Заключение. Все описанное выше является сердцевиной нашего гештальт-подхода к семейной терапии

Все описанное выше является сердцевиной нашего гештальт-подхода к семейной терапии. Обратите внимание на то, как каждая из указанных ценностей помогает нам, поддерживает наше техническое мастерство и предостерегает от опрометчивых шагов. Возможно, из каждого принципа можно сделать тенденциозные выводы. Безусловно, когда вы свободны в своем выборе, вам легче активно действовать. Другими словами, если полагаться только на технические приемы, можно существенно ограничить свое поле зрения и профессиональный рост.

Находя же необходимые для себя ценности и присваивая их, вы приобретаете свой “стиль” – различимую позицию “как-жить-в-этом-мире”. Тогда вам могут не понадобиться техники, так как вы приобретете нечто гораздо более мощное и значительное – философский подход, дающий вам неограниченные возможности для личного творчества.

Гештальт-ценности предоставляют нам определенный способ “вмешательства” в супружескую или семейную систему, но их нельзя использовать как категорический императив. Необходимо осторожно и осознанно “переваривать” эти ценности. В противном случае, если “заглотить” все целиком, через некоторое время наши суждения могут превратить эти принципы в новую догму. Гештальт-терапия, как и другие терапевтические школы, имела достаточно догм в своей истории.

И, наконец, последнее преимущество изложенных ценностей состоит в том, что каждый может сделать выбор, основанный на предложенных правилах, зная при этом, что они не являются монопольными. Они тоже живут, дышат и меняются вместе с этим меняющимся миром.

Мы изложили наши ценности, живя и действуя в этом мире17. Мы должны действовать. Выбирая бездействие, наша пассивность выражает наши ценности (скуку, безразличие, временное согласие, пассивный протест и т.д.). Кроме того, обуздывая свою активность, мы поддаемся ретрофлексии: направляя энергию против нас самих, мы часто наносим себе травму. Вопрос состоит в том, каким образом мы можем “хорошо вести себя” в этом мире?

Когда в библейские времена Исхода дети Израиля уходили из Египта, Господь помогал им через Моисея. Перечитывая Книгу Исхода, мы находим, что очень часто израильтяне не слушали Бога и поступали бездумно. В результате, когда Моисей получил Завет и дал его своим людям, они воскликнули: “Все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны”18. Команда состояла в том, чтобы поступать в соответствии с Заветами Бога и только после понимать это. Бог поступил с евреями так же, как поступаем мы со своими детьми, принимая осознавание на себя. Они были Его “детьми”.

Мы говорим двухлетнему ребенку: “Не трогай, Джонни”, потому что маленький ребенок не может адекватно осознавать и самостоятельно осуществлять контроль над своим поведением. Когда же человек становится взрослым, он начинает нести всю меру ответственности за осознавание своего поведения и в этом смысле становится “собственным Богом”. Можно сказать так: я становлюсь личностью, когда начинаю полностью осознавать, что делаю. Когда это происходит, я отдаю команды собственному божественному категорическому императиву. Я говорю себе: “Я сделаю так, потому что считаю это правильным”.

По словам Сони Невис, “Наша судьба – разрушать. Разрушение необходимо для того, чтобы произошло что-то новое и продолжалось развитие. Нам часто нравится принимать участие в разрушении. Как бы там ни было, удовольствие не является достаточным условием для действия. “Удовольствие” – детский критерий, а взрослые люди действуют, когда к ним приходит осознание. Например, кому-то может казаться, что лучше прервать отношения с близкими, но в данном конкретном случае такой поступок может быть аморальным, если рассмотреть его всесторонне... Кому-то кажется, что было бы хорошо задушить жену из ревности, но это аморально...”19

Когда мы находимся под высшей властью категорического императива, это удобно хотя бы потому, что в момент выбора нет нужды выдерживать внутреннюю борьбу. Тем не менее, все конечные действия находятся под строгим судом. Невозможно действовать правильно, не отвергая часть реальности. Абсолютно морального поведения не существует. Если человек делает выбор быть “свободным” и уходит из семьи, это также выбор – покинуть близкого человека и реже видеть своих детей. Если женщина выбирает аборт по медицинским показателям, она также выбирает возможные горести в своем будущем. Если же она решает оставить ребенка, она тоже может выбрать страдания, связанные с возможными осложнениями, – вероятно, ей придется оставить ребенка без материнской заботы и хороших условий для его развития. Если некоторая группа людей решит освободить животных из лаборатории, они также делают выбор прервать научные исследования и остановят работу других.

Наша теория побудила нас завершить гештальт и тем самым разрешить некоторые свои задачи. Мы чувствуем, что сделали это. Но я снова слышу голос Сони Невис: “Слабое место нашей гештальт-теории заключается в том, что она представляет идеальную картину нарушения поля. Но нарушения поля и за его пределами – значительны... [и порой] лучшее, что мы можем сделать – уменьшить внутренние нарушения, потому что у нас нет возможности уменьшить внешние”20.

Мы не можем контролировать окружающую среду. Самое большее, что мы можем сделать, – использовать наше богатое осознавание, ведь человеческое поведение имеет полярные возможности. Мы прислушаваемся к тем и к другим голосам, звучащим в нашей голове, а затем действуем. Чем сложнее осознавание, тем сложнее наше потенциальное поведение. Осознанные действия позволяют нам знать множество сторон данного результата. Такой тип поведения носит название “действие с сожалением”. Он дает человеку выбор совершать активное действие и одновременно признавать, что оно может иметь различные последствия. Некоторые из этих последствий могут оказаться пагубными для самого человека, а другие навредят другим людям или даже всему окружающему его миру.

Человек может никогда не совершать зла, но благодаря своей противоречивой природе его решение всегда порождает сожаление; выбор – лучшее из возможного. Мы не можем избежать зла, поэтому нам приходится учиться нести в себе неодобрение и боль других. Императив, который мы выбираем, – самый высокий стандарт ответственности. И мы можем научиться делать это с некоторой видимостью смирения, смелости и сострадания.

Может быть, сегодня, как никогда, мы должны нести ответственность за наши поступки, проявлять смелость и сострадание. Терапевт обязан помогать и лечить нарушенные, разбитые и больные семьи. В наш век разобщенности, нам нужно особенно уважать и лелеять прекрасные старомодные традиции заботы о детях, а также значимости и поддержки супружества. Мы должны постоянно повторять себе: в наш век сильных стрессов, детских садов, перегруженных родителей кто может дать детям заботу и поддержку? Наши дети – дети компьютерного мира и высоких технологий. Это означает, что взрослые должны подготовить их к двадцать первому веку.

Эта книга обращает особое внимание читателя на то, как супружеская пара или семья может усваивать основные ценности взаимной заботы и уважения, переходя от одной стадии жизни к другой. Терапевт не является целителем, он выступает также как родительская фигура, которая дарует благословение поколению молодых родителей, отцы которых не имели знаний, навыков или времени для того, чтобы подготовить их к сложностям современной жизни.

Приложение

Основные школы семейной терапии*

[[[[*Этот список я составил, собирая и перерабатывая информацию из книги A.S. Gurman & D.P. Kniskern (1991), Handbook of family therapy (Vol. 1 & 2) (New York: Brunner/Mazel). Я не претендую на абсолютное знание всех этих школ, поэтому заранее прошу у читателя прощения за возможные искажения.]

Поведенческая семейная терапия1

Предшественники Уотсон, Скиннер, Бандура, Гриндер.

Философия Эмпиризм.

Модель Бихевиоризм, ориентация на содержание.

Основные влияния Модификации поведения, теория познания, управляемые условия, непредвиденные обстоятельства.

Представления о норме Достижение целей; равное влияние всех членов.

Представления о нарушениях Члены семьи с трудом признают отклонения в поведении; семейные правила не отличаются достаточной ясностью; дефицит эмоциональных отношений.

Представления об осознавании Формальная теория осознавания отсутствует.

Представления об изменениях Определяются поведением и поддерживаются обучением и условиями.

Терапия Боуэна2

Предшественники Медицина, физика.

Философия Натуральная философия, эмпиризм, эволюционизм.

Модель Медицинская, природные системы; ориентирована на процесс.

Основные влияния Биология, эволюционизм, теория систем.

Представления о норме “Жизнь движется по направлению к жизни” в природных процессах, ведущих к достижению полного развития и саморегуляции.

Представления о нарушениях Недостаточная саморегуляция от “незрелости”.

Представления об осознавании Формальной теории осознавания не существует.

Представления об изменениях Самовоспроизведение с помощью различения, саморегуляции и ответственности перед собой; терапевт присутствует как агент изменений.

Краткая терапия(MRI)3

Предшественники – Бейтсон, Эриксон, Фоэстер.

Философия Конструктивизм.

Модель Кибернетическая, ненормативная, ориентированная на процесс и содержание.

Основные влияния Кибернетика, теория коммуникаций.

Представления о норме Эффективное преодоление трудностей.

Представления о нарушениях Проблемы возникают от “ плохого обращения ” с трудностями.

Представления об осознавании Второстепенное; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Возникают от внедрения в причинно-проблемные “решения”, используемые клиентом, чтобы решить актуальную проблему.

Контекстуальная терапия4

Предшественники Фрейд, Ференци, Кляйн, Фэйрбейрн, Винникотт, Гантрип, Салливан, Бубер, Вайнер, Бейтсон, Бузормени-Наги.

Философия Диалектическая, диалогическая; философская антропология.

Модель Относительная, ориентированная на процесс.

Основные влияния Кибернетика, межличностная психиатрия, теория коммуникаций.

Представления о норме – Сбалансированное распределение семейных ресурсов и обязанностей.

Представления о нарушениях Несбалансированное распределение ресурсов; застой, ущербная конфигурация взаимоотношений, отсутствие преданности, сговор, эксплуатация, доминирование родителей.

Представления об осознавании Преобладает “относительная подотчетность”; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Главным компонентом процесса исцеления является инсайт; изменение зависит от углубления “относительной реальности” группы.

Эриксоновская семейная терапия5

Предшественники Фрейд, гипноз.

Философия Эклектизм и прагматизм.

Модель Экосистемы.

Основные влияния Гипнотерапия, ориентация на содержание.

Представления о норме Рост и развитие с помощью творческого решения проблемы, что позволяет стимулировать индивидуальные ресурсы.

Представления о нарушениях Неосознавание личных ресурсов, недостаточное общение, симптомы как общение.

Представления об осознавании Вторичные; пренебрежение инсайтом в пользу обучения с помощью действия; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Достижение цели, что усиливает изменчивость и потребность в самовыражении; движение в сторону эволюции семьи.

Фокусная семейная терапия6

Предшественники Фрейд, Кляйн, Бион, Винникотт.

Философия Эмпиризм.

Модель Системная; ориентированная на содержание и процесс.

Основные влияния Психоанализ, клиническая психиатрия, объектные отношения, групповая и семейная терапия.

Представления о норме Семь уровней иерархии функционирования – смысл, аффект, общение, границы, общность, стабильность и состоятельность.

Представления о нарушениях Прошлая травма проявляется в повторах, порочных кругах, принужденности, чрезвычайных ситуациях и актуальных проблемах (симптомы).

Представления об осознавании Одинаковая важность изменений и паттернов поведения; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Разрешение от травмы и восстановление традиций семьи.

Функциональная семейная терапия7

Предшественники (?)

Философия Эмпиризм и (очевидно) релятивизм.

Модель Теория систем и бихевиоризм; относительная; ориентированная на процесс и содержание.

Основные влияния Группа Пало Альто.

Представления о норме Эффективный связанный процесс и составные относительные результаты; посредничество между дистанцией и близостью во взаимоотношениях.

Представления о нарушениях “Проблемы” и “симптомы” (так называемый культурный консенсус) являются проявлениями функциональности во взаимоотношениях.

Представления об осознавании Смешанные; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Изменения происходят после того, как изменяются представления членов семьи о них самих и других.

Интегративная семейная терапия8

Предшественники Ауэрсвальд, Бейтсон, Эриксон, Минухин, Пиаже, Сатир.

Философия Эклектизм.

Модель Системная; органическая; ориентированная на содержание и процесс.

Основные влияния Теория систем.

Представления о норме Сознательная способность упражняться в различных вариантах поведения, вместо того чтобы предъявлять повторяющиеся автоматизированные реакции; устойчивое чувство собственной состоятельности, нормальности, достоинстве.

Представления о нарушениях Система отмечена автоматическим поведением, отсутствием новизны, блокадой новой информации, закрытыми границами; общение блокировано, нежелательно и недоступно.

Представления об осознавании Основное и многоуровневое в поддержании интегрированного системного подхода; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Изменения происходят после того, как разрушается клише автоматического и привычного поведения.

Миланская школа системного подхода9

Предшественники Фрейд, Джексон, Хейли, Вацлавик, Бейтсон.

Философия Экосистемная эпистемология.

Модель Системная; контекстуальная; ориентированная на процесс и содержание.

Основные влияния Кибернетика второго порядка (“кибернетика кибернетики”); конструктивизм.

Представления о норме То, что работает на людей.

Представления о нарушениях Проблемы представляют собой смысловые составляющие, созданные потерпевшими аварию и всеми членами, подключенными к поддержанию смысла, который приводит к компромиссу.

Представления об осознавании Смешанные: изменения зависят от новых взаимоотношений и значений, а не от инсайтов; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Уровни изменения значений на более высокий порядок изменений мировоззрения и поведения.

Стратегическая семейная терапия10

Предшественники Эриксон.

Философия Прагматизм

Модель Прямая, плановая интервенция; ориентирована на содержание.

Основные влияния Лэйнг, Хейли, Мадеанес.

Представления о норме Контроль над негативными проблемами, создание позитивного контекста и совместное решение проблем.

Представления о нарушениях Все проблемы происходят от одной дилеммы – любовь и насилие.

Представления об осознавании Решение проблем с предпочтением инсайта или осознавания; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Изменения происходят, когда семья учится преодолевать кризис и переходит к новой стадии своего развития.

Структурная семейная терапия11

Предшественники Фрейд, Салливан.

Философия Конструктивизм.

Модель Биосоциальная, системная; ориентирована на процесс и содержание.

Основные влияния Монтальво, Хейли, Минухин, Кестлер, Пригогайн.

Представления о норме Семья эффективно переносит стресс и выполняет свои функции по воспитанию и развитию своих членов.

Представления о нарушениях Семья не может выполнять функцию по воспитанию и развитию своих членов.

Представления об осознавании Смешанные: практически применяются в технических приемах, как, например, “отыгрывание” и структурные изменения; с другой стороны, сопротивление либо обходят стороной, либо вступают с ним в борьбу. Формальной теории осознавания не существует.

Представления об изменениях Ответственность терапевта за то, “чтобы это произошло”.

Символическая экспериентальная семейная терапия 12

Предшественники Фрейд, Ранк, Кляйн, Айхорн.

Философия (?)

Модель Ориентирована на процесс.

Основные влияния Детская психиатрия, игровая терапия.

Представления о норме Структурная интеграция; четко определенные границы; подвижные субсистемы; эмоциональные процессы поддерживают самовыражение и любовь.

Представления о нарушениях Нарушенные границы; нефункциональные субсистемы; эмоциональные процессы поддерживают недостоверность и конфликт.

Представления об осознавании Ценность непосредственных переживаний и аффекта; инсайт рассматривается как побочный продукт; когнитивная реализация изменений вторична; нет формальной теории осознавания.

Представления об изменениях Новые отношения и поведение ускоряют изменения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: