Экспериментальный метод имеет особые преимущества, отличающие его от других методов исследования. Прежде всего, это — возможность экспериментатора манипулировать одной или несколькими переменными, что позволяет получить достаточно ясную интерпретацию результатов в аспекте причинно-следственных связей. Это оказывается возможным при почти полном контроле за ситуацией исследования.
Использование эксперимента предполагает:
- выбор независимых переменных,
- определение величин независимых переменных,
- выбор способа измерения ответов (реакций) испытуем ого,
- контроль за ходом эксперимента,
- устранение помех,
- контроль за всеми факторами, которые отличаются от манипулируемых переменных, но которые могут оказывать влияние,
- выбор метода математической обработки результатов и т. д.
Независимые переменные – это переменные, которые подаются «на входе» (см. рис. 69). Среди них выделяются экспериментальные и дифференциальные переменные. Экспериментальные переменные – это те переменные, которые экспериментатор изменяет по своему желанию и наблюдает их влияние на зависимые переменные. Например, экспериментатор варьирует сложность задания или интенсивность стимула. Дифференциальные переменные – это переменные, которые экспериментатор не может изменять по своему желанию, но может учитывать их. Например, пол, возраст, уровень образования, психологические характеристики испытуемого, его интеллект.
|
|
Рис. 69. Независимые переменные, задаваемые условиями эксперимента |
Зависимые переменные – это переменные, которые фиксируются «на выходе» (см. рис. 70). Это — ответ или реакции на независимые переменные испытуемых, полученные в ходе эксперимента.
Рис. 70. В экспериментах И.П.Павлова зависимой переменной выступала условная реакция |
В некоторых исследованиях неизвестно, какие переменные являются зависимыми, а какие независимыми. Например, можно думать, что существует связь между насилием и телевидением. Однако трудно выяснить, является ли просмотр определенных телепрограмм причиной насилия или человек, который смотрит эти программы, уже был предрасположен к насилию. В данном случае идентификация независимой переменной является целью исследования.
Переменные помех (нарушения). Это переменные, которые не контролируются в ходе эксперимента и которые могут оказывать влияние на зависимые переменные. Помехи ошибочно могут быть отнесены к экспериментальным переменным. Например, неприятный (надоедливый, навязчивый) шум в комнате, в которой субъекты проходят тест на интеллект. К ним относятся также такие переменные, которые состоят из некоторых характеристик субъектов и которые могут влиять на результаты эксперимента. Например, усталость, низкая мотивация и т. д.
|
|
Всегда надо иметь в виду, что результаты лабораторных экспериментов всегда являются результатами, полученными в искусственных условиях, и не могут быть прямо перенесены на естественные ситуации. Лабораторные данные являются показательными только в том смысле, что демонстрируют вариант того, что может произойти в обыденной жизни. Следовательно, необходимо тщательно изучить возможность обобщения результатов, которые получены в лабораторных искусственных ситуациях.