Значение XX и XXII съездов КПСС

В феврале 1956 г. состоялся знаменитый XX Съезд КПСС, на котором Хрущев выступил с развернутой критикой «культа личности Сталина», сделал всеобщим достоянием ужасные факты произвола, злоупотреблений, насилия над советски­ми людьми со стороны сталинских опричников. В июне 1957 г. Хрущеву удалось одолеть группу сталинистов, которые считали взятый темп и содержание ново­введений ошибочными. Это были В. М. Молотов, Л. М. Каганович, В. А. Булганин и некоторые другие. Из всесильных членов сталинского «железного Политбюро» они сначала стали второстепенными руководителями, а затем были исключены из партии. В октябре 1957 г. Хрущев оклеветал и отправил в отставку министра оборо­ны Г. К. Жукова, который в 1953-1957 гг. оказал ему значительную помощь в борь­бе со сталинистами, так как считал десталинизацию советского общества вполне назревшей. Герой войны, маршал Жуков был обвинен в «бонапартизме», в зажиме политической работы в армии, вычеркнут из общественно-политической жизни.

Правление Хрущева возродило в жизни страны старую схему развития: по­сле реформ, после хорошего начала последовали контрреформы. В 1953-1958 гг. преобладали разумные, назревшие изменения в различных сферах жизни страны.

В экономической сфере в 50-х гг. большое значение придавалось научно-техни­ческому прогрессу. В июле 1955 г. на Пленуме ЦК КПСС тщательно обсуждались проблемы развивавшейся научно-технической революции. В решениях Пленума было заявлено о необходимости ускорения научно-технического прогресса, внедре­ния в народное хозяйство передового опыта и достижений науки и техники. Был создан Государственный комитет Совета министров СССР по новой технике, со­веты на предприятиях, стали поощряться инициатива и самостоятельность ученых, рационализаторов, изобретателей. Появились Институт физики высоких давлений, Институт полупроводников, Институт электронных управляющих машин, круп­нейший в мире Институт ядерных исследований в Дубне. С 1950 по 1970 г. расходы на науку выросли с 1 млрд рублей до 11,7 млрд, а численность научных работников за тот же период увеличилась в 6 раз.

Во второй половине 50-х гг. было создано и освоено свыше 5 тыс. новых типов машин и оборудования. В 1957 г. было прекращено производство паровозов, осу­ществлялся перевод железнодорожного транспорта на электрическую и тепло­вую тягу. В 50-е гг. в СССР впервые в мире появились атомная электростанция (1954, г. Обнинск Калужской области), атомный ледокол «Ленин» (1959), суда на подводных крыльях. В 1956 г. появился первый со­ветский реактивный пассажирский самолет ТУ-104. Был запущен первый в мире искусственный спутник Земли (1957) и осуществлен первый в мире космиче­ский полет человека — Юрия Алексеевича Гагарина (12 апреля 1961). 50-е гг. были периодом заметного экономического подъема. Если в 1951-1955 гг. еже­годно вступало в строй 600 новых предприятий, то в 1956-1958 гг. — около 800, а ежегодные темпы при­роста продукции промышленности в эти годы соста­вили 10-15% против 7,6% запланированных.

Произошло значительное сокращение администра­тивно-управленческого аппарата, который в 1954 г. насчитывал 6,5 млн человек из 44,8 млн общей чис­ленности рабочих и служащих. По 46 министерствам было упразднено 200 главков и управлений, почти полторы сотни трестов, 4,5 тыс. различных контор и управленческих организаций, свыше 4 тыс. мелких управлен­ческих структур. Это дало ежегодную экономию свыше 5 млрд рублей. Почти втрое была сокращена статистическая отчетность. В 1956 г. ряд союзных министерств был преобразован в союзно-республиканские, и в ведение республик было передано почти 15 тыс. промышленных предприятий. Предполагалось, что децентрализация управления, повышение ответственности и самостоятельности местных руководи­телей производства положительно скажется на экономических показателях.

Хрущев считал себя специалистом по сельскому хозяйству. Было ослаблено налоговое бремя, лежавшее на колхозниках. В 1954-1960 гг. было освоено 60 млн га целинных и залежных земель в Северном Казахстане, Сибири, на Алтае. Зна­чительно увеличилось производство сельскохозяйственной продукции. В 1958 г. колхозам была передана сельскохозяйственная техника, а МТС (машинно-трак­торные станции) были реорганизованы в РТС (ремонтно-технические станции).

В 50-х — начале 60-х гг. были открыты огромные залежи нефти и газа, других полезных ископаемых в Западной Сибири.

Научно-технический прогресс в стране во многом обеспечивался хорошим ка­чеством образования, которое также подверглось реформированию. В народном образовании в 1958 г. вместо обязательной семилетки и полного десятилетнего образования вводилась система обязательного восьмилетнего обучения, после ко­торого выпускники в обязательном порядке должны были три года отработать на производстве. Для желающих продолжать обучение в вузе вводился обязательный производственный стаж. Производственное обучение вводилось в школе, но ока­залось весьма неэффективным. Появились заочные и вечерние отделения в вузах, а также заводы-втузы на базе крупнейших предприятий. Идея сближения школы с жизнью, с производством воплощалась в реальность с трудом, и уже в 1964 г. был установлен двухлетний срок обучения на базе восьмилетки. Полная средняя общеобразовательная школа вновь стала десятилетней.

«Оттепель» в духовной сфере

В общественно-политической жизни страны положительным явлением стала некоторая демократизация общества. В самой КПСС стали регулярно проводиться пленумы ЦК, возобновилось коллективное обсуждение назревших вопросов. Стала применяться обязательная ротация, перемещение руководящих работников. Улуч­шилось информирование рядовых членов партии путем так называемых «закрытых писем». Активизировалась работа профессиональных союзов, ВЛКСМ, творческих союзов писателей, художников и т. д. Возникло множество общественных органи­заций: уличные и квартальные комитеты, общественные комиссии содействия при домоуправлениях, бригады содействия милиции, родительские советы при школах и домоуправлениях, санитарные дружины, советы клубов, советы ветеранов труда и т. д. Наибольшую поддержку высшего руководства получили народные дружины и движение за коммунистический труд.

Многие политические заключенные в СССР и странах социалистического лаге­ря были выпущены на свободу и реабилитированы. Было разрешено возвращение на родину большинству народов, депортированных в 30-40-е гг. XX в. На родину были отправлены десятки тысяч немецких и японских военнопленных.

Значительные перемены в общественной и духовной жизни страны известный писатель и публицист того времени И. Г. Эренбург оценил как начало «оттепели» после долгой зимы сталинщины.

В 50-х гг. были отменены некоторые «идеологические постановления» второй половины 40-х гг. В духовной жизни общества было допущено обсуждение прой­денного страной пути. «Зеленую улицу» получали художественные произведения, в которых затрагивалась «культовская проблематика».

Во время периода десталинизации заметно ослабла цензура, прежде всего в ли­тературе, кино и других видах искусства, где стало возможным более открытое освещение действительности. Первым поэтическим «бестселлером» оттепели стал сборник стихов Леонида Мартынова (1955). Главной платформой сторонников «оттепели» стал литературный журнал «Новый мир». Некоторые произведения этого периода получили известность и за рубежом. В том числе роман Владимира Дудинцева «Не хлебом единым» и повесть Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Другими значимыми представителями периода оттепели были писатели Виктор Астафьев, Владимир Тендряков и поэты Белла Ахмадулина, Ро­берт Рождественский, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко.

Много нового появилось в работах кинорежиссеров оттепели — Марлена Ху­циева («Застава Ильича»), Геннадия Шпаликова и Георгия Данелия («Я шагаю по Москве»), Эльдара Рязанова («Карнавальная ночь») и др. В Москве в 1957 г. прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов.

Контрреформы Хрущева

Говорить о реформаторстве Хрущева, об «оттепели» приходится с большими оговорками, натяжками, весьма условно. Его «реформы» следует рассматривать в контексте его борьбы за укрепление личной власти, сопоставлять с тем, что дей­ствительно можно было бы назвать реформами без кавычек. Действиям Хрущева

явно не хватало последовательности, так как за реформами быстро следовали контрреформы. В конце 50-х — начале 60-х гг. в экономической политике Хруще­ва наметились отрицательные моменты, получившие достаточно точную оценку как «субъективизм» (навязывание своего личного мнения в противовес советам специалистов) и «волюнтаризм» (волевое решение тех или иных вопросов). Такое поведение во многом объяснялось тем, что Первый секретарь ЦК КПСС Хрущев сосредоточил в своих руках огромную власть, заняв в 1957 г. также и пост Пред­седателя Совета министров СССР. Началась полоса почти непрерывных реорга­низаций, мало продуманных экспериментов.

В 1958 г. органы отраслевого управления — министерства — были ликвиди­рованы, и вместо них со ссылкой на первые годы советской власти были созданы органы территориального управления — Советы народного хозяйства (Совнар­хозы). Вместо рационального использования местных ресурсов, приближения управления к первичным производственным звеньям очень скоро обнаружилось неоправданное стремление более чем 100 созданных экономических районов иметь «все свое». Это приводило к дублированию и снижению качества продукции. Быстро обнаружилась невозможность проводить единую в масштабах страны на­учно-техническую политику. Стал разбухать управленческий аппарат. Пришлось восстанавливать единые координирующие органы. Однако в 1962 г. была прове­дена еще одна спорная мера — все партийные, советские, профсоюзные и другие органы были разделены на городские и сельские. До феодальной раздробленности дело не дошло, но от бесконечных «перестроек» номенклатурный слой испытывал постоянное раздражение.

В сельском хозяйстве после поездки в США Хрущев стал поклонником распро­странения кукурузы в качестве кормовой культуры для отечественного скотовод­ства. Идея была хорошей. Но кукурузу стали заставлять сеять без учета климати­ческих условий. С 1955 по 1962 гг. площади под кукурузой выросли с 18 до 37 млн га. При этом были сокращены посевные площади под пшеницу и рожь. Позже апологеты «дорогого Никиты Сергеевича» объясняли, что дело загубили местные головотяпы и недоброжелатели. При этом почему-то не вспоминают, как сам глава страны публично заявлял, что в Мурманской области кукуруза плохо растет не из-за погодных условий, а оттого, что там руководят плохие коммунисты. Произошло общее снижение сбора зерновых в стране. На целине началась эрозия почвы.

Кризис в сельском хозяйстве, в обеспечении населения продовольствием за­ставил прибегнуть к закупкам 12 млн тонн зерна за рубежом. За хлебом, даже суррогатным, выстраивались огромные очереди. С 1 июня 1962 г. были «временно» повышены на 30% цены на мясо и на 25% — на масло. Эти меры стали толчком к вы­ступлениям в промышленных городах Донбасса, Сибири. В Новочеркасске при по­давлении семитысячной демонстрации рабочих 1-2 июня 1962 г. 24 демонстранта были убиты, 300 ранены, 105 осуждены, в том числе 7 человек расстреляны.

В 1961 г. XXII Съезд КПСС принял Третью Программу партии, которой преду­сматривалось построение в СССР полного коммунизма в течение 20 лет. Хорошие экономические показатели, проценты прироста продукции в шестой пятилетке (1956-1960) были экстраполированы (перенесены) на ближайшее будущее. В со­ответствии с утвержденными съездом программными установками предстояло за 10 лет догнать и перегнать американцев по основным количественным эко­номическим показателям. Планировалось развить производительные силы до такой степени, чтобы у каждой семьи была отдельная квартира или дом, бесплатное коммунальное обслуживание, бесплатный транспорт, полное обеспечение продовольствием и промышленными товарами по научно обоснованным нормам. Молодым людям того времени говорили: «Нынешнее поколение будет жить при коммунизме». Не стоит забывать, что в качестве важнейшего условия выполнения (и перевыполнения) Программы КПСС выдвигалось сохранение прочного мира. В реально­сти гонка вооружений, острые военно-политические кризисы потребовали огромных средств. К тому же советское руководство само допускало одни и те же грубые ошибки. Так, в первой половине 60-х гг. вновь возобновилось давление на личные подсобные хозяй­ства, в очередной раз сократилось поголовье всякой живности (коров, свиней, овец и т. д.). «Мы так быстро бежим к коммунизму, что скотина за нами не поспева­ет», — объяснялось в одном из многочисленных анекдотов хрущевского периода.

При Хрущеве были ликвидированы вопиющие несправедливости, жертвами ко­торых стали миллионы людей. Были возвращены на Северный Кавказ высланные оттуда в 1944 г. чеченцы, ингуши, балкарцы, карачаевцы, калмыки, восстановлены соответствующие территориальные образования. Но немцы Поволжья и крымские татары остались в местах высылки. Была проведена первая реабилитация жертв сталинских репрессий, охватившая около полумиллиона человек. Но многие оклеветанные люди так и не были восстановлены в правах. Реабилитация была достаточно непоследовательной и неполной.

Десталинизация общества не приобрела необратимого характера. Абсолютная монополия КПСС на политическую власть не была поколеблена ни на йоту. К концу правления стал формироваться культ личности самого Хрущева. Весной 1964 г. к своему семидесятилетию он стал Героем Советского Союза. До этого он был трижды Героем Социалистического Труда.

Десталинизация, или «оттепель», в сфере идеологии, как и в других областях, не была продолжительной. Антисоциалистический мятеж в Венгрии, острая ситуация в Берлине, появление первых групп диссидентов (инакомыслящих, несогласных) в собственной стране «убеждали» Хрущева в недопустимости дальнейших усту­пок. В первой половине 60-х гг. возобновилось давление на интеллигенцию, кото­рой жестко напоминали о тех рамках, в которых она может себе позволить жить и творить.

«Революции сверху» не произошло. Народ с трудом «отходил» от «сталинской зимы», и в его реальной жизни очевидных изменений к лучшему происходило маловато. Работать по-прежнему приходилось много, а жизнь оставалась тяжелой. Отстранение Хрущева от власти в октябре 1964 г. в результате «дворцового пере­ворота», сговора номенклатурных верхов против своего лидера оставило большую часть населения равнодушной. «Товарищ, верь, придет она, на водку старая цена,

и на закуску скидка — ушел на пенсию Никитка», — откликнулся народный юмор. Хрущев умер в 1971 г., оставив интересные воспоминания.

К рубежу 50-60-х гг. командно-административная система сталинского типа решила главную общенациональную задачу построения в СССР основ индустри­ального общества. Перед страной вставали задачи, связанные с переходом к на­учно-индустриальному, или постиндустриальному обществу. Для этого страна располагала внушительным потенциалом.

3. Формирование третьего мира: предпосылки, особенности, проблемы. Крах колониальной системы

Вторая мировая война оказала огромное влияние на все мировое историческое развитие. В эту войну, как и в Первую мировую, колониальные страны и народы были вовлечены вопреки их воле и понесли тяжелые людские и материальные по­тери. Например, потери индийских частей, понесенные в тяжелых боях в составе английской армии только на территории Бирмы, составили 175 тыс. человек. Большая тяжелая война обострила противоречия между колониями и метрополи­ями, стимулировала подъем национального самосознания и национально-освобо­дительного движения. Если после Октябрьской революции 1917 г. большевистское руководство считало антиколониальные, антиимпериалистические силы своим союзником, но не могло выделить им в помощь значительные ресурсы, то с 40-х гг. XX в. СССР взял на себя миссию освобождения народов мира от колониализма. Советские идеологи и политики не без оснований считали, что ведущие западные страны, лишившись ресурсов колониальных стран, столкнутся с серьезными труд­ностями во внутренней политике.

В ходе Второй мировой войны «антиколониальную карту» пытались разыгры­вать фашистские Германия и Италия, но особенно японские милитаристы. Дело в том, что Англия, Голландия, правительство де Голля (находившееся в Англии) уклонялись от конкретных обязательств предоставить независимость колониям после окончания войны. Поэтому в колониальных странах многие рассматривали войну как очередное столкновение двух империалистических группировок в борьбе за передел мира, прежде всего колоний.

«Азия для азиатов». «Вон белых варваров из Азии». «За создание великой сфе­ры сопроцветания Восточной Азии». Под такими демагогическими, обманными, как это скоро выяснилось, лозунгами японские захватчики пытались привлечь на свою сторону местные политические элиты. Некоторые участники национального движения решили поддержать (или сделать вид) эти японские заявления и исполь­зовать возникшую ситуацию с целью достижения независимости.

В Индии часть местных националистов во главе с лидером левого крыла Индий­ского национального конгресса С. Ч. Босом создала на территории Бирмы, оккупированной японцами, «Временное правительство свободной Индии». В «Индийскую национальную армию» вошло около 40 тыс. индийских солдат, попавших в плен в Сингапуре, а также индийцев, живших в Малайе и Бирме.

Но сторонники Боса составляли меньшинство в Индии. Несмотря на опреде­ленные колебания из-за нежелания У. Черчилля четко обещать независимость Индии, Индийский национальный конгресс, Махатма Ганди, Джавахарлал Неру и другие выступили в поддержку антифашистской коалиции. К 1944 г. в союзных войсках в Юго-Восточной Азии под английским командованием воевало 340 тыс. индийцев, 100 тыс. англичан и 90 тыс. африканцев.

Победа антифашистской коалиции создала благоприятные условия для реали­зации стремления индийског о народа к независимости. Следует подчеркнуть, что предоставление Индии независимости произошло только в результате мощного сопротивления английскому колониальному режиму, в котором участвовали воен­нослужащие, национальная буржуазия, интеллигенция, студенчество, ремесленни­ки, торговцы, рабочие. В 1945 г. в забастовках участвовало более 800 тыс. человек. К весне 1946 г. прошли выборы в Центральное и провинциальные законодательные собрания. В августе 1946 г. было создано временное правительство во главе с Джа-вахарлалом Неру

В этой ситуации англичане пытались реализовать принцип правления римских императоров — «Разделяй и властвуй!» Англичане делали все, чтобы обострить ин-дусско-мусульманские противоречия, недоверие между Индийским национальным конгрессом и Мусульманской лигой. Последняя отказалась войти в правительство Д. Неру. В Калькутте и других районах в результате бесчинств и резни на религи­озной почве погибли сотни тысяч людей.

14 августа 1947 г. было провозглашено образование доминиона Пакистан («страна чистых») на базе районов Бенгалии, Пенджаба, Синда, Северо-Западной пограничной провинции с мусульманским большинством населения. 15 августа 1947 г. большинство из более чем 600 существовавших княжеств, размещавшихся на Индостане, составили независимый доминион Индийский Союз.

Завоевание народами Индии независимости положило начало краху коло­ниальной системы. Это событие происходило на фоне религиозного фанатизма, средневековых представлений о методах отстаивания своих взглядов: никто не хотел уступать. Противоречия между индусами и мусульманами привели к массо­вому бегству, миграциям между двумя странами по конфессионально-этническому признаку. Борец за свободу Индии Мохандас Крамчаид Ганди (1869-1948) был обвинен реакционерами в предательстве интересов индусов и убит членом шови­нистической индуистской организации.

Тем не менее в феврале 1948 г. из Индии ушли последние британские войска Правительство Неру осуществило индианизацию военного командования и го­сударственного аппарата. Власть в княжествах перешла к центральному прави­тельству. Некоторые князья стали губернаторами, некоторые получили крупные пенсии. В княжествах были созданы законодательные собрания.

20 января 1950 г. была введена в действие Конституция Индии. Народная палата и законодательные собрания штатов стали образовываться на основе все­общего, прямого и равного избирательного права. Наряду с Народной палатой во Всеиндийский парламент входил Совет штатов. Избирательные коллегии обеих

палат и законодательных собраний штатов стали избирать президента, который являлся верховным главнокомандующим, издавал и отменял законы, назначал пре­мьер-министра и по его рекомендации — министров, а также губернаторов штатов. Независимая Индия возникла как суверенная, демократическая, федеративная республика, в государственном строе которой много общего с Россией после при­нятия Конституции РФ в 1993 г.

В Бирме с японцами пытался сотрудничать левый деятель освободительного движения Аун Сан, который возглавил «Армию независимости Бирмы». Бирман­цы вместе с японцами воевали против англичан. В 1943 г. была провозглашена «независимость» Бирмы. Аун Сан стал министром обороны. Жесткий контроль со стороны японцев, явная перспектива поражения стран Оси привели к тому, что в Бирме образовалась Антифашистская лига народной свободы во главе с Аун Саном, который признал сотрудничество с Японией ошибочным.

После разгрома японских войск началась борьба за ликвидацию английского колониального господства. Аун Сан был убит. Но в сентябре 1947 г. Учредительное собрание утвердило конституцию независимого Бирманского Союза, и в начале 1948 г. Англия признала независимость Бирмы.

В Индонезии политический деятель радикального толка Сукарно (1901-1970) был освобожден из тюрьмы японцами и согласился возглавить Центр народных сил. Была создана даже марионеточная «Армия защитников отечества» в 30 тыс. человек. Но тайно Сукарно поддерживал связи с английским подпольем. После японской капитуляции 17 августа 1945 г. была принята конституция независимой унитарной Республики Индонезии. Президентом был избран Сукарно.

В ряде стран на сотрудничество с японцами не пошли. В Малайе английские войска эвакуировались, а борьбу с японскими оккупантами возглавила Коммуни­стическая партия. Были созданы Антияпонская армия народов Малайи и Анти­японский союз. В августе 1945 г. Антияпонская армия разоружила японцев, но англичане смогли восстановить колониальный режим. Компартия была запрещена. В условиях общего распада английской колониальной империи власть постепен­но передавалась в руки малайских султанов и крупных капиталистов китайского и индийского происхождения. В 1957 г. Малайя стала независимой.

На Филиппинах также по инициативе Компартии была создана Народная анти­японская армия, действовали партизанские отряды и подпольные группы. После высадки американских войск партизаны были вынуждены отступить в джунгли. 4 июля 1946 г. была провозглашена независимость Филиппин, но американцам удалось сохранить мощное влияние в этой стране, включая сеть военных баз.

Страны Индокитая — Вьетнам, Лаос и Камбоджа — были оккупированы Япо­нией. Местные природные ресурсы интенсивно вывозились (уголь, цинковые и оловянные руды, серебро, вольфрам, рис). В 1941 г. Коммунистическая партия Индокитая создала Лигу борьбы за независимость Вьетнама — Вьетминь. Стави­лась задача завоевания национальной независимости, создания революционного правительства и проведения умеренных реформ. Вьетминь под руководством Хо Ши Мина (1890-1969) представлял собой широкий национальный фронт, который в августе 1945 г. поднял народ на восстание. Император подписал отречение. Им­перия Аннам прекратила существование. 2 сентября 1945 г. Хо Ши Мин от имени вьетнамской нации огласил Декларацию независимости Вьетнама и провозгласил

создание Демократической Республики Вьетнам — свободного и независимого государства.

В 1946-1954 гг. Франция вела войну в Индокитае, но потерпела поражение и вынуждена была в Женевских соглашениях 1954 г. признать независимость Вьетнама, Лаоса и Камбоджи.

Формирование движения неприсоединения

Молодым государствам, появлявшимся на международной политической арене, приходилось определять свою политическую линию в условиях противоборства между странами капиталистического и социалистического лагерей, создавших свои военно-политические блоки. В 1955 г. на конференции афро-азиатских стран в Бандунге (Индонезия) была сформулирована идея Движения неприсоединения. Это движение замышлялось как «неевропейское» и предусматривало отказ от вступления в существующие военно-политические блоки.

Движение неприсоединения стало приобретать всемирный характер по­сле встречи президента Югославии И. Броз Тито с премьер-министром Индии Дж. Неру и президентом ОАР Г. А. Насером на острове Бриони (Югославия) в 1956 г. Сначала Югославия была единственным европейским участником дви­жения. Ее меньше, чем афро-азиатские страны, волновали вопросы борьбы против неоколониализма. Зато Югославия уделяла много внимание тому, чтобы отстоять равноудаленность Движения неприсоединения от великих держав и мягко ней­трализовать попытки Советского Союза объявить его «естественным союзником» социалистического лагеря.

В сентябре 1961 г. в Белграде состоялась первая конференция Движения не­присоединения. Его неформальными лидерами стали Индия и Югославия. В этом движении активно участвовали Египет, Индонезия, Гана, Афганистан, Бирма (Мьянма) и многие другие страны.

Югославия была не только первой европейской, но и единственной социали­стической страной, которая официально заявила о себе как неприсоединившейся стране. В дальнейшем в ряды Движения неприсоединения влились другие соци­алистические страны — Куба, а позднее Румыния, Лаос, Вьетнам, КНДР. В состав движения вступила и Организация освобождения Палестины (ООП).

Смыслом политики неприсоединения было стремление отстраниться не от от­ношений сотрудничества со странами восточного и западного блоков, а от конфрон­тации между ними. Страны — участницы движения стремились извлекать выгоду из сотрудничества с каждой из противостоящих друг другу больших держав, играя на противоречиях между ними. Неприсоединившиеся страны должны были прово­дить независимую политику, не входить в военные союзы, в которых участвовала та или иная великая держава, не допускать создания на своей территории военных баз, выступать за политику мирного сосуществования и поддерживать движение за национальное освобождение. Движение неприсоединения стало одним из ви­дов сотрудничества по линии «юг-юг», позволявшего странам «третьего мира» эффективно обеспечивать свои интересы и выступать с единых позиций по ряду международных вопросов, оказывая давление на великие державы и противобор­ствующие блоки.

К середине сентября 2006 г. Движение неприсоединения насчитывало 118 го­сударств. В том числе 1 европейское (Беларусь), 38 азиатских (в том числе Госу­дарство Палестина, Туркменистан, Узбекистан), 53 африканских, 26 латиноамери­канских и карибских.

Арабские революции, «свободная Африка» и соперничество сверхдержав

В июле 1952 г. тайная организация «Свободные офицеры» под руководством подполковника Гамаля Абдель Насера свергла короля Египта Фарука. Это была антиимпериалистическая, демократическая революция. Аграрная реформа преду­сматривала конфискацию королевских земель, установление максимального раз­мера земельных владений и передачу части земли малоземельным крестьянам за выкуп в течение 30 лет. Политические партии ликвидировались. Их имущество конфисковали. Насер был избран президентом.

В 1956 г. был национализирован Суэцкий канал, принадлежавший англичанам и французам. Осенью 1956 г. началась англо-франко-израильская агрессия против Египта, которую осудила чрезвычайная сессия ООН. США отказались поддержать Египет. Правительство СССР заявило, что разрешит советским добровольцам за­щищать Египет и будет поставлять ему нефть и оружие. Агрессоры очистили берега Суэцкого канала и весь Синайский полуостров.

Насер стал одним из популярных деятелей арабского мира. В 1957 г. началась «египтизация» всех иностранных банков, страховых обществ и компаний. В руки частного египетского капитала перешли 800 французских, 400 английских пред­приятий и фирм. Было объявлено о некапиталистическом пути развития. С 1962 г. началась реализация программы реформ (Хартия национальных действий), осно­ванной на усилении регулирующей роли государства. Возникла массовая поли­тическая организация — Арабский социалистический союз, единственная партия в стране. В 1964 г. началась национализация тяжелой и средней промышленно­сти, банков, страховых и строительных компаний, транспорта. Государственный сектор в экономике достиг 90%. Размеры земельных владений были ограничены, создавались госхозы. Конституция 1964 г. объявляла Египет «демократическим, социалистическим государством».

Появились бесплатное медицинское лечение, бесплатное обучение в школах и высших учебных заведениях. Законами устанавливались цены, твердый минимум зарплаты, нормированное снабжение по низким ценам хлебом и другие дотации из государственного бюджета.

Строительство социализма в Египте шло при помощи СССР. Были построены сотни промышленных предприятий (металлургический завод в Хелуане, алюмини­евый завод и др.). Асуанский гидроэнергетический комплекс в два раза увеличил производство электроэнергии и прибавил 0,5 млн га орошаемых земель.

В 1967 г. Израиль в ходе «шестидневной» войны разгромил армии Египта, Сирии, Иордании, которые понесли территориальные потери. СССР снова помог Египту перенести тяжелое поражение и восстановить военный потенциал.

Теоретическая (книга «Философия революции») и практическая деятельность Насера была весьма противоречива. Египет сделал большой шаг вперед, стал

влиятельным государством, но многие проблемы сохранились. «Кооперативное социалистическое государство» построить не удалось. Насер умер в 1970 г. на 53-м году жизни.

Пример Египта вдохновил многие страны.

В 1956 г. добились независимости Тунис, Марокко и Судан. Образовались первые независимые государства в Тропической Африке: Гана — 1957 г., Гвинея — 1958 г. В 1960 г., который вошел в историю как Год Африки, политическую само­стоятельность обрели 17 африканских государств.

В течение нескольких десятилетий большую поддержку антиколониальному движению оказывал Советский Союз. Для СССР национально-освободительное движение представлялось естественным союзником, ослабляющим мир капи­тализма. Советское руководство использовало для этого все возможности. Так, 14 октября 1960 г. по инициативе СССР Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам, что стало крупной внешнеполитической акцией, направленной на политическую и международно-правовую поддержку освободительных движений.

Большого энтузиазма в странах-метрополиях перспектива потери колоний — ценных источников различного сырья и рынков сбыта для своей промышленной продукции — не вызвала.

В некоторых странах (Кении, Мадагаскаре, Анголе, Мозамбике, Гвинее-Бисау и др.) национальное освобождение стало результатом длительной вооруженной борьбы.

Особой остротой и упорством отличалась борьба в Алжире.

На завершающей стадии деколонизации африканского континента в 1980 г. Южная Родезия стала суверенной Республикой Зимбабве. В 1990 г. была провоз­глашена независимость Намибии.

В ходе борьбы за независимость появилось немало ярких лидеров, ярких и та­лантливых организаторов, теоретиков национально-освободительного движения. Многие из них возглавляли суверенные государства Азии и Африки, торжественно принимались в СССР в качестве гостей и потенциальных друзей. Многие из этих деятелей пользуются огромным авторитетом в своих странах. Для значительной части современной российской молодежи эти имена мало о чем говорят, давно ста­ли достоянием истории. Среди этих имен — Гамаль Абдель Насер (Египет), Хуари Бумедьен (Алжир), Кваме Нкрума (Гана), Сукарно (Индонезия), Джавахарлал Неру (Индия), Хо Ши Мин (Вьетнам), Патрис Лумумба (Конго), Джулиус Нье-рере (Танзания), Агостиньо Нето (Ангола) и др.

Крушение колониальной системы, ликвидация колониальной зависимости во многих странах не только не решила имеющиеся проблемы, но породила новые. Развитие афро-азиатских народов после получения независимости вступало в ка­чественно новую фазу. Происходило размежевание классовых и политических сил, еще недавно выступавших единым фронтом во имя, как казалось, единых на­циональных интересов. Главной задачей стала борьба за выбор пути дальнейшего развития. И пути эти оказались разными.

В СССР все антиколониальное движение рассматривалось как потенциально антиимпериалистическое и просоциалистическое. Признание африканских или азиатских деятелей своими, нужными людьми происходило обычно так. Очеред­ной лидер удачного военного переворота заявлял о своих симпатиях к марксизму и СССР. Нужны были оружие и деньги. Некоторые такие лидеры учились в СССР и были женаты на русских женщинах. После «правильных» заявлений лидера его страна попадала в разряд не просто стран «третьего мира» или «развивающихся стран», но в привилегированную по отношениям с СССР группу стран «социали­стической ориентации». Странам «социалистической ориентации» оказывалась щедрая экономическая и военная помощь, часто в кредит. СССР предоставлял кредиты на весьма льготных условиях: обычно из 2-2,5% годовых с погашением в течение 10-12 лет. Погашение кредита чаще всего предусматривалось в форме поставок традиционных экспортных товаров или продукции тех предприятий, которые строились с помощью СССР. Странами «социалистической ориентации» в разное время считались Алжир, Ангола, Афганистан, Бирма, Египет, Ирак, Ливия, Никарагуа, Сирия и др.

За 1957-1964 гг. высокие руководители СССР побывали с государственными визитами или приняли в Москве лидеров более чем 30 развивающихся стран. Было подписано свыше 20 соглашений о сотрудничестве. В СССР была широко развернута подготовка кадров, специалистов высшей и средней квалификации. К началу 80-х гг. советские высшие учебные заведения окончили 40 тыс. граждан развивающихся стран и проходили обучение около 30 тыс. студентов из 100 раз­личных государств по 200 специальностям. Подготовка кадров также велась не­посредственно на промышленных предприятиях, в научно-исследовательских институтах, в совхозах, в государственных учреждениях СССР и т. д. К началу 80-х гг. для развивающихся стран было подготовлено 900 тыс. инженеров, техников и квалифицированных рабочих. При содействии СССР в развивающихся странах были созданы многочисленные учебные заведения.

С 50-х гг. XX в. СССР стал оказывать развивающимся странам значительную военную помощь. К 1968 г. советский экспорт военных самолетов, вертолетов, тан­ков, подводных лодок и другой военной техники составил уже около 30% мирового экспорта. Это увеличение военного экспорта во многом приходилось на развиваю­щиеся страны, нуждавшиеся в вооружениях как гарантии политической независи­мости. СССР быстро модернизировал свой военный потенциал и устаревшее, но достаточно грозное оружие продавалось за границу. По западным данным, с 1966 по 1975 г. СССР предоставил развивающимся странам оружия, боеприпасов и во­енного снаряжения в общей сложности на 9,2 млрд долларов (за 1955-1968 гг. — 4,5 млрд долларов). А с 1978 по 1982 гг. поставки составили 34,5 млрд долларов. Число стран, которые получали советскую военную технику, к 1984 г. выросло до 36. В конце 80-х гг. на Советский Союз приходилось 35% всех военных поставок в страны «третьего мира». На протяжении 80-х гг. СССР поставил молодым го­сударствам 7925 танков и САУ (самоходных артиллерийских установок), 20 470 стволов артиллерии, 17 подводных лодок, 2620 сверхзвуковых самолетов, 1705 вертолетов, 32 210 ракет класса «земля-воздух». Самыми крупными покупателями советского оружия были Индия, Ирак, Сирия, Ливия.

Между тем представления о социализме у народов «стран социалистической ориентации» были еще более расплывчатыми, чем у тех, кто шел на штурм Зимнего дворца в октябре 1917 г.

4. Конфронтация двух сверхдержав — США и СССР: мир на грани войны. Революция на Кубе. Усиление конфронтации двух мировых систем. Карибский кризис 1962 г.

Кульминационным пунктом холодной войны многие считают Карибский кри­зис 1962 г. 1 января 1959 г. на Кубе произошла революция, направленная против диктаторского режима американского ставленника Батисты. Вооруженную борьбу партизан возглавил выходец из достаточно состоятельной семьи Фидель Кастро Рус (родился в 1926). Через некоторое время он заявил о социалистическом харак­тере кубинской революции, о своих марксистско-ленинских взглядах и ориентации на СССР.

Американская разведка пыталась физически ликвидировать кубинского лидера. Весной 1961 г. была организована высадка большой группы кубинских контррево­люционеров на революционный остров. ЦРУ прибегла даже к услугам американ­ской мафии. Но вооруженными силами и службой безопасности руководил родной брат Фиделя Рауль Кастро (родился в 1931), причем не без помощи советских специалистов. Американское руководство объявило об экономической блокаде Кубы, не пропускало шедшие туда торговые суда.

Кубинская революция всего в 90 милях от США, «первая социалистическая революция в западном полушарии», рассматривалась советским руководством как

начало «третьего этапа общего кризиса капитализма». Дело в том, что советское руководство утверждало, что первый этап общего кризиса капитализма был связан с Первой мировой войной и Октябрьской революцией. Второй этап развернулся в условиях Второй мировой войны. Советская пропаганда обещала, что полная победа социализма на земле не будет связана с новой мировой войной. Тем временем СССР тайно разме­стил на острове Свободы 42 атомных ракеты среднего радиуса действия (2 тыс. км), а также бомбардиров­щики ИЛ-28. На Кубе находилось 40 тыс. советских солдат и офицеров. Это было сделано с согласия и при большом желании кубинского руководства, вполне соответствовало статьям 51 и 52 Устава ООН.

Экономическую блокаду советские суда преодолевали в сопровождении своих подводных лодок. В октябре 1962 г. США приготовились нанести мощный удар по Кубе. Над ее территорией в ночь с 27 на 28 октября советской ракетой был сбит американский самолет-разведчик. Пилот погиб, но это была последняя жертва конфликта, который удалось остановить. В результате начавшихся переговоров Советский Союз убрал все атомные ракеты с территории Кубы (осталось другое оружие, учебная бригада, специалисты). США отказались от планов вооруженной агрессии против Кубы и размещения собственных атомных ракет на территории Турции — члена НАТО. На Кубе осталась крупная американская военная база Гуан­танамо. Карибский кризис стал серьезным испытанием для молодого американского президента Джона Кеннеди, который вместе с Хрущевым проявил выдержку и по­шел на разумный компромисс.

Реалистический подход стран, обладавших атомным оружием, проявился в стремлении ограничить гонку вооружений. В Москве в 1963 г. был подписан Договор о запрещении испытаний атомного оружия в трех сферах (на земле, под водой и в космосе). Он действует и в настоящее время. Этот договор ратифици­ровали Англия, СССР и США. Эти страны проводят только подземные атомные испытания. Франция и Китай к договору не присоединились. В октябре 1963 г. Джон Кеннеди был убит. (Расследование по этому «убийству века» не завершено до сих пор.)

Война во Вьетнаме

В 1964 г. США, повторяя многие ошибки французов, втянулись во вьетнамскую войну. Из месяца в месяц происходило наращивание американских военных уси­лий (они сами употребляли термин «эскалация»). Достаточно быстро начались массированные бомбардировки городов и портов Северного Вьетнама, широко использовались химическое и другие варварские виды оружия. Всерьез ставился вопрос о нанесении атомного удара по Вьетнаму. В течение 10 лет погибло около 5 млн вьетнамцев, в том числе около 1 млн детей. Современники, в том числе сами американцы, стали называть эту войну «грязной», отказывались от службы в армии, организовывали массовые акции протеста. Против войны во Вьетнаме выступил всемирно известный английский вокально-инструментальный ансамбль «Битлз».

Советское и китайское руководство оказывали борющемуся Вьетнаму значи­тельную помощь. Вьетнамское небо прикрывали советские ракеты класса «зем­ля-воздух». Было во всеуслышание заявлено, что в случае применения атомной бомбы против Вьетнама СССР применит атомное оружие против США. Следует учесть, что если во времена Карибского кризиса соотношение атомных боезарядов было 15 к 1 в пользу США, то на протяжении 60-х гг. дисбаланс был ликвидирован и установился паритет (примерное равенство) в стратегических наступательных вооружениях.

Растущее могущество СССР способствовало росту политических амбиций советского руководства, которое в отношении стран «третьего мира», освободив­шихся от колониальной зависимости, выступало в роли «доброго дядюшки», а в от­ношении социалистических стран в качестве «старшего брата».

Социалистическое движение в странах Запада и Востока

В годы Второй мировой войны социалисты и социал-демократы наряду с ком­мунистами подвергались преследованиям в фашистских государствах, участвовали в различных формах антифашистской борьбы. В 1951 г. представители 34 социа­листических и социал-демократических партий, преимущественно из Европы, на съезде во Франкфурте-на-Майне создали Социалистический интернационал — международную неправительственную социал-демократическую организацию. Социнтерн считает себя преемником II Интернационала (1889-1914) и в 1989 г. официально отметил свое столетие.

Главным программным документом Социнтерна является «Стокгольмская декларация принципов». В ней важнейшими политическими ценностями провоз­глашены свобода, справедливость, солидарность. Высший орган Социнтерна — съезд (конгресс), который проводится один раз в три года. В промежутках между съездами его деятельностью руководит Совет, созываемый дважды в год.

Социалистические, социал-демократические и другие левые, но не коммуни­стические партии в послевоенной Европе постоянно увеличивали свой авторитет.

В Западной Германии коммунистическая партия была запрещена. Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) образовалась в 1946 г. СДПГ стала главной оппозиционной силой, противостоявшей правительству Христианско-демократического союза (ХДС). В 1965 г. ХДС был вынужден войти в коалицию с социал-демократами для избрания Курта Георга Кизингера (1904-1988) феде­ральным канцлером ФРГ. СДПГ входила в правительственную коалицию с ХДС/ ХСС в 1966-1969 гг. Завоевав на выборах 1969 г. достаточное количество мест, социал-демократы в альянсе с либеральной Свободной демократической партией (СвДП) сформировали коалиционное правительство, в котором ведущую роль играли социалисты. Эта коалиция оставалась у власти все 1970-е гг. (1969-1982), сначала под руководством В. Брандта, а затем Г Шмидта. В 1982 г. либералы по­меняли союзников и выдвинули на должность канцлера лидера ХДС Г. Коля. В 1990 г., в год воссоединения Германии, СДПГ удалось получить только треть голосов избирателей, и Г. Коль стал канцлером объединенной Германии. С этого времени партия находилась в оппозиции, хотя активнее выигрывала земельные выборы. В конце 1995 г. лидером СДПГ стал Герхард Шредер.

Во Франции после Второй мировой войны социалисты часто приходили к ру­ководству страной или входили в коалиционные кабинеты. В 1958 г. партийное большинство поддержало приход к власти генерала Шарля де Голля. Оппози­ционное меньшинство вместе с Франсуа Миттераном (1916-1996) и Пьером Мендес-Франсом (1907-1982) после самороспуска партии в 1968 г. организовало независимое социалистическое движение; успешно действовал социалистически-коммунистический альянс. В 1971 г. была сформирована новая Социалистическая партия Франции. Коммунисты вышли из альянса в 1978 г., что ускорило поражение левых в год выборов в законодательное собрание. В 1981 г. Миттеран победил на президентских выборах. В 1988 г. он был переизбран, однако контроль социалистов над национальной ассамблеей не был устойчивым. В 1993 г. альянс консервативных сил получил громадное большинство голосов избирателей. На выборах в Нацио­нальное собрание (июнь 1997-го) победила коалиция левых сил, а лидер социали­стов Лионель Жоспен стал премьер-министром страны при президенте-голлисте Жаке Шираке. Несмотря на присутствие в правительстве представителей пяти партий, все ключевые посты в нем заняли социалисты, которым после досрочных выборов принадлежало наибольшее число мест в парламенте.

На выборах 1945 г. в Англии лейбористская партия, которая возникла в 1906 г. в результате слияния профсоюзов и социалистических организаций, получила 393 места в парламенте, более 60% от общего числа мест. Приход к власти лей­бористской партии означал появление первого в истории Англии рабочего пра­вительства, которое стало проводить мирные и постепенные демократические преобразования.

Лейбористы правили в 1945-1951 гг. с Клементом Эттли в качестве премьер-министра и в 1964-1970 и 1974-1979 гг. под руководством Гарольда Вильсона. Им удалось перевести военную экономику Великобритании на мирные рельсы, они на­ционализировали Банк Англии, шахты, электростанции, внутренние транспортные перевозки, гражданскую авиацию, сталелитейные и трубопрокатные заводы, ввели службу национального здравоохранения, расширили другие социальные услуги, осуществляли планирование в области жилищного строительства, развития горо­дов и сельского хозяйства.

В начале 80-х гг. XX в. Лейбористская партия сильно сдвинулась влево, многие члены партии вышли из ее состава и образовали Социал-демократическую партию. Хотя Лейбористская партия в количественном отношении значительно уменьши­лась в начале 90-х гг., в ее политике была взята более консервативная линия. Вес­ной 1994 г. лейбористы получили весомую прибавку в голосах на местных выборах.

В мае 1997 г. после 18 лет пребывания в оппозиции к власти пришла Лейборист­ская партия. Ее лидер Тони Блэр, ставший премьер-министром, в своей программе выдвинул новые цели не только для своей партии, но и для всего социал-демокра­тического движения в целом (отказ от опоры на профсоюзы, жесткие рыночные позиции и др.). Партия добилась поддержки значительной части населения и 418 из 659 мест в парламенте.

Большую роль играли социалисты, социал-демократы в жизни Скандинавских стран («шведский социализм»), в Греции, Испании, Италии, в других странах.

В 2009 г. членами Социнтерна являлись 156 партий из 126 стран, в том числе 116 партий являются полноправными членами, у 26 организаций статус консульта­тивных членов с правом совещательного голоса и 14 партий являются наблюдателями.

События 1968 г.

В Чехословакии в 1968 г. после ухода с политической арены первого секретаря ЦК Коммунистической партии Чехословакии и президента А. Новотного началась «Пражская весна». Коммунисты-реформаторы во главе с А. Дубчеком ставили задачу усовершенствования политической системы, построения «социализма с человеческим лицом». Речь шла о демократизации общества, об ослаблении го­сударственного регулирования в экономической сфере, о допущении плюрализма, множественности позиций в сфере духовной. Советское руководство учитывало важное геополитическое, стратегическое положение Чехословакии и опасалось, что

с приходом к власти радикальных демократов-антикоммунистов может произойти реставрация буржуазных порядков.

В ночь с 20 на 21 августа 1968 г. на территорию Чехословакии были введены во­оруженные силы СССР, Польши, ГДР, Венгрии и Болгарии. В ходе отдельных стол­кновений погибли 11 и были травмированы 87 советских военнослужащих. Жертва­ми событий стали 94 чехословацких гражданина, а 345 получили тяжелые ранения.

Во многих странах действия СССР были расценены как интервенция, вме­шательство во внутренние дела маленького европейского государства. В Чехо­словакии у большей части населения дружественное отношение к СССР, которое возникло после освобождения страны советскими войсками, сменилось на разо­чарование и неприязнь. Руководители пяти социалистических стран считали, что они действуют в соответствии с нормами международного права и статьями Вар­шавского договора. Внутри СССР у многих мыслящих людей рассеялись надежды на постепенное реформирование страны, на демократизацию и гуманизацию обще­ственных отношений. Критика ввода войск в Чехословакию стала запрещаться. Стало оформляться диссидентское движение.

Научно-техническая революция и ее влияние на ход мирового общественного развития

Во второй половине XX в. мир развивался под влиянием научно-технической революции.

Наиболее важным было появление новых источников энергии, в первую оче­редь атомной. Широкое использование получили новые материалы, созданные людьми. Автоматизация изменила характер труда и место человека в процессе производства. Появление кибернетики создало материально-техническую базу для научной организации управления общественными процессами. На первый план выдвинулись такие отрасли, как электроника, нефтехимия, атомная энергетика, общая механизация и автоматизация производства. НТР привела к выпуску новых товаров, видов продукции, к внедрению новых технологий, новых орудий труда. Распространение НТР не было ограничено только промышленностью, транспор­том, связью, энергетикой. НТР стремительно вторглась в такие области жизни, как торговля, кредитно-денежная система, образование, управление.

Гонка вооружений (1945-1991); распространение оружия массового поражения (типы, системы доставки) и его роль в международных отношениях

Правительство США, взяв с 1945 г. на вооружение политику ядерного устраше­ния, стало главным инициатором гонки вооружений. На военные цели тратились огромные средства. Постоянно создавались все новые типы вооружений. Так, еще в 50-е гг. была создана триада американских стратегических сил: стратегические бомбардировщики Б-47, Б-52, способные нести атомные бомбы; атомные подвод­ные лодки, оснащенные баллистическими ракетами «Поларис»; наземные атомные межконтинентальные ракеты «Атлас» и ракеты среднего радиуса действия «Тор». Следует учесть, что, в отличие от Советского Союза, у США на протяжении дли­тельного времени хватало средств на то, чтобы иметь «и пушки, и масло».

США не раз шантажировали СССР, мир в целом возможностью использова­ния атомного оружия. Это происходило во время корейской войны (1950-1953), в конфликте за китайские острова Куэмой и Мацзу (1955), во время Карибского кризиса из-за Кубы (1962), в ходе вьетнамской войны (1964-1975). По подсчетам самих американцев в первые послевоенные двадцать лет США 215 раз прямо или косвенно использовали вооруженные силы в политических целях, в 33 случаях были на грани применения ядерного оружия, в том числе 4 раза хотели применить его против СССР. В 1948 г. намечалось сбросить 200 атомных бомб на 70 советских городов (план «Чариотер»). В 1949 г. появился новый план — 300 бомб на 100 со­ветских городов (план «Дропшот»). В 1950 г. по плану «Троян» для СССР «вы­делялось» уже 320 атомных бомб на 120 городов. Правящие круги США ставили своей задачей уничтожение социализма как общественно-политической системы, были готовы первыми применить ядерное оружие для достижения безусловной победы над бывшим союзником по антигитлеровской коалиции.

«Доктрина Трумэна», «отбрасывание коммунизма», «балансирование на грани войны», — все эти концептуальные установки американской внешней политики реализовались с упорством, достойным лучшего применения, с затратой огромных ресурсов, с одной целью — остановить «мировую революцию», «советскую экс­пансию», ответить на «вызов» со стороны Советов. И США выиграли холодную войну — СССР в декабре 1991 г. распался.

Ядерный клуб. МАГАТЭ. Становление систем контроля за нераспространением

Вслед за США (1945) и СССР (1949) другие государства стали заниматься разработкой, производством и испытанием ядерного оружия. Они составили со временем так называемый ядерный клуб. Ядерные испытания провели впервые Великобритания (1952), Франция (1960), Китай (1964), Индия (1974), Пакистан (1998), Корейская Народно-Демократическая Республика (2006). Израиль не комментирует информацию о наличии у него ядерного оружия, но, по мнению экспертов, его давно имеет.

В 1957 г. в системе ООН была создана МАГАТЭ — международная организация для развития и сотрудничества в области мирного использования атомной энергии.

С появлением Договора о нераспространении ядерного оружия работа МАГАТЭ приобрела особое значение, так как данный договор сделал обязательным для каждого государства-участника заключить с МАГАТЭ соглашение о гарантиях.

Цель работы МАГАТЭ в той или иной стране заключается в том, чтобы конста­тировать: работы в мирной ядерной области в данной стране не переключаются на военные цели. МАГАТЭ является сугубо техническим органом и не может давать политической оценки деятельности того или иного государства. Агентство не мо­жет физически воспрепятствовать переключению ядерного потенциала с мирных целей на военные, но на основе объективных данных позволяет обнаружить такое переключение и инициировать рассмотрение фактов в ООН.

В 1968 г. был подписан Договор о нераспространении ядерного оружия.

ООН и «старые» ядерные державы (США, СССР, Англия, Франция, Китай), являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, считают появление «молодых» членов «ядерного клуба» незаконным с точки зрения международного права.

Казахстан на момент распада СССР был четвертым государством по количе­ству ядерных боеголовок на своей территории, но добровольно от них отказался. Украина, Белоруссия и Казахстан ядерное вооружение СССР, находившееся на их территории, передали в Российскую Федерацию (1992). Свои ядерные заряды уничтожили и в ЮАР после крушения режима апартеида (1994).

Ядерный реактор Ирака подвергался бомбардировке со стороны Израиля (1981) и США (1991). Эти же страны считают, что к обладанию ядерным оружием стре­мится Иран. Но Россия отвергает данные опасения и помогла построить атомный реактор в Иране (введен в действие в 2010).

Потенциальную возможность обладать ядерным оружием имеют десятки го­сударств, на территории которых действуют ядерные реакторы. Договор о нерас­пространении ядерного оружия (1968) не подписан такими «молодыми» ядерными державами, как Израиль, Индия, Пакистан и КНДР.

5. Трансформация капиталистической системы: причины, основные тенденции, особенности. Развитие мировой экономики в 1945-1991 гг.

В послевоенный период продолжилась перестройка западного капитализма на социальных и гуманистических началах, после разгрома фашизма в полной мере проявила себя реформистско-демократическая тенденция. Лидеры западных стран осознали необходимость постоянного корректирующего вмешательства государства в экономическую и социальную сферу. Рост государственных расхо­дов на социальные цели, поддержка государством науки и техники, капитального строительства, развития инфраструктуры максимально стимулировали занятость, эффективный потребительский спрос. Господствующими стали концепции «госу­дарства всеобщего благоденствия», «общества массового потребления», «высокого качества жизни». Объем промышленного производства капиталистического мира в 1948-1973 гг. увеличился в 4,5 раза. Реальная заработная плата с 1950 по 1970 г. в США выросла в 1,5 раза, в Великобритании — в 1,6 раза, в Италии — в 2,1 раза, во Франции — в 2,3 раза, в ФРГ — в 2,8 раза. В «золотые» для западных стран 60-е гг. доля безработных сократилась до 2,5-3% экономически активного населения. Среднегодовые темпы роста промышленной продукции в 1960-е гг. составили 5,7% в сравнении с 4,9% в 1950-е и 3,9% в межвоенный период.

В послевоенный период появилось немало новых, казалось бы, совершенно неожиданных феноменов.

Так, с конца 50-х и до начала 80-х гг. XX в. ежегодные темпы экономического роста (увеличение валового внутреннего продукта) в ФРГ и Японии колебались в пределах от 10 до 20%, то есть были самыми высокими среди развитых стран. У «японского» и «немецкого чудес» было немало общего. Наиболее важным было:

+ сведение к минимуму военных расходов в этих странах, проигравших Вторую мировую войну;

+ использование традиционных трудолюбия, дисциплины и высокого культурно-образовательного уровня;

+ развитие не энерго- и ресурсоемких отраслей, а производства готовых, сложных изделий (автомобилей, сложной электроники, хитроумных технологических линий и т. д.);

+ целесообразное перераспределение национального дохода через систему про­грессивного налогообложения, при котором налог на большие доходы достигал 60-80%.

Создание и развитие международных финансовых структур (Всемирный банк, МВФ, МБРР)

Процесс интеграции государств в разных областях деятельности в последние десятилетия получил наименование глобализации.

Крупным результатом сотрудничества, которое сложилось между странами антигитлеровской коалиции во время Второй мировой войны, стало создание в 1945 г. Организации Объединенных Наций (ООН). К 2006 г. членами ООН были 192 государства. Спектр деятельности ООН в системе международных эко­номических отношений является весьма широким и вполне отражает тенденции интернационализации и глобализации современной хозяйственной жизни.

Важным аспектом глобализации является возрастающая интеграция мировых экономик, чему способствует легкость перемещения товаров и капитала через на­циональные границы. Международная валютная система представляет собой сово­купность денежно-кредитных отношений, сложившихся на основе хозяйственной жизни и развития мирового рынка. Основными составными элементами мировой валютной системы являются:

+ определенный набор международных платежных средств;

+ режим обмена валют, включая валютные курсы, условия конвертируемости;

+ регламентация форм международных расчетов;

+ сеть международных банковских учреждений, осуществляющих международ­ные расчеты и кредитные операции.

В 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США) состоялась Международная валютно-финансовая конференция, на которой было принято решение о создании Междуна­родного банка реконструкции и развития (МБРР) и Международного валютного фонда (МВФ). Обе организации имеют статус специализированных учреждений ООН. МБРР начал действовать в 1946 г., а МВФ - в 1947 г.

Целью МБРР является содействие странам-участницам в получении долго­срочных займов и кредитов, а также гарантирование частных инвестиций. В первые послевоенные годы МБРР предоставлял странам Западной Европы значительные займы на восстановление экономики. В дальнейшем главным объектом деятельно­сти МБРР были развивающиеся страны. С конца 80-х гт. МБРР стал предоставлять кредиты странам Восточной Европы. РФ вступила в МБРР в 1992 г.

МБРР выпускает облигации, которые покупают частные банки, получая свыше 9% годовых. Из собранных средств МБРР предоставляет кредиты, покрывающие около 30% стоимости объекта, а остальная часть должна финансироваться за счет внутренних или иных источников. Кредиты МБРР предоставляются на развитие энергетики, транспорта, связи и других отраслей инфраструктуры на срок до 20 лет под высокий процент, определяемый уровнем процентных ставок на рынке ссудных капиталов.

Если первоначальный капитал банка не превышал 10 млрд долларов, то в 1995 г. он превысил 176 млрд долларов. На середину 1998 г. кредиты МБРР странам-членам достигли 316 млрд долларов, в том числе РФ было предоставлено около 10 млрд долларов. Членами МБРР являются 181 государство.

Членами МВФ являются 182 страны. РФ — член МВФ с 1992 г. Целью МВФ было провозглашено содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем устранения валютных ограничений, а также предоставление валютных займов для выравнивания платежных балансов и установления норм регулирования валютных курсов. Капитал МВФ вплотную приблизился к 300 млрд долларов, причем наибольшее влияние в соответствии с наибольшими квотами имеют США, Великобритания, ФРГ, Франция и Япония. Квоты устанавливаются в зависимости от уровня экономического развития страны и ее роли в мировой экономике и торговле.

С 1944 г. действует Бреттон-Вудская валютная система. Она предусматривает сохранение функций мировых денег за золотом при одновременном использо­вании в качестве международных платежных и резервных валют национальных денежных единиц, прежде всего доллара США, а также английского фунта стерлингов. Установлена обязательность обмена резервных валют на золото иностранным правительственным учреждениям и центральным банкам по офи­циальному курсу — 35 долларов за тройскую унцию — 31,1 г золота. Предусмо­трено взаимное приравнивание и обмен валют на основе согласованных с МВФ валютных паритетов в золоте и долларах США. Отклонение рыночных валютных курсов допускается не более чем на 1%. Доллар оказался в привилегированном положении.

С 1 января 1948 г. ведет свою историю Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). По своей сути ГАТТ является обязывающим договором между правительствами стран-участниц. Первоначально таковых было 23, а к 1994 г. их число достигло свыше 100.

Целью ГАТТ провозглашалось обеспечение предсказуемой международной торговой среды и либерализации торговли в интересах содействия экономиче­скому развитию. ГАТТ выполняла весьма важные функции: установление правил, обязательных для правительств в области международной торговли и смежных сферах экономических отношений; проведение торговых переговоров; выполнение обязанностей международного «суда» по торговым вопросам.

Благодаря ГАТТ общепризнанными в системе международных экономических отношений стали гласность, недискриминация, национальный режим в отношении налогов и сборов на импортные товары. На страны — участницы ГАТТ к 1994 г. приходилось свыше 90% мирового товарооборота. Средний уровень таможенных пошлин на товары в рамках ГАТТ удалось понизить с 40 до 4%. Благодаря ГАТТ началось упорядочение в таких важных сферах, как торговля услугами, результа­тами творческой деятельности, иностранные инвестиции, связанные с торговлей.

Еще в 1982 г. СССР установил контакты с Секретариатом (в городе Женева) и основными странами — участницами соглашения. 16 мая 1990 г. СССР получил статус наблюдателя в ГАТТ. Российская Федерация стала участвовать в некоторых рабочих органах ГАТТ и в июне 1993 г. Генеральному директору ГАТТ было вручено заявление Правительства РФ с просьбой о присоединении к этому соглашению.

О ГАТТ приходится говорить в прошедшем времени, так как с 1 января 1995 г. по решению Уругвайского раунда многосторонних переговоров на правовой основе ГАТТ образована Всемирная торговая организация (ВТО). Членом ВТО может стать любая организация, принимающая обязательства всего пакета документов, лежащих в основе ВТО. В конце 1996 г. членами ВТО стали 130 государств и еще 30 выразили заинтересованность вступить в нее.

Важную роль в функционировании сложной системы международных эконо­мических отношений играют структуры, созданные при Организации Объединен­ных Наций (ООН). Среди них такие специализированные учреждения ООН, как Международная морская организация (ИМО), Международная организация граж­данской авиации (ИКАО), Международная организация труда (МОТ). С 1968 г. начала работать Комиссия по праву международной торговли (ЮНИСТРАЛ), целью которой является гармонизация и унификация права международной тор­говли. В рамках ЮНИСТРАЛ разработан ряд международно-правовых докумен­тов, одобренных ООН.

К 2000 г. в мире насчитывалось свыше 400 межправительственных и около 3 тыс. неправительственных международных организаций. Международные эко­номические организации можно охарактеризовать как организации, создаваемые на межгосударственном, межправительственном, межминистерском уровнях или создаваемые предпринимательскими и общественными организациями для коор­динации деятельности стран в разных сферах мирового хозяйства.

Создание международных экономических организацией было порождением нараставшей интернационализации хозяйственной жизни, глобализации эконо­мических процессов.

Трансформация неоколониализма и экономическая глобализация

Координация усилий с целью достижения конкретных результатов стала важ­ным способом борьбы за свое место в системе международных экономических от­ношений для стран, которые стали освобождаться от колониальной зависимости.

В 1963 г. на XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ОО


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: