Международный уровень правового регулирования в области противодействия коррупции

1. Основы правового регулирования в области противодействия коррупции

Несмотря на предпринимаемые властью в законодательной сфере меры, коррупция по-прежнему серьезно тормозит экономическое и социальное развитие страны, формирует негативный имидж России на международном уровне и многими специалистами, экспертами, активными гражданами рассматривается как серьезная угроза безопасности Российской Федерации.

По оценке международной организации «трансперенси интернешнл» в 2010 г. о состоянии коррупции в 178 странах мира, Россия занимала 154 место, объем коррупционных сделок в 2009 г. оценивался в 300 млрд. руб. Размер средней бытовой взятки в России, по данным МВО, составил в 2009 г. 27 тыс. руб. Самым некоррумпированными странами мира являются – Дания, Новая Зеландия, Сингапур, в аутсадерах находятся – Ирак, Афганистан, Сомали. По мнению специалистов этой организации высокий уровень коррупции в РФ обусловлен наличием в стране «групп неприкасаемых чиновников, отсутствие строгой проверки деклараций о доходах высокопоставленных чиновников, отсутствие в законодательстве норм о конфискации имущества, полученного незаконным путем».

Для более системного восприятия законодательства и деятельности государственных институтов кратко рассмотрим наиболее важные документы в сфере противодействия коррупции.

Многоуровневый и многоаспектный характер коррупции в политической, экономической, социальной и других сферах деятельности требует правового регулирования и развития антикоррупционного законодательства на всех уровнях нормативного правового регулирования: международном, федеральном, региональном и местном. Правовое регулирование в области противодействия коррупции в Российской Федерации представлено на рисунке 1.


  Указы президента Российской Федерации
  Федеральные законы
Муниципальные нормативные правовые акты
Законы субъекта Российской Федерации

       
   
Постановления Правительства Российской Федерации
 
 
Локальные правовые акты аппаратов Федерального Собрания Российской Федерации, министерства, ведомств и т.д.


Рис.1.Правовое регулирование в области противодействия коррупции в Российской Федерации

2. Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173).

На международном уровне вопросы противодействия коррупции регулируются целым рядом правовых актов и рекомендациями Организации Объединенных Наций. В России в настоящее время последовательно формируется правовая база в сфере противодействия коррупции. Назовем и кратко проанализируем основные нормативные источники в рассматриваемой сфере.

Конвенция Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (ETS № 173)[1], подписанная 27 января 1999 года государствами-членами Совета Европы и другими государствами, закрепила необходимость принятия законодательных и иных мер, прежде всего, в части установления в качестве уголовного преступления активный и пассивный подкуп национальных государственных должностных лиц, подкуп членов национальных государственных собраний, активный и пассивный подкуп в частном секторе, подкуп членов международных парламентских собраний, подкуп судей и должностных лиц международных судов, использование служебного положения в корыстных целях, отмывание доходов от преступлений, связанных с коррупцией, преступления, касающиеся операций со счетами.

Конвенция ратифицирована Российской Федерацией федеральным законом от 25 июля 2006 года № 125- ФЗ «О ратификации Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию».

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию от 4 ноября 1999 года (EST № 174) констатировала, что стороны, ее подписавшие, предусматривают в своем национальном законодательстве эффективные средства правовой защиты для лиц, понесших ущерб в результате актов коррупции, позволяющие им защищать свои права и интересы, включая возможность возмещения убытков.

Для целей Конвенции дано определение термина «коррупция», который «означает просьбу, предложение или принятие, прямо или косвенно, взятки или любого другого ненадлежащего преимущества или обещания такового, которые искажают нормальное выполнение любой обязанности, или поведение, требуемое от получателя взятки, ненадлежащего преимущества или обещания такового».[2]

Установлено, что стороны предусматривают в своем национальном законодательстве нормы, закрепляющие право лиц, понесших ущерб в результате коррупции, подать иск в целях получения полного возмещения ущерба. Возмещение ущерба может охватывать причиненный реальный ущерб, упущенную финансовую выгоду и компенсацию морального вреда.

Стороны предусматривают в своем национальном законодательстве следующие условия, которые должны быть выполнены для того, чтобы ущерб подлежал возмещению:

- ответчик совершил или санкционировал акт коррупции или не предпринял разумные шаги для предотвращения акта коррупции;

- истец понес ущерб;

- существуют причинно-следственная связь между актом коррупции и нанесенным ущербом.

Конвенция предусматривает, что в национальном законодательстве сторон к судопроизводству по возмещению ущерба применяется срок исковой давности не менее трех лет со дня, когда лицу, понесшему ущерб, стало известно или, исходя из здравого смысла, должно было стать известно о возникновении ущерба или о совершенном акте коррупции и о лице, ответственном за это. Тем не менее, подобный иск не может быть предъявлен по истечении десяти лет с момента совершения акта коррупции.

Стороны в своем национальном законодательстве предусматривают надлежащую защиту от любых неправомерных санкций, направленных в адрес государственных служащих, имеющих серьезные основания подозревать наличие коррупции и добросовестно сообщающих о своем подозрении компетентным лицам или органам.

В целях предупреждения актов коррупции стороны, ратифицировавшие Конвенцию, предусматривают в своем национальном законодательстве: нормы об аудиторах, задачей которых является подтверждение достоверности сведений о финансовом положении компании, предоставляемых в ежегодных отчетах и эффективные средства получения доказательств при рассмотрении в порядке гражданского судопроизводства дел, вытекающих из актов коррупции.

Стороны, взаимодействуя в сфере экономических и гражданско-правовых отношений, эффективно сотрудничают в вопросах делопроизводства, получения доказательств за рубежом, юрисдикции, судебных расходов, признания и приведения в исполнение иностранных судебных решений.

Конвенция Совета Европы о гражданско-правовой ответственности за коррупцию до настоящего времени не ратифицирована российской стороной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: