Э то вид деятельности субъекта управления, направленный на ослабление и ограничение конфликта, обеспечения его развития в сторону разрешения. Регулирование как сложный процесс предполагает ряд этапов, которые важно учитывать в управленческой деятельности.
1 этап. Признание реальности конфликта конфликтующими сторонами.
2 этап.Легитимизация конфликта, то есть достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил конфликтного взаимодействия.
3 этап. Институциализация конфликта, то есть создание соответствующих органов, рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия.
В зависимости от типа конфликта предлагаются следующие способы регулирования:
· групповые дискуссии – особо эффективные при разрешении “ценностных конфликтов”;
· индивидуальные беседы, полезные при всех типах конфликтов;
· педагогический маневр – заключается в сознательном введении дополнительных факторов, усиливающих общественно ценные мотивы конфликтных изменений его содержания, в подкреплении нравственных усилий отдельных участников в их попытках решения конфликтов.
Качество общения при этом будет зависеть от:
· постановки проблем, которые ранее не привлекали внимание;
· сообщения неординарной информации, которая должна заинтересовать;
· выдвижения перед коллективом или группой определенной альтернативы, необходимость обсуждения которой объективно диктуется характером жизнедеятельности;
· переориентации интересов членов коллектива или группы.
Кроме того, в процессе регулирования конфликтов важно учитывать следующие аспекты.
Аспекты регулирования конфликтом [9] Таблица 8.
Название | Основное содержание |
Информационные | Ликвидация дефицита информации в конфликте; исключение из информационного поля ложной, искаженной информации; устранение слухов и т. и. |
Коммуникативные | Организация общения между субъектами конфликтного взаимодействия и их сторонниками; обеспечение эффективного общения |
Социально-психологические | Работа с неформальными лидерами и микрогруппами; снижение социальной напряженности и укрепления социально-психологического климата в коллективе |
Организационные | Решение кадровых вопросов; использование методов поощрения и наказания; изменение условий взаимодействия сотрудников и т. д. |