Фрейд З.: «А теперь вы с нетерпением хотите узнать, что же такое этот страшный Эдипов комплекс. Само имя вам говорит об этом. Вы все знаете греческое сказание о царе Эдипе, которому судьбой было предопределено убить своего отца и взять в жены мать, который делает все, чтобы избежать исполнения предсказаний оракула, и после того, как узнает, что по незнанию все-таки совершил оба этих преступления, в наказание выкалывает себе глаза. Надеюсь, многие из вас сами пережили потрясающее действие трагедии, в которой Софокл представил этот материал. Произведение аттического поэта изображает, как благодаря искусно задерживаемому и опять возбуждаемому все новыми уликами расследованию постепенно раскрывается давно совершенное преступление Эдипа; в этом отношении оно имеет определенное сходство с ходом психоанализа».
«Правильно утверждают, что Эдипов комплекс составляет ядро неврозов, представляя собой существенную часть содержания их. В нем завершается инфантильная сексуальность, оказывающая решающее влияние своим действием на сексуальность взрослых. Каждому новорожденному предстоит задача одолеть Эдиповский комплекс».
«Все больше и больше открывается значение Эдипова комплекса как центрального феномена сексуального периода, относящегося к раннему детству».
«Эдипов комплекс дает ребенку две возможности удовлетворения, активную и пассивную. Он может, как мужчина, поставить себя на место отца и относиться, как последний, к матери, причем отец учитывается тогда как стоящее на его пути препятствие, или же он стремится заменить мать и быть любимым отцом, причем мать становится излишней».
«В соотношении между Эдиповым и кастрационным комплексом существует фундаментальная разница у обоих полов. В то время как Эдипов комплекс мальчика погибает вследствие кастрационного комплекса, Эдипов комплекс девочки становится возможным благодаря кастрационному комплексу».
«Я не хочу утверждать, что Эдипов комплекс исчерпывает отношение детей к родителям, оно может быть намного сложнее. Эдипов комплекс может быть также более или менее сильно выражен, может сам претерпеть противоположное выражение, но он постоянный и очень значительный фактор душевной жизни ребенка, и возникает опасность скорее недооценивать его влияние и обусловленное им развитие, чем переоценить его».
«...в Эдиповом комплексе совпадает начало религии, нравственности, общественности и искусства в полном согласии с данными психоанализа».
Виттельс Ф.: «Эдипов комплекс — это тот локомотив, который промчал триумфальный поезд Фрейда вокруг земного шара».
Леви-Строс К.: «Итак, мы можем отнести гипотезу Фрейда заодно с текстом Софокла к числу версий мифа об Эдипе. Их версии заслуживают не меньшего доверия, чем более древние и на первый взгляд более «подлинные».
Фромм Э.: «Утверждение Фрейда, что Эдипов комплекс, инцестуозность, есть «сердцевина невроза», имеет огромное значение для проблемы психического здоровья, если мы освободим его от узкой формулировки в сексуальных терминах и будем понимать шире, в плане межличностных отношений. Фрейд и сам указывал, что имеет в виду нечто выходящее за сферу сексуального».
Контрольные вопросы
1. Какое место отводится Эдипову комплексу в психоанализе?
2. Что представляет собой Эдипов комплекс?
3. Что такое комплекс Электры?
4. Влияет ли Эдипов комплекс на жизнь человека?
5. Какая связь существует между Эдиповым комплексом и развитием культуры?
6. Какие трактовки Эдипова комплекса имеют место в современной литературе?
Литература
1. Аверинцев С.С. К истолкованию символики мифа об Эдипе // Античность и современность. — М., 1972.
2. Брюно П. Психоанализ и антропология // К.Б. Клеманн, П. Брюно, Л. Сэв Марксистская критика психоанализа. — М., 1976.
3. Леви-Строс К. Структурная антропология. — М., 1985. — С. 189-195.
4. Лейбин В. Я и Эдипов комплекс // Архетип. — 1995. — № 2. — С. 135-138; 1996. - №1. - С. 136-142.
5. Лейбин В. Эдипов комплекс и российская ментальность. — М., 1997.
6. Между Эдипом и Озаирисом. Становление психоаналитической концепции мифа — Львов; М., 1998.
7. Ранк О. Миф о рождении героя. — М.; Киев, 1997. — С. 174-176.
8. Фрейд З. «Я» и «Оно». Труды разных лет. Книга 2. — Тбилиси, 1991. – С. 197-213, 329-349.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции — М., 1995. — С. 125-134, 210-215.
10. Фрейд З. Психоаналитические этюды. — Минск, 1997. — С. 543-558.
11. Флоренская Т.А. Катарсис как осознание (Эдип Софокла и Эдип Фрейда) // Бессознательное: природа, функции, методы исследования. - Тбилиси, 1978. – Т. 2.
12. Фромм Э. Душа человека. - М., 1992. - С 267-283.
13. Ярхо В. «Эдипов комплекс» и «Царь Эдип» Софокла (О некоторых психоаналитических интерпретациях древнегреческой трагедии) // Вопросы литературы. — 1978. — № 10.
Тема 10 Неврозы: смысл, этиология, терапия
Невротические симптомы и их смысл. Связь невротических симптомов с переживаниями человека. Симптомы как производные бессознательных процессов.
Невроз как незнание, неведение о душевных процессах. Пробелы в воспоминаниях Истерическая амнезия как продолжение детской амнезии.
Этиология сексуальности. Фиксация влечения на ранней стадии развития. Регрессия. Воскрешение инфантильных желаний.
Реальность и фантазия. Психическая реальность и невроз. Профантазии как филогенетическое достояние исторического прошлого.
Столкновение желаний. Сексуальные влечения и влечения Я. Психический конфликт. Патогенные конфликты.
Вытеснение и его связь с образованием симптомов. Симптомы как заместители сексуального удовлетворения или защиты от него.
Сопротивление в интересах болезни. Различные формы сопротивления. Преодоление сопротивления.
Перенесение (трансфер). Новые варианты старых конфликтов. Перенесение как столкновение борющихся между собой сил. Терапевтическое значение перенесения.
Психоаналитическая терапия. Уничтожение вытеснения. Устранение условий для образования симптомов. Перевод патогенного конфликта в нормальный. Культурные цели терапии.