, которые превышают человеческие способности, которые не соответсвуют возможностям человека.
Предметная область экзистенциализма – человек как существующая данность (человек сам по себе).
Сартр: обосновывает идею этого направления: «существование предшествует сущности», то есть естественная жизнедеятельность человека предшествует его слову, пониманию, идеям. Человек в его единичной уникальности, как внутренне свободное, действующее и выбирающее себе в этом действии, существо есть центральный объект экзистенциализма.
Экзистенциалисты считают, что первично в человеке переживание, ощущение данности себя в бытии (чувство, что «я есть»). Это чувство невозможно логически определить, ибо оно уникально и всеобще у каждого человека. Экзистенция описывается через модусы. Чувство экзистенции ощущается в момент выбора и в точке перехода, пограничной ситуации. Человек обречен на свободу, то есть мы приходим в мир не по своей воле и вынуждены всегда выбирать себя по принуждению тоже. От внутренней свободы мы никуда не сможем деться.
Выбор – неизбежная трагическая данность, в которой пребывает человек. Экзистенция – тот момент, когда человек остается наедине с собой (в экзистенциальном поле – он должен выбирать). Свобода тяжела тем, что мы выбираем несвободу, мы выбираем ответственность за то действие, которое мы выбираем. Ответственность как следствие свободы определяет экзистенциалистическую проблему противоречия, как разрыв (расхождение должного и сущего), то есть то, к чему стремится свободный человек и то, чем он обладает в своем существовании. Экзистенциалистическая проблема – это проблема человека, который не в состоянии выбрать себя.
Экзистенциализм м.б. религиозный и атеистический.
Атеистический экзистенциализм – свободный выбор остается за человеком. В конечном итоге только сам человек определяет себя и судьбу.
Религиозный – экзистенциональное осуществляется в идее, с помощью соединения с Богом, с некоторой высшей силой, которая поддерживает человека и дает ему силы сделать выбор.
Экзистенциональный человек потенциально всегда будет в противоречии с обществом, как тотальной силой, и поэтому неизбежно противоречие человека, теряющего свободу.
Родоначальники европейского экзистенциализма – Бердяев («Свобода творчества») и Шестов.
В 20-30 гг широко представлен в немецкой философии: Мартин Хайдегер, Мартин Блох, Мартин Бубер, Карл Ясперс.
После 2 мировой экзистенциализм перемещается в Францию: Жан-Поль Сартр, Альберт Камю, писатели Хэмингуэй, Достоевский, Чехов, Толстой Пелевин, Платонов, Берхес.