Философия Древней Индии

Варны - четыре социальные общности, на которые делилось население Индии:

В гимне Ригведы (Х.90) четыре варны производятся в нисходящем порядке из тела Первочеловека-Пуруши: жрецы – из его уст, воины – из рук, вайшьи – из бедер и слуги-шудры – из ног.

Брахманистская концепция варн может быть сведена к трем основным пунктам:

1) только члены первых трех варн могут проходить обряд инициации (упанаяна), допускающий их к изучению Веды и, соответственно, закона дхармы и делающий их «дваждырожденными» (рожденными духовно);

2) каждая варна имеет круг дозволенных занятий (для брахманов – изучение священных текстов, обучение им других, совершение жертвоприношения для себя и для других, раздача и получение даров; для кшатриев – охрана подданных, раздача милостыни, жертвоприношения, изучение Вед; для вайшьев – выпас скота, торговля, ростовщичество, земледелие, изучение Вед, жертвоприношения; для шудр – только послушное служение трем высшим «сословиям»), и законным является только нарушение этого круга обязанностей в условиях нужды;

3) члены всех варн должны следовать эндогамии, смешанные браки являются причинами деградации всего общества;

4) все четыре варны должны следовать общей дхарме – добродетелям невреждения, правдивости, честности, целомудрия и самообуздания;

5) кроме четырех варн существуют вневарновые (варварские и иноземные) племена, представители которых не могут рассматриваться как полноценные люди и на которых не распространяются законы дхармы, ибо они не происходят от Брахмы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: