ДЕЛОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ
учебно-методическое пособие
Екатеринбург 2015
УДК 159.923.2(075)
ББК Ю956.64
Д29
Рекомендовано Ученым советом федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский государственный педагогический университет» в качестве учебного издания (№347 от 02.02.2015).
Рецензенты:
Минюрова С.А., д.психол.н., профессор кафедры общей психологии Института психологии Уральского государственного педагогического университета;
Жукова Н.В., д.психол.н., профессор кафедры психологии Уральского Института экономики, управления и права
Деловые коммуникации: Учебно-методическое пособие / Автор-сост. Крылова С.Г.; ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет» - Екатеринбург, 2015. – 105 с.
ISBN 978-5-7186-0634-8
Содержание учебно-методического пособия охватывает широкий круг вопросов, связанных с рассмотрением различных аспектов процесса коммуникации. Наиболее подробно рассматриваются психологические закономерности и организационные аспекты коммуникации. Отдельный раздел пособия посвящен применению знаний закономерностей коммуникации и коммуникативных навыков для решения конкретных практических задач.
|
|
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление», а также для преподавателей, реализующих дисциплину «Деловые коммуникации».
УДК 159.923.2(075)
ББК Ю956.64
Д29
ISBN 978-5-7186-0634-8 © ФГБОУ ВПО «УрГПУ», 2015
© Крылова С.Г., 2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …........................................................................................................4
Методические указания для студентов ….......................................................6
Раздел 1. Коммуникация: основные понятия ….......................................7
1.1. Коммуникация в структуре общения …...................................................7
1.2. Основные направления исследования коммуникации ….....................10
Раздел 2. Знаковые системы вербальной и невербальной коммуникации …………………………………………………………………….14
2.1. Условия успешной коммуникации ….....................................................14
2.2. Семантика невербальной коммуникации …..........................................19
Раздел 3. Затруднения в коммуникации …...............................................28
3.1. Виды коммуникативных барьеров ….....................................................28
3.2. Способы преодоления коммуникативных барьеров …........................32
Раздел 4. Коммуникация в конфликте ….................................................39
4.1. Я-высказывание …...................................................................................39
4.2. Искусство критики …..............................................................................42
Раздел 5. Деловая коммуникация: организационный аспект ….........49
|
|
5.1. Коммуникация в системе управления …..............................................49
5.2. Деловые совещания ….............................................................................62
5.3. Деловая беседа ….....................................................................................67
5.4. Общение по телефону ….........................................................................70
5.5. Переговорная коммуникация …………………………………………..74
Раздел 6. Практические навыки деловой коммуникации …................84
6.1. Деловой этикет: процедура представления ….......................................84
6.2. Умение задавать вопросы …...................................................................87
6.3. Техники короткого разговора ….............................................................90
6.4. Публичное выступление: приемы убеждающей коммуникации …....94
Планы семинаров ……………………………………………………………99
Список литературы …...................................................................................104
ВВЕДЕНИЕ
Учебно-методическое пособие по курсу «Деловые коммуникации» предназначено для студентов, обучающихся по направлению «Государственное и муниципальное управление». Содержание учебно-методического пособия соответствует содержанию рабочей учебной программы, что позволяет студентам использовать его для более эффективного усвоения материала курса.
Поскольку коммуникация представляет собой междисциплинарное понятие, к настоящему времени опубликовано большое количество не только научных, но и учебно-методических изданий, посвященных различным аспектам этого явления. Поэтому при работе над данным учебным пособием в качестве критерия отбора материала мы ориентировались на содержание общекультурных и профессиональных компетенций, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте для направления «Государственное и муниципальное управление». Несмотря на возможные изменения в содержании компетенций в будущем, некоторые из них представляются достаточно универсальными и необходимыми для осуществления эффективной профессиональной деятельности в сфере государственного и муниципального управления. К этой группе можно отнести такую общекультурную компетенцию, как:
умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь; способность к эффективному деловому общению, публичным выступлениям, переговорам, проведению совещаний, деловой переписке, электронным коммуникациям;
а также профессиональные компетенции:
способность анализировать, проектировать и осуществлять межличностные, групповые и организационные коммуникации;
умение общаться четко, сжато, убедительно; выбирая подходящие для аудитории стиль и содержание.
Владениеперечисленными компетенциями предполагает знание теорий коммуникации, что позволяет не только анализировать процесс коммуникации, но и предпринимать осознанные действия по повышению его эффективности.
В соответствии с содержанием компетенций, относящихся к сфере деловой коммуникации, в представленном пособии акцент делается на двух аспектах процесса коммуникации: психологическом и организационном. Психологический аспект представлен в разделах 1-4, которые посвящены рассмотрению коммуникации в структуре общения, знаковым системам как средствам коммуникации, нарушениям процесса коммуникации. Хотя психологические особенности коммуникации выходят на первый план, когда речь идет о таком виде коммуникации, как межличностная коммуникация, все-таки было бы неверным относить межличностную коммуникацию только к сфере неформального общения. Межличностная коммуникация осуществляется и в профессиональной сфере, поэтому знание психологических закономерностей коммуникации необходимо специалистам системы государственного и муниципального управления для успешного выполнения своих функциональных обязанностей.
|
|
В разделе 5 рассматриваются организационные аспекты процесса коммуникации. При рассмотрении этих аспектов акцент делается на процессуальных характеристиках коммуникации и использовании ее как инструмента для повышения эффективности деятельности организации, а участники коммуникации с их психологическими характеристиками (потребностями, мотивами и целями) как бы выносятся за скобки.
Раздел 6 посвящен применению знаний закономерностей коммуникации и коммуникативных навыков для решения конкретных практических задач, с которыми может столкнуться специалист сферы государственного и муниципального управления в своей профессиональной деятельности. В этом разделе рассматриваются правила делового этикета, формулировки вопросов, а также техники короткого разговора и убеждающей коммуникации в публичном выступлении.
Каждый раздел учебно-методического пособия включает краткое изложение теоретического материала по теме, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы, список литературы. В некоторые разделы включено описание упражнений для тренировки коммуникативных навыков, которые могут быть использованы преподавателем при проведении практических занятий. В каждом разделе используется нумерация ссылок, соответствующая списку литературы данного раздела. В конце учебно-методического пособия приводится общий список литературы.
Учитывая современные мировые тенденции, в первую очередь, процессы глобализации и развитие новых информационных технологий, мы не могли обойти вниманием соответствующие вопросы. Тема «Международная коммуникация в профессиональной сфере» вынесена для обсуждения на семинарском занятии. Используя рекомендованную литературы, студенты готовят презентацию об особенностях деловой коммуникации с партнерами из выбранной ими страны.
В соответствии с содержанием программы учебного курса «Деловые коммуникации» в пособие также включены планы семинарских занятий и литература, которая может быть использована студентами при подготовке к этим занятиям.
|
|