Особенности управления конфликтами во многом определяются их спецификой как сложного социального явления. Важным принципом управления конфликтом является принцип компетентности. Вмешательство в естественное развитие конфликтной ситуации должно осуществляться компетентными людьми. Во-первых, люди, вмешивающиеся в развитие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завершения конфликтов вообще. Эти знания могут быть следствием их теоретической подготовки или богатого жизненного опыта. Во-вторых, необходимо собрать максимально разностороннюю, подробную содержательную информацию о конкретной ситуации. Радикальность вмешательства в конфликты не должна превышать глубины наших знаний о них. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при естественном развитии событий.
Регулирование конфликтов требует соблюдения еще одного принципа. Можно пытаться заставить оппонентов отказаться от своих намерений, не допускать их борьбы и т.п. Лучше все же дать возможность людям защищать свои интересы, но добиться, чтобы они делали это путем сотрудничества, компромисса, избегания конфронтации. Желательно не менять радикальным образом содержание развития событий, а сделать так, чтобы форма разрешения назревшего противоречия была конструктивной, мирной; не блокировать развитие противоречия, а стремиться разрешить его неконфликтными способами.
|
|
Управление конфликтом - это сознательная деятельность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития' и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Существует две точки зрения на возможность управления конфликтом: первая группа авторов, коих абсолютное большинство, считают, что управление конфликтом - это деятельность по обеспечению развития конфликтного взаимодействия с целью снижения остроты, последующей минимизации конфликта и его разрешения. С. Хилл, В. Ури, Б.Л. Ерёмин утверждают объективную неуправляемость конфликта. Создание системы разрешения конфликта похоже на создание системы контролирования дождей. Как и ливень, конфликт неизбежен. Кроме того, эта деятельность не всегда возможна, а иногда вообще не стоит вести конфликт к его разрешению, иногда достаточно его завершить на каком-то этапе.
Факторы неуправляемости конфликта (по Л. Гринхелгу):
• одна или обе стороны могут желать продолжения конфликта;
• эмоциональные отношения сторон таковы, что конструктивное взаимодействие невозможно;
|
|
• конфликт есть верхушка айсберга, и его разрешение не имеет значительного влияния на глубокие антагонистические корни.
Факторы неуправляемости конфликта (по Л. Крисбергу):
• участники рассматривают свои интересы как взаимоисключающие и воспринимают конфликт как борьбу;
• различия в восприятии сути конфликта связаны либо с изначальными расхождениями в ценностях сторон, либо с разной интерпретацией сути происходящего;
• институциализация конфликта, которая его определенным образом консервирует.
Факторы управляемости конфликта (по Р. Дарендорфу и М. Дойчу):
• признание участниками самого факта конфликта, признание существующих разногласий, а также нрава сторон на свои позиции;
• организация конфликтных групп с целью манифестации конфликта;
• согласие сторон относительно соблюдения определенных правил игры, что, собственно, и делает возможной эффективную коммуникацию между ними.