Тойнби А.Дж.: «В каждую эпоху и в любом обществе изучение и познание истории, как и всякая иная социальная деятельность, подчиняются господствующим тенденциям данного времени и места».
Ясперс К.: «В настоящее время происходит как будто изменение нашего исторического сознания <...> и вновь история превращается из сферы знания в вопрос жизни и осознания бытия, из предмета эстетического образования в серьезную проблему, которая решается в выслушивании вопросов и в ответах на них».
Гадамер Х.-Г.: «Можно сказать примерно следующим образом: историческое сознание — это не столько самозабвение, сколько повышенное самообладание, которое отличает его от всех других формообразований духа... Историческое сознание есть способ самопознания».
Бердяев Н.А.: «История есть трагедия духа. Это значит, что дух в исторической объективации перерождается во что-то уже не похожее на дух. Творческий субъективный дух не может себя узнать в своих исторических объективациях».
«Человек был раздавлен историей, всгда был раздавлеен. История была судьбой человека, но судьба человека никогда не интересовала историю. Несоизмеримость между историей и личной человеческой судьбой и есть трагедия истории, трагедия безысходная в пределах самой истории, требующая ее конца».
|
|
Соловьев B.C.: «Они хотят охранить истину — и хоронят ее. Они решили, что истина не только дана человечеству — что справедливо, — но что она дана в совершенно готовой и окончательной форме, и не только дана, но и сдана на хранение в подлежащее ведомство. И утвердили гроб, и запечатали камень, и поставили стражу».
Лосев А.Ф.: «Итак, всякая реальная наука мифологична, но наука сама по себе не имеет никакого отношения к мифологии».
Фромм Э.: «Все мы святые и грешники, взрослые и дети, но ни один не превосходит другого, и не судья ему. Все мы преозре-ли вместе с Буддой, всех нас распяли на кресте вместе с Христом и все мы убивали и грабили вместе с Чингисханом, Сталиным и Гитлером».
Фрейд З.: «...борьба за психоанализ должна в будущем решиться там, где было оказано нам наибольшее сопротивление, — в области старых центров культуры».
Контрольные вопросы
1. К чему ведет забвение истории?
2. С чем связан запрет на инакомыслие?
3. Как и почему возникают мифы в истории науки?
4. Какова судьба психоанализа в России?
5. Почему необходимо восстановление исторических связей между прошлым и настоящим?
Литература
1. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. — М., 1994.
2. Гадамер Х.-Г. Истина и метод. — М., 1988.
3. Лосев А.Ф. Из ранних произведений. — М., 1990.
4. Овчаренко В.И., Лейбин В.М. Антология российского психоанализа. – М., 1999. - Т. 1-2.
|
|
5. Соловьев B.C. Философская публицистика. Соч.: В 2. — М., 1989. Т. 1.
6. Фромм Э. Душа человека. — М., 1992.
7. Ясперс К. Смысл и назначение истории. — М., 1994.
Тема 2 Русскость Фрейда
История возникновения психоанализа. Западноевропейская культура и психоаналитические идеи. Традиционное видение истоков психоанализа.
Русскость Фрейда как нетрадиционный взгляд на историю становления и развития психоанализа.
Интерес Фрейда к России. Царский манифест 1898 г. Диагноз, поставленный Николаю II Фрейдом. Русская цензура.
Фрейд, Юнг и русские психиатры. Пациенты из России.
Сабина Шпильрейн как пациент и психоаналитик. Идеи деструктивности и инстинкта смерти. Отношение Фрейда к идеям С. Шпильрейн.
Первая мировая война. Революция в России. Отношение Фрейда к произошедшим в России изменениям.
Лу Андреас-Саломе и Фрейд. Русские мотивы в эмоциональной и интеллектуальной жизни Фрейда.