Билет № 3. Вопрос 1: Состав и значение крови

Вопрос 1: Состав и значение крови. Кровь - один из видов соединительной ткани, ярко-красная жидкость, которая приносит клеткам питательные и минеральные вещества, воду, кислород, витамины, гормоны, а к почкам, коже и легким приносит отработанные продукты жизнедеятельности. Кровь регулирует температуру тела, вырабатывает вещества, уничтожающие микроорганизмы.

1. Плазма крови и ее функции. Плазма - основная часть крови, в которой находятся клетки крови - лейкоциты и эритроциты, а также кровяные пластинки - тромбоциты. Плазма - бесцветная жидкость, содержащая 90% воды, 10% органических веществ (белки, витамины, гормоны) и минеральных солей (хлориды натрия, калия, кальция и др.). Относительное постоянство химического состава плазмы, его значение. Губительное действие на организм изменения химического состава плазмы.

2. Строение и функции эритроцитов. Содержание в крови до 5 млн эритроцитов - красных клеток, имеющих форму двояковогнутого диска, чем достигается увеличение их поверхности, а значит, и увеличение количества поступающего в них кислорода. Отсутствие ядра в зрелых эритроцитах способствует переносу ими большого количества кислорода от легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким. Содержание в эритроцитах белка гемоглобина, определяющего их окраску. Присоединение кислорода в капиллярах легких к гемоглобину и превращение его в оксигемоглобин, а в клетках, где кислорода мало, разрушение оксигемогло-бина и превращение его в гемоглобин с выделением кислорода.

3. Лейкоциты и тромбоциты. Лейкоциты - бесцветные клетки с ядром, имеющие непостоянную форму, способные передвигаться, проникать через мелкие отверстия в стенках капилляров в жидкое межклеточное вещество, захватывать и переваривать бактерии и чужеродные тела, попавшие в организм. Способность некоторых видов лейкоцитов вырабатывать антитела, вызывающие гибель микроорганизмов. Тромбоциты - мелкие безъядерные тельца, способствующие свертыванию крови.

4. Переливание крови. При большой потере крови больным человеком переливание ему от здорового донора крови, совместимой с кровью больного и не вызывающей разрушения в ней эритроцитов. Четыре группы крови, различающиеся по содержанию белков в плазме и эритроцитах. Наследование групп крови человеком, их неизменность в течение всей жизни.

Вопрос 2 :Питательные вещества пищи. Белки, жиры, углеводы - органические вещества пищи. Как правило, их крупные молекулы нерастворимы в воде. Непроницаемость для них наружной мембраны клетки. В связи с этим необходимость предварительной обработки пищи - пищеварение. В него входят: механическая обработка пищи, химическое расщепление сложных веществ до менее сложных и последующее их всасывание в кровь. Строительная и энергетическая функции питательных веществ в организме, замена ими тех веществ, которые расходуются в процессе жизнедеятельности организма и служат источником энергии, необходимой для реакций синтеза веществ и других процессов жизнедеятельности.

Строение пищеварительной системы. Изменение пищи в ней. Части пищеварительной системы человека: пищеварительный канал и пищеварительные железы. Части пищеварительного канала: ротовая полость, глотка, пищевод, желудок, кишечник, заднепроходное отверстие. Выработка пищеварительных ферментов в пищеварительных железах (слюнных, печени, поджелудочной, желудка и кишечника). Начало пищеварения у млекопитающих животных и человека в ротовой полости, где пища вначале подвергается механической обработке и подготавливается к химической обработке ферментами. Химическое расщепление в ротовой полости крахмала ферментами слюны до глюкозы. Продолжение пищеварения в желудке и кишечнике, где на пищу воздействуют ферменты, вырабатываемые железами желудка, кишечника, печени и поджелудочной железой. Распад под действием этих ферментов крупных молекул органических веществ пищи до более мелких молекул: белков - до аминокислот, жиров - до глицерина и жирных кислот, сложных углеводов - до простых углеводов. Растворимость в воде мелких молекул, их проникновение в клетки через мембраны. Всасывание продуктов пищеварения в кровь и лимфу в основном в тонкой кишке через ворсинки.

Значение пищеварения. Получение клетками тела в результате пищеварения питательных органических соединений, из которых образуются вещества, специфические для данного организма. Использование их в процессе роста организма и восстановления разрушающихся тканей. Окисление части поступивших в клетку органических веществ в процессе дыхания, освобождение при этом энергии, которая используется на процессы жизнедеятельности. 2. 1. Классификация организмов - объединение в группы на основе их родства. Наиболее крупная группа, используемая в классификации организмов, - царство. Царства живых организмов: дробянки, грибы, растения, животные. Выделение в царствах растений и животных следующих систематических категорий: отделы растений и типы животных, классы растений и животных, отряды животных, порядки растений, семейства, роды, виды. Например, вид камышовый кот относится к роду кошек, входит в семейство кошачьих, которое включено в отряд хищных, а этот отряд - в класс млекопитающих, входящий в тип хордовых. Наименьшая систематическая единица - вид.

Вопрос 3: Плечо и предплечье - части верхней конечности. Плечо - верхний отдел руки, он образован одной плечевой костью; к плечу примыкает предплечье, состоящее из двух костей: локтевой и лучевой. Бедро и голень - это части нижней конечности. Бедро - верхний отдел ноги, он состоит из одной бедренной кости. Голень образована двумя костями: большеберцовой и малоберцовой. Они находятся между бедренной костью и костями стопы.

Билет № 4

Вопрос 1: Роль кожи, слизистых оболочек, выделяемых ими жидкостей (слюны, слез, желудочного сока и др.) в защите организма от микробов. Служат механической преградой, защитным барьером, преграждающим путь микробам в организм; вырабатывают вещества, обладающие противомикробными свойствами.

1. Роль фагоцитов в защите организма от микробов. Проникновение фагоцитов - особой группы лейкоцитов - через стенки капилляров к местам скопления микробов, ядов, чужеродных белков, попавших в организм, обволакивание и переваривание их.

2. Иммунитет. Выработка лейкоцитами антител, которые разносятся кровью по организму, соединяются с бактериями и делают их беззащитными против фагоцитов. Контакт некоторых видов лейкоцитов с болезнетворными бактериями, вирусами, выделение лейкоцитами веществ, которые вызывают их гибель. Наличие в крови этих защитных веществ обеспечивает иммунитет - способность организма защищать себя от болезнетворных микробов. Действие разных антител на микробы.

3. Предупреждение инфекционных заболеваний. Введение в организм человека (как правило, в детском возрасте) ослабленных или убитых возбудителей наиболее распространенных инфекционных заболеваний - кори, коклюша, дифтерии, полиомиелита и других - для предупреждения заболевания. Невосприимчивость человека к этим заболеваниям или протекание болезни в легкой форме благодаря выработке в организме антител. При заражении человека инфекционной болезнью введение ему сыворотки крови, полученной от переболевших людей или животных. Содержание в сыворотке антител против той или иной болезни.

Профилактика ВИЧ-инфекции и заболевания СПИДом. СПИД - инфекционное заболевание, в основе которого дефицит иммунитета. ВИЧ - вирус иммунодефицита человека, вызывающий потерю иммунитета, что делает человека беззащитным перед инфекционным заболеванием СПИД. Заражение половым путем, при переливании крови, из-за плохой стерилизации шприцев, при родах (заражение ребенка от матери - носительницы возбудителей СПИДа). Важность профилактики заражения вирусом СПИДа в связи с отсутствием эффективного лечения: жесткий контроль донорской крови и кровепрепаратов, использование одноразовых шприцев, исключение беспорядочных половых связей, применение презервативов, ранняя диагностика заболевания.

Вопрос 2: Газообмен в процессе дыхания. Поглощение организмом в процессе дыхания кислорода и выделение углекислого газа. Обмен газов у растений в основном через устьица листьев, чечевички и трещины в коре деревьев, у животных - через поверхность тела (например, у дождевого червя), через органы дыхания: трахеи у насекомых, жабры у рыб, легкие у наземных позвоночных (в том числе и человека).

1. Сущность дыхания - окисление органических веществ с освобождением энергии. Поступление кислорода у животных через поверхность тела или органы дыхания непосредственно в клетки тела либо в кровь. Транспорт кислорода кровью к органам, тканям и поступление его в клетки. Участие кислорода в клеточном окислении органических веществ до неорганических - углекислого газа и воды, освобождение при этом энергии (полученной с пищей), которая используется во всех процессах жизнедеятельности. Сущность дыхания - обеспечение организма энергией. Поглощение кислорода и удаление углекислого газа из организма через поверхность тела или органы дыхания.

2. Строение органов дыхания в связи с их функциями. Строение органов дыхания животных и человека, способствующее выполнению ими функций поглощения кислорода и выделения углекислого газа. Например, объем легких человека небольшой, но за счет огромного числа легочных пузырьков, пронизанных капиллярами, достигается большая поверхность соприкосновения кровеносной системы с воздухом, что обеспечивает интенсивный газообмен. Приспособленность строения стенок дыхательных путей (реснитчатый эпителий, наличие хрящей) к движению воздуха при вдохе и выдохе, очищению его от пыли.

Вопрос 3:???

Билет №5:

Вопрос 1: Движение крови в организме человека по двум кругам кровообращения - большому и малому. Поступление крови по большому кругу к клеткам тела, а по малому - в легкие.

1. Большой круг кровообращения. Выталкивание из левого желудочка сердца насыщенной кислородом артериальной крови в аорту, которая разветвляется на артерии. Поступление по ним крови в капилляры - самые мелкие сосуды с множеством пор. Поступление кислорода из капилляров в клетки тела, а углекислого газа из клеток в капилляры. Насыщение крови в капиллярах углекислым газом, превращение ее в венозную. Движение венозной крови по венам в правое предсердие.

2. Малый круг кровообращения. Поступление венозной крови из правого предсердия в правый желудочек, выталкивание из него венозной крови в легочную артерию, которая разветвляется на множество капилляров, оплетающих легочные пузырьки. Диффузия кислорода из легочных пузырьков в капилляры - превращение венозной крови в артериальную, а углекислого газа из капилляров в легочные пузырьки. Удаление углекислого газа из организма при выдохе. Возвращение по венам малого круга артериальной крови, насыщенной кислородом, в левое предсердие, а из него в левый желудочек.

Вопрос 2: Образование продуктов обмена. Органы, участвующие в их удалении из организма. Образование в клетках тела при окислении органических веществ продуктов обмена: углекислого газа, воды, мочевины и других веществ, подлежащих удалению из организма. Возможные последствия их накопления в организме - его отравление, гибель. Перенос из клеток продуктов распада кровью к легким, коже и органам выделения; удаление углекислого газа и части воды через легкие, остальных продуктов обмена через кожу и органы выделения.

Роль кожи в выделении продуктов обмена веществ из организма. Расположение в коже потовых желез, которые выделяют из организма пот, состоящий из воды (98%), мочевины (0,5%), солей (1,5%). Содержание в поте хлористого натрия - причина его солености.

Роль органов мочевыделителъной системы в удалении продуктов обмена веществ из организма. Органы выделения: почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал. Обильное снабжение почек кровью, которая содержит в растворенном виде продукты обмена веществ, биологически активные вещества, поступившие в организм лекарства и др. Многократное ветвление в почках кровеносных сосудов, удаление из крови излишков воды и ненужных организму веществ; образование из них мочи.

Вопрос 3:???

Билет №6

Вопрос 1: Сердечный цикл. Автоматия сердца. Сохранение сердцем человека работоспособности в течение всей жизни благодаря тому, что сердечная мышца ритмично сокращается и расслабляется. Работа отделов сердца происходит строго согласованно по времени. Сокращения предсердий способствуют движению крови в желудочки, которые находятся в это время в расслабленном состоянии. Сокращение затем желудочков сопровождается расслаблением предсердий. Роль клапанов в одностороннем движении крови в сердце и сосудах. Выталкивание крови из желудочков. Периодическая смена сокращений желудочков и их расслаблений. Наступление общей паузы в работе всех отделов сердца. Три фазы каждого сердечного цикла: сокращение предсердий (0,1 с), сокращение желудочков (0,3 с), общее расслабление мышцы сердца (0,4 с), обеспечивающее восстановление способности мышцы сердца для следующего сокращения. Причина ритмической смены фаз работы сердца - наличие в его мышце клеток, в которых периодически возникает возбуждение, охватывающее вначале предсердия, а потом желудочки. Автоматия сердца - его способность самопроизвольно ритмически сокращаться.

Нервная регуляция деятельности сердца. Изменение частоты и силы сокращений сердца в зависимости от воздействия факторов среды и состояния организма. Регуляция деятельности сердца двумя парами вегетативных нервов, оказывающих на работу сердца противоположное действие. Ослабление и замедление деятельности сердца благодаря нервным импульсам, поступающим по одной из этих двух пар нервов. Увеличение частоты и силы сердечных сокращений другой парой нервов. Постоянное согласование действий этих нервов центральной нервной системой, в которую поступают сигналы от рецепторов, воспринимающих колебания давления крови в сердце и сосудах, внешние воздействия.

Гуморальная регуляция деятельности сердца. Влияние на деятельность сердца химических веществ, поступающих в кровь: гормонов (биологически активных веществ), солей калия и кальция, продуктов жизнедеятельности клеток и тканей. Адреналин - гормон, оказывающий наиболее сильное влияние на сердце, вызывающий учащение и усиление его деятельности. Угнетение деятельности сердца избытком солей кальция. Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции работы сердца при ведущей роли нервной.

Гигиена кровеносной системы. Отрицательное влияние гиподинамии (малоподвижности) на сердце и сосуды, необходимость занятий спортом, физическим трудом с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Вред курения и употребления алкоголя, ведущих к заболеваниям сердца и сосудов.

Вопрос 2: Железы внутренней секреции (гипофиз, щитовидная железа, надпочечники и др.), их значительная роль в регуляции физиологических процессов в организме. Образование в железах внутренней секреции биологически активных веществ - гормонов, влияющих на процессы обмена, роста, размножения и развития организма.

Главная особенность желез внутренней секреции в отличие от желез внешней секреции - отсутствие выводных протоков. Поступление гормонов непосредственно в кровь и лимфу, а затем во все органы организма. Согласованность и контроль нервной системы деятельности желез внутренней секреции.

Железы смешанной секреции (поджелудочная, половые), выработка ими гормонов. Так, поджелудочная железа вырабатывает не только поджелудочный сок, но и гормоны, регулирующие обмен углеводов. Один из них - инсулин, способствующий превращению избытка сахара в гликоген - углевод, который откладывается в запас в печени и мышцах.

Сахарный диабет. Нарушение обмена углеводов при недостатке инсулина в организме человека. Потеря способности поглощать и использовать глюкозу клетками его тела, что ведет к истощению организма, к мышечной слабости. Повышение содержания глюкозы в крови больного при сахарном диабете, удаление ее избытка из организма с мочой, постоянная жажда. Необходимость систематического введения инсулина или использования лекарственных препаратов. Диабет - наследственное заболевание, увеличение возможности его возникновения при употреблении пищи, содержащей много углеводов.

Вопрос 3:???

Билет №7

Вопрос 1:  заимосвязь органов дыхания и кровообращения. Участие органов дыхания в обеспечении тканей кислородом и удалении из них углекислого газа. Необходимость кислорода организму для окисления органических веществ в клетках, в результате этого - освобождение энергии, используемой для жизнедеятельности. Зависимость интенсивности обмена веществ от количества кислорода, доставляемого кровью к клеткам тела. Обогащение крови кислородом в легких. Зависимость количества кислорода, поступающего из легких в кровь, от объема воздуха, поступающего в легкие в единицу времени, от скорости движения крови в капиллярах, от содержания гемоглобина в ней. Поступление в капилляры малого круга кровообращения крови, бедной кислородом и насыщенной углекислым газом. Обогащение крови кислородом, поступающим в капилляры путем диффузии, и отдача из крови углекислого газа в воздух легких вследствие разницы концентраций этих газов в крови и воздухе легких. Поступление кислорода из плазмы крови в эритроциты и образование непрочного соединения его с гемоглобином - оксигемоглобина. Благодаря этому уменьшение содержания кислорода в плазме крови и поступление в капилляры путем диффузии новых порций кислорода.

Одновременно с этим освобождение гемоглобина от углекислого газа, повышение его концентрации в плазме крови и выделение его путем диффузии из крови в воздух легких. Поступление артериальной крови из легких в сердце, а из него в результате сокращения сердечной мышцы по сосудам в ткани, где артериальная кровь отдает кислород и воспринимает углекислый газ - становится венозной. Поступление ее по сосудам в сердце, а затем в легкие.

Последствия нарушения деятельности органов дыхания и кровообращения. Первая помощь при их возникновении. Остановка дыхания или прекращение кровообращения вследствие заболевания или травмы. Необходимость своевременной первой помощи при обнаружении подобных признаков у человека. Освобождение пострадавшего от предметов, сдавливающих горло или грудную клетку. Срочное удаление посторонних предметов при их попадании в полость рта или носоглотку. Удаление воды из дыхательных путей: положить пострадавшего вниз лицом на колено спасателя так, чтобы голова касалась земли, и ритмично надавливать на спину пострадавшего. Если человек потерял сознание - сделать искусственное дыхание (вдувание ему воздуха в рот, в нос примерно 16 раз в минуту). После каждого искусственного вдоха грудная клетка должна опускаться. Сочетание при остановке сердца искусственного дыхания с непрямым массажем сердца: после каждого вдувания воздуха в легкие проводят 4-5 быстрых толчкообразных надавливаний на нижнюю треть грудины в направлении, перпендикулярном позвоночнику.

Вопрос 2: Периферическая нервная система, ее компоненты: нервы и нервные узлы. Объединение центральной нервной системы (ЦНС) при помощи периферической нервной системы с органами чувств, мышцами, железами, внутренними органами. Образование нервов пучками длинных отростков нервных клеток, покрытых общей оболочкой. Нервные узлы - скопление тел нервных клеток за пределами ЦНС. Отделы периферической нервной системы - соматический и вегетативный.

Соматическая нервная система (СНС). Иннервация соматической нервной системой органов опоры и движения, кожи. Осуществление с помощью СНС двигательных реакций организма, в том числе и произвольных.

Вегетативная нервная система (ВНС), ее функции: контроль деятельности внутренних органов - кровообращения, дыхания, пищеварения, выделения, размножения; регуляция обмена веществ, ведущая роль в поддержании постоянства внутренней среды организма. Независимость деятельности ВНС от воли человека. Иннервация внутренних органов вегетативными нервами противоположного действия: например, один нерв усиливает и ускоряет работу сердца, а другой - замедляет и ослабляет ее. Неразрывная связь ВНС с другими отделами периферической и центральной нервной системы. Например, при раздражении вегетативных нервов, расположенных в брюшной полости, могут возникнуть изменения в деятельности сердца, скелетной мускулатуры. Участие ВНС как части единой нервной системы во всех поведенческих актах, осуществляемых под управлением головного мозга.

Вопрос 3:???

Билет №8

Вопрос 1: Витамины, их роль в организме человека. Необходимость для нормальной жизнедеятельности организма человека, кроме белков, жиров, углеводов, воды, минеральных солей, витаминов - биологически активных органических веществ, участвующих в биохимических и физиологических процессах как важнейших регуляторах жизнедеятельности; при отсутствии витаминов потеря многими ферментами активности.

Авитаминозы и гипервитаминозы. Поступление в организм человека витаминов с растительной и животной пищей. Синтез некоторых витаминов, например витамина В, в организме: образование под действием солнечных лучей в коже вещества, которое затем превращается в витамин D. Появление серьезных заболеваний - авитаминозов (длительный недостаток витаминов) и гипервитаминозов (избыток витаминов в организме). При недостатке витамина С человек может заболеть цингой, при отсутствии витамина А заболевают органы зрения, а витамина D - у детей развивается рахит. Витамины должны поступать в организм постоянно и в необходимых дозах.

Способы сохранения витаминов в пище. Значительное снижение содержания витаминов в пище при неправильном хранении продуктов и кулинарной обработке. Так, витамин С легко разрушается при нагревании и соприкосновении с кислородом, с металлической посудой. Поэтому овощи надо чистить в момент приготовления пищи, опускать в кипящую воду, варить в эмалированной посуде.

Вопрос 2: Центральная нервная система (ЦНС) - основной отдел нервной системы. У человека и позвоночных животных это головной и спинной мозг. Образование в ЦНС телами нейронов и их короткими отростками серого вещества, скоплениями длинных отростков нейронов - белого вещества, проводящих путей, связывающих головной мозг со спинным мозгом. Работа нервной системы как единого целого. Взаимосвязь клеток, тканей, органов, их согласованная деятельность, регуляция протекающих в них процессов, осуществление связи организма с окружающей средой благодаря деятельности ЦНС. Взаимодействие в ЦНС двух взаимосвязанных процессов - возбуждения и торможения.

Возникновение возбуждения в одних участках ЦНС и торможения в других ее участках. Ограничение торможением способности возбуждения беспредельно распространяться в нервной системе.

Спинной мозг имеет вид белого шнура. Расположение в позвоночном канале. Наличие в центре спинного мозга узкого спинномозгового канала, заполненного жидкостью; расположение серого вещества вокруг канала, белого вещества на периферической части спинного мозга. Образование чувствительными и исполнительными нейронами спинномозговых нервов, которые попарно отходят от спинного мозга. Иннервация определенной группы мышц и органов парой нервов. Основные функции спинного мозга - проводниковая и рефлекторная. Регуляция деятельности спинного мозга головным. 3. Головной мозг, его защищенность черепом. Расположение серого вещества в головном мозге в виде отдельных скоплений внутри белого вещества, на больших полушариях переднего мозга и в мозжечке. Отделы головного мозга: продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, большие полушария. Функции отделов головного мозга: мозжечок регулирует и координирует движения, через продолговатый мозг поступают импульсы к коре больших полушарий от всех рецепторов, его ядра согласуют работу внутренних органов, регулируют обмен веществ, температуру тела. Кора больших полушарий отвечает за восприятие и преобразование всей информации, поступающей в мозг, за управление сложными мышечными движениями, за память, мыслительную и речевую деятельность.

Вопрос 3:???

Билет № 9

Вопрос 1: Строение и функции костей. Кости - основные элементы скелета. У взрослого человека около 250 костей, различающихся по форме, размерам, месту в скелете. Костная ткань - разновидность соединительной ткани, которая состоит из твердого межклеточного вещества, внутри которого лежат клетки, соединенные между собой тонкими отростками. Надкостница, состоящая из соединительной ткани, сросшейся с костью, ее расположение снаружи кости, функции (защитная; обеспечивает рост кости в толщину, так как в ней проходят кровеносные сосуды и нервы). Расположение в кости, вслед за надкостницей, плотного костного вещества, в котором костные пластинки плотно прилегают друг к другу. Особенности строения губчатого костного вещества: костные пластинки в нем расположены рыхло, и промежутки между ними заполнены костным мозгом.

Химический состав кости, ее возрастные особенности. Состав кости: органические вещества, обеспечивающие гибкость и упругость кости, и неорганические вещества, обеспечивающие ее твердость. Сочетание этих веществ обусловливает прочность кости. Увеличение с возрастом содержания в костях неорганических веществ - причина их хрупкости.

Типы соединения костей: неподвижное, полуподвижное и подвижное. Примеры: соединение костей черепа неподвижное, костей позвоночника (позвонков) - полуподвижное, а костей конечностей - подвижное. Суставы - подвижные соединения костей. Образование в суставе на одной кости суставной впадины, в которую входит головка другой кости. Поверхность впадины и головки покрыта гладким хрящом, уменьшающим их трение. Расположение в суставе суставных связок и суставной сумки, заполненной жидкостью, которая уменьшает трение поверхностей и служит питательной средой для суставного хряща.

Вопрос 2:  С троение нервной системы. Нейрон. Две части нервной системы: центральная (спинной и головной мозг) и периферическая (нервные узлы и нервы). Нервная ткань - основа нервной системы. Клетки нервной ткани - нейроны и клетки-спутники. Части нейрона: тело и отростки (короткие и длинный). На длинных отростках оболочка из жи-роподобного вещества белого цвета. Скопления длинных отростков в периферической нервной системе образуют нервы, а в центральной нервной системе - белое вещество мозга. Короткие отростки и тела нейронов образуют серое вещество мозга.

Виды и свойства нейронов. Основные свойства нейронов - способность возбуждаться и передавать возбуждение с помощью нервных импульсов другим клеткам. Виды нейронов: чувствительные (передают нервные импульсы от органов чувств в спинной и головной мозг), двигательные (передают импульсы от спинного и головного мозга к мышцам и внутренним органам), вставочные (осуществляют связь между чувствительными и двигательными нейронами в головном и спинном мозге).

Значение нервной системы. Осуществление координации и регуляции деятельности отдельных частей организма человека, связи организма с внешней средой. Деятельность нервной системы - основа проявления человеком чувств, его обучения, памяти, речи, мышления.

Вопрос 3:???

Билет №10

Вопрос 1:  взаимосвязь деятельности органов и систем органов в организме: изменение активности органов в организме при повышении или понижении активности одного из них. Координация деятельности органов в организме и установление его связи со средой обитания путем нервно-гуморальной регуляции. Два взаимосвязанных механизма для ее осуществления - гуморальный и нервный.

Гуморальная регуляция с помощью химических веществ, поступающих из различных органов и тканей в кровь. Существенное влияние этих веществ на деятельность органов даже в малых концентрациях. Так, незначительное повышение содержания углекислого газа в крови и межклеточном веществе возбуждает расположенный в продолговатом мозге дыхательный центр. Нервные импульсы направляются от него к межреберным мышцам, стимулируя их деятельность. Наличие в организме специальных органов - желез внутренней секреции, вырабатывающих биологически активные вещества - гормоны - и выделяющих их непосредственно в кровь. Влияние гормонов на рост и развитие организма, физиологические процессы.

Нервная регуляция, ее осуществление нервной системой с помощью нервных импульсов, которые поступают из одной клетки в другую и вызывают в ней либо возбуждение, либо торможение. Распространение нервных импульсов более быстрое, чем гуморальное воздействие.

Взаимосвязь нервной и гуморальной регуляции. Образование химических веществ и выделение их в кровь, как правило, под контролем нервной системы. Влияние гормонов на деятельность нервной системы. Существование в организме единой нервно-гуморальной регуляции функций.

Вопрос 2: Система опоры и движения. Ее компоненты: скелет и мышцы. Функция скелета в организме: опора тела или его частей, определение формы тела, защита внутренних органов от механических повреждений. Примеры: череп защищает головной мозг, а позвоночник - спинной мозг, грудная клетка защищает сердце, легкие, крупные кровеносные сосуды грудной полости. Прикрепление мышц к костям скелета, их сокращение под влиянием нервных импульсов, изменение взаимного расположения костей, осуществление всего многообразия движений, совершаемых человеком и млекопитающими животными вследствие сокращения мышц.

Сходство скелета человека и млекопитающих животных. Наличие в скелете человека и млекопитающих животных одних и тех же отделов, образованных сходно расположенными костями.

Особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением: позвоночник, имеющий четыре изгиба, грудная клетка, расширенная в стороны, пояс нижних конечностей в виде чаши, кости нижних конечностей более толстые и прочные, чем кости рук, свод в стопе. Смягчение толчков при ходьбе благодаря изгибам позвоночника, сводчатой стопе. Пояс нижних конечностей - опора для внутренних органов брюшной полости. Массивные кости нижних конечностей - опора для всего тела.

Рука - орган труда. Развитие большого пальца руки и его противопоставление всем остальным, благодаря чему кисть способна выполнять разнообразные и чрезвычайно тонкие трудовые операции.

Вопрос 3:???

Билет №11

Вопрос 1: Рефлекс - основная форма деятельности нервной системы, ответная реакция организма на раздражение, осуществляемая при участии нервной системы. Восприятие раздражения из внешней и внутренней среды рецепторами, возникновение в них нервных импульсов, которые по чувствительным нейронам передаются в ЦНС, где поступают на вставочные, затем на исполнительные (двигательные) нейроны и по ним к исполнительным органам (мышцам, железам и др.). Рефлекторная дуга - путь, по которому нервные импульсы проходят при осуществлении рефлекса. Ее целостность - обязательное условие функционирования рефлекса. Согласованная рефлекторная деятельность - результат взаимодействия в центральной нервной системе процессов возбуждения и торможения. Деление И. П. Павловым рефлексов на условные и безусловные.

Безусловные рефлексы - врожденные постоянные реакции на определенные внешние воздействия, присущие всем особям вида, обеспечивающие приспособление организма к постоянным условиям среды. Для их осуществления не требуется дополнительных условий.

Условные рефлексы - это приобретенные в течение индивидуальной жизни организма реакции, возникающие в определенных условиях на основе безусловных рефлексов. Различные условные рефлексы у разных особей одного вида. Формирование нервных путей для осуществления временных связей в результате многократного сочетания ранее безразличных раздражителей (например, звонка) с безусловными (например, с пищей). Приспособление организма с помощью условных рефлексов к изменяющимся факторам среды, воздействующим на него.

Вопрос 2:  работа мышц. Основа скелетных мышц - поперечно-полосатая мышечная ткань, волокна которой способны сокращаться. Причины сокращений - импульсы, приходящие к мышце по нерву. Возникновение длительных сокращений мышц - результат действия часто поступающих друг за другом импульсов. Движение костей и механическая работа мышц - следствие их сокращения. Расход на механическую работу энергии, получаемой в процессе дыхания при окислении органических веществ в клетках. Гуморальная (кровью) доставка питательных веществ и кислорода к мышцам и удаление продуктов жизнедеятельности.

Утомление мышц. Уменьшение работоспособности мышц при длительной физической работе в связи с накоплением в крови продуктов окисления органических веществ, которые действуют угнетающе на двигательные нервные центры, иннервирующие мышцы. Зависимость сроков наступления утомления от величины нагрузки и ритма сокращения мышц. Достижение максимума мышечной работы за длительный период при средних нагрузках и среднем ритме сокращения мышц.

Тренировка мышц и ее значение. Зависимость способности мышцы выполнять физическую работу от тренировки. Влияние регулярных занятий спортом, физической работы, двигательной активности на рост мышечных волокон, скорость сокращения, на изменения деятельности органов кровообращения, дыхания и др. Малоподвижный образ жизни, слабое развитие мышц, неправильная поза при работе за столом, заболевания скелета (например, рахит) - причины нарушения осанки, искривлений позвоночника.

Предупреждение плоскостопия и искривлений позвоночника. Основные меры предупреждения плоскостопия: носить обувь с задником и со шнуровкой, на эластичной подошве, небольшом каблуке, следить за походкой. Меры, позволяющие предупредить искривления позвоночника: сидя за столом или партой, держать туловище прямо, а голову лишь немного наклонять вперед, между грудью и партой сохранять расстояние 30-40 см, предплечья должны свободно лежать на столе, ноги - свободно согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни Должны опираться на пол или подножку парты. Школьникам, особенно младших классов, лучше носить ранец или рюкзак.

Вопрос 3:???

Билет №12

Вопрос 1:  строение и функции органов чувств. Органы чувств - периферические части анализаторов, обеспечивающие восприятие разнообразной информации, преобразование сигналов внешнего мира в сигналы нервной системы - нервные импульсы, которые от рецепторов органов чувств по чувствительным нервам направляются в ту или иную зону коры головного мозга, где происходит их различение.

Строение и функции органа зрения человека. Глаз - орган зрения, состоящий из глазного яблока, снаружи покрытого белочной оболочкой, которая впереди переходит в прозрачную роговицу. Расположение сосудистой оболочки, богатой кровеносными сосудами и содержащей черный пигмент, поглощающий свет, под белочной. Переход сосудистой оболочки впереди в радужную, определяющую цвет глаз. Способность зрачка расширяться и суживаться. Расположение множества клеток: палочек и колбочек, чувствительных к свету на сетчатке - внутренней оболочке глаза.

Гигиена органа зрения. Основные правила, соблюдение которых способствует предупреждению нарушения зрения: правильное освещение рабочего места (не слишком яркое), расположение источника света слева, тетради или книги на расстоянии от глаз не ближе 30 см. Вред чтения в положении лежа, в движущемся транспорте. Защита глаз от механических повреждений, от инфекционных заболеваний, пыли, использование чистого платка или полотенца при вытирании глаз.

Вопрос 2: Высшая нервная деятельность (ВНД) - деятельность главных отделов центральной нервной системы, обеспечивающая соответствующее приспособление животных и человека к окружающей среде. Основа высшей нервной деятельности - рефлексы (безусловные и условные). Возникновение в процессе жизнедеятельности организма новых условных рефлексов, позволяющих ему целесообразно реагировать на внешние раздражители и тем самым приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей среды. Затухание или исчезновение выработанных ранее рефлексов благодаря торможению при изменении среды.

Рассудочная деятельность. Мышление. Элементы рассудочной деятельности у животных. Зависимость уровня рассудочной деятельности от уровня развития нервной системы. Наибольшее развитие рассудочной деятельности у человека, ее проявление в виде мышления.

Особенности ВНД человека. Раздражители для условных рефлексов у человека: не только факторы внешней среды (тепло, холод, свет, запах), но и слова, обозначающие тот или иной предмет, явление. Исключительная способность человека (в отличие от животных) воспринимать смысл слова, свойства предметов, явления, человеческие переживания, обобщенно мыслить, общаться друг с другом с помощью речи. Вне общества человек не может научиться говорить, воспринимать письменную и устную речь, изучить опыт, накопленный за долгие годы существования человечества, и передавать его потомкам.

Вопрос 3:???

Билет № 13

Вопрос 1:  утомление и его причины. Возникновение утомления после продолжительной работы и его проявление в понижении работоспособности. Связь утомления с нарушением процессов, происходящих в головном мозге. Поступление в кору головного мозга нервных импульсов от всех органов, контроль корой головного мозга всех функций организма. Утомление - нормальная реакция организма на любую деятельность. Восстановление нормальной деятельности нервной системы после непродолжительного отдыха. Следствие переутомления - расстройство жизненно важных функций организма, снижение восприятия, памяти и работоспособности.

Причины утомления при умственной работе. Возбуждение многих нервных клеток коры головного мозга во время умственной работы. Напряженная умственная работа - одна из причин утомления центральной нервной системы, замедления ответных реакций.

Гигиенические основы умственного труда. Необходимость отдыха возбужденным участкам нервной системы при умственном труде, смены умственной работы физическим трудом, занятиями спортом, тогда в клетках мозга, которые были возбуждены, развивается торможение, что способствует восстановлению работоспособности.

Приемы, повышающие продуктивность умственного труда. Главные правила организации умственного труда (в том числе и учебного) - последовательность и систематичность, дисциплина, работа по ежедневному графику. Необходимость отдыха после занятий в школе, выполнение вначале наиболее трудных домашних заданий. Чередование разных видов умственного труда либо умственного и физического труда.

Вопрос 2:  действие наркотиков на организм. Наркотические вещества, попадая в кровь, оказывают специфическое воздействие на центры головного мозга. Нарушение у человека соотношения процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, физиологических процессов под влиянием гашиша, морфия, кокаина, опиума, героина и других наркотиков. Следствие их приема - вначале беспричинное веселье, которое сменяется подавленным настроением, иногда злобой. Человек теряет способность управлять собой, иногда теряет сознание, мучается от болей.

Наркотическая зависимость. Нарушение обмена веществ, болезненные влечения к наркотикам в результате неоднократного их приема. Выработка ферментов, способствующих усвоению наркотиков, которые становятся необходимым звеном в обмене веществ. Болезненное состояние: дрожание конечностей, головные боли, слабость, психические расстройства при прекращении приема наркотиков.

Вредное влияние алкоголя и никотина на организм и развитие плода. Пагубное воздействие на организм алкоголя и курения, так как алкоголь и никотин обладают наркотическими свойствами. Резкое сужение кровеносных сосудов, повышение давления, развитие хронического бронхита, рака легких, снижение внимания, ухудшение памяти, преждевременное старение. Алкоголь - причина отравления, а затем гибели нервных клеток, ожирения сердца, перерождения клеток печени, повреждения слизистой оболочки пищеварительного канала и др. Отрицательное влияние никотина и алкоголя на развитие плода во время беременности. Частое рождение недоношенных детей курящими женщинами. Отставание в развитии, частые болезни, нервные расстройства, у алкоголиков - вероятность рождения детей слабоумных, с различными уродствами.

Вопрос 3: Приготовить к работе два микроскопа, положить на предметные столики микропрепараты указанных тканей, осветить поле зрения микроскопов, перемещением тубуса винтами добиться четкого изображения. Рассмотреть микропрепараты, сравнить их и указать следующие различия: клетки эпителиальной ткани плотно прилегают друг к другу, а соединительной ткани расположены рыхло. Межклеточного вещества в эпителиальной ткани мало, а в соединительной – много

Билет № 14

Вопрос 1:  полноценное питание - важнейшее условие сохранения здоровья. Здоровье - одна из самых больших жизненных ценностей. Необходимость его сохранения, разумного и бережного расходования. Одно из условий его сохранения - полноценное питание, определяющее работоспособность и продолжительность жизни человека. Последствия недостаточного питания - нарушения обмена веществ и появление многих заболеваний. Учет при рациональном питании не только количества пищи, но и соотношения составляющих ее компонентов, обеспечивающих потребности организма.

Состав и значение пищи. Состав пищи: органические вещества (белки, жиры, углеводы), вода, минеральные соли, витамины. Использование органических веществ организмом в качестве строительного материала, необходимого для роста и размножения клеток, а также как источник энергии. Окисление органических веществ в клетках с освобождением энергии, необходимой для жизнедеятельности организма (движения, работы сердца и др.). Содержание в пище запаса энергии, который должен компенсировать ежедневные энергетические затраты, зависящие от пола, возраста, профессии, состояния здоровья, массы человека. Основной строительный материал - белки, а энергетический - углеводы, в меньшей степени - жиры и белки. Соотношение белков, жиров и углеводов при сбалансированном питании примерно такое 1:1:4.

Витамины - биологически активные вещества, оказывающие серьезное воздействие на обмен веществ даже в малых количествах, - обязательная составная часть пищи. Необходимость воды и минеральных солей для физико-химических процессов в клетках. Включение в пищевой рацион продуктов животного (мясо, рыба, молоко и др. - основные источники белков и жиров) и растительного происхождения (овощи, фрукты - основные источники углеводов, витаминов, минеральных солей).

Сохранение витаминов в процессе приготовления пищи. Внешний вид, запах, вкус, способ приготовления пищи - одно из условий полноценного усвоения питательных веществ. Разрушение витаминов при кулинарной обработке пищи, например витамина А при сушке продуктов, витамина С при нагревании и соприкосновении с воздухом. Правила, позволяющие уменьшить разрушение витаминов в кулинарной обработке продуктов (например, не следует варить картофель и овощи в алюминиевой кастрюле без крышки и др.).

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. Соблюдение режима питания - основа сохранения здоровья. Есть надо 3-4 раза в день, в определенные часы. Возможные последствия несоблюдения режима питания, еды всухомятку, курения, употребления алкоголя - нарушение деятельности органов пищеварения. Недоброкачественная пища, еда немытыми руками - причины желудочно-кишечных заболеваний (дизентерии, холеры). Гигиенические правила: мыть руки перед едой, фрукты и овощи, проваривание и прожаривание рыбы, мяса, борьба с мухами, использование разных разделочных досок для сырых мясных, рыбных продуктов и хлеба.

Вопрос 2:  сходство человека и животных. Сходство человека и хордовых животных: наличие у зародыша человека хорды и жаберных щелей на определенном этапе развития, как и у зародышей всех хордовых, расположение нервной трубки на спинной стороне тела.

Сходство человека и позвоночных животных: позвоночник - основа внутреннего скелета, как и у всех позвоночных, две пары конечностей, сердце на брюшной стороне тела.

Сходство человека и млекопитающих животных: четырехкамерное сердце, хорошо развитая кора головного мозга, млечные железы, матка, где происходит развитие плода, теплокровность.

Сходство человека с приматами: на пальцах ногти, сходное строение органов зрения и слуха, зубов, смена молочных зубов на постоянные, возможно переливание крови человека высшим обезьянам, есть общие паразиты, заболевания.

Место человека в системе органического мира. Тип хордовых, подтип позвоночных, класс млекопитающих, отряд приматов, вид - человек разумный.

Биосоциальная сущность человека. Подчинение жизни человека как биологическим, так и социальным законам. Формирование человека, как и других организмов, в процессе эволюции, подчинение процессов его жизнедеятельности (питания и др.) биологическим законам. Существенные отличия человека от животных: прямохождение и труд, связанные с ними изменения в строении и жизнедеятельности - наличие в скелете позвоночника с четырьмя изгибами, сводчатой стопы, особенностей строения таза, кисти, черепа; увеличение мозга, способность трудиться, создавать орудия труда, общаться друг с другом, владеть членораздельной речью, отвлеченно мыслить, создавать науку и искусство, накапливать и использовать опыт предшествующих поколений, передавать его потомкам. Невозможность объяснить эти особенности только законами биологической эволюции. Существование законов развития человеческого общества, в соответствии с которыми подлинно человеческие черты формируются в процессе жизни человека в обществе, его воспитания. Дети, выросшие с раннего возраста среди животных, не владеют хорошо развитой речью, не могут отвлеченно мыслить.

Роль человека в биосфере. Целенаправленное воздействие человека как на неживую природу, так и на ее обитателей. Создание человеком новых сортов растений и пород животных, изменение ареалов дикорастущих растений и диких животных, охота на животных, сбор лекарственных трав, использование лугов и степей в качестве пастбищ. Влияние развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, использование земель под дороги, строительство жилья на плодородных почвах, эрозия почвы, загрязнение почвы, воздуха, водоемов, сокращение численности видов, гибель многих из них. Сокращение биологического разнообразия, повышение численности ряда видов насекомых, бактерий, грибов и других организмов в результате деятельности человека. Ухудшение экологических условий, необходимых для жизни не только человека, но и растений, животных, грибов. Необходимость сохранения биологического генофонда самого человека, учета человеком в своей хозяйственной деятельности законов природы, разработки мер регулирования численности видов, сохранения среды обитания организмов.

Вопрос 3: Увеличение школьного микроскопа определяют путем умножения цифр на объективе и окуляре, указывающих на их увеличение. Для работы с микроскопом его надо поставить штативом к себе, навести зеркалом свет на отверстие предметного столика, положить на столик микропрепарат, закрепить его зажимами, опустить тубус вниз до предела, не повреждая микропрепарат, а затем, глядя в окуляр, медленно с помощью винтов поднять тубус до получения четкого изображения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: