Проблема мерок в психологии

Чтобы увидеть возможность такого разведения понятий, стоит обратиться – в самом общем виде – к марксисткой философии, на которой строятся культурно-историческая психология Л.С. Выготского и теория деятельности А.Н. Леонтьева (см. рис. 7) и С.Л. Рубинштейна (см. рис. 8).

Рис. 7. А.Н.Леонтьев
Рис. 8. А.Н.Рубинштейн

Суть подхода к анализу психического с позиции деятельности – взаимодействие субъекта и объект а осуществляется опосредствованным образом. Причем, если речь идет о филогенетической стадии животных, то опосредствующим элементом выступает деятельность (в этом случае вполне допустимо делать подстановку: вместо «деятельность» говорить «филогенетическая» или «онтогенетическая память»), а если речь идет о стадии человека, то в качестве опосредствования выступает прежде всего орудие труда или знак (взаимодействие с объект ом с помощью орудия труда и «записанных на нем» орудийных действий). Это можно представить в следующей схеме (схема 2):

Схема 2. Непосредственное (а) и опосредствованное (б) взаимодействие субъекта и объект а.

Актуальное взаимодействие
Субъект
Объект

а)

Опыт (личный или коллективный)
Орудие
Актуальное взаимодействие
Субъект
Объект

б)

В соответствии с этой схемой, можно говорить о том, что любое актуальное взаимодействие, в том числе и встреча с каким-либо уникальным явлением, осуществляется на основе актуализации прошлого опыта. Данный опыт может быть индивидуальным, т.е. приобретенным индивидом в его собственной жизни. Но в случае человека ему доступен и тот опыт, который зафиксирован в орудиях труда, что произошло в ходе долгого культурно-исторического развития всего человечества.

При этом именно орудие труда выступает основным мерилом вещей окружающего мира.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: