Основным фактором является мотивированность обеих сторон на совместную работу, готовность учесть мнение посредника, принять предлагаемое им решение.
Эффективность посредничества определяется особенностями и характером деятельности третьей стороны. Среди них выделяют:
· заинтересованность третьей стороны в урегулировании конфликта;
· наличие знаний и профессиональных качеств по проведению регулирующего процесса, а также способности убеждать;
· наличие опыта успешного регулирования конфликтов в прошлом;
· знание ситуации, обстановки, особенностей конфликта.
Настойчивость в действиях третьей стороны оказывается результативной тогда, когда разногласия участников связаны с принципиальными для них вопросами и когда напряженность конфликта особенно высока.
Степень напряженности конфликта. Данные по этому вопросу противоречивы. С одной стороны, выявлено, что разрешение трудового конфликта с помощью посредника более успешно тогда, когда забастовка уже идет, а не когда возникла лишь ее угроза. С другой стороны, установлено, что излишний накал страстей в ходе переговоров негативно влияет на успешность деятельности посредника.
|
|
Длительность конфликта. Затяжные конфликты менее поддаются регулированию.
Характер отношений сторон. Чем сложнее, напряженнее взаимоотношения, тем менее эффективно посредничество.
Выбираемые тактики и техники урегулирования конфликтов определяются ситуацией, а не особенностями посредника.
Ключевым в деятельности посредника является создание новой ситуации в отношениях сторон, способствующей урегулированию существующего между ними конфликта (Н. В. Гришина).[5] При урегулировании противостояния посредник стратегической задачей считает не воздействие на участников, а побуждение их к переводу конфликта в ситуацию совместного поиска решения.
Совместная работа может быть организована с использованием программы интегративного принятия решения, предложенной А. Филли. Она состоит из шести шагов.
· Анализ и коррекция ситуации с целью создания благоприятного климата.
· Анализ и коррекция представлений. С помощью специальных процедур выясняются причины конфликта и позиции участников.
· Анализ и коррекция отношений. Участники определяют свои чувства по отношению к конфликту и друг к другу.
· Определение проблемы.
· Поиск решения.
· Принятие решения. Оценка альтернативных решений и постижение согласия относительно одного из них.
Ситуации, с которыми сталкивается посредник, сложны и разнообразны. Поэтому процесс посредничества не имеет жесткой структуры. Деятельность посредника включает анализ ситуации и урегулирование конфликта. Можно выделить три основных этапа (Ю. Е. Алешина).