Обработка результатов. Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Шкала для оценки уровня развития операции обобщения

Число баллов Характеристика решения задач
I II
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);
- 5 «лишнего» предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4 - для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
- 4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);
- 2,5 «лишнего» предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1 - предметов (слов) объединенных в одну группу;
- 1 «лишнего» предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
0 - предметов (слов) объединенных в одну группу;
- 0 «лишнего» предмета (слова)

Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.

Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.

Методика " Простые аналогии"

Цель. Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач.

Для детей 8-10лет

Инструкция. "Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье слово с одним из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это четвертое слово".

Прекратить исследование после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно

  Огурец   Гвоздика
  овощ   Сорняк, роса, садик, цветок, земля
  Огород   Сад
  Морковь   Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка
  Учитель   Врач
  Ученик   Очки, больница, палата, больной, лекарство
  Цветок   Птица
  Ваза   Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост
  Перчатка   Сапог
  Рука   Чулки, подошва, кожа, нога, щётка
  Тёмный   Мокрый
  Светлый   Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный
  Часы   Градусник
  Время   Стекло, больной, кровать, температура, врач
  Машина   Лодка
  Мотор   Река, маяк, парус, волна, берег
  Стол   Пол
  Скатерть   Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди
  Стул   Игла
  Деревянный   Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная

Оценка результатов:

4 балла - выполняет все задания, выделяя существенные признаки,

3 балла - выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора

2 балла - выполняет 5 заданий, из них 4 - с направляющей и программирующей помощью экспериментатора

1 балл - отвечает не по существу, помощь неэффективна

Для детей от 10 лет

Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с третьим, как второе с первым?

Например:

песня: композитор = самолет:?

а) аэродром б) горючее в)конструктор г)летчик д)истребитель

Функциональные отношения (песню сочинил композитор): ответ - конструктор (конструктор сделал самолет)

Время выполнения -15 минут, предлагается 10 заданий

1. школа: обучение = больница:?

а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной

2. песня: глухой = картина:?

а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой

3. нож: сталь = стул:?

а) вилка б ) дерево в) стул г) пища д) скатерть

4. паровоз: вагоны = конь:?

а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня

5. лес: деревья = библиотека:?

а) город б) здание в) библиотекарь г) книги д) театр

6. бежать: стоять = кричать:?

а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать

7. утро: ночь = зима:?

а) мороз б) осень в) день г) январь д) сани

8. волк: пасть = птица:?

а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение

9. слагаемое: сумма = множители:?

а) разность б) делитель в ) произведение г) умножение д) деление

10. роза: цветок = кислород:?

а) газ б) дыхание в) горение г) прозрачный д) мак

Оценка результатов:

4 балла - 8 - 10 правильных ответов, помощь взрослого не требуется.

3 балла - 5 - 7 правильных ответов, использует помощь взрослого.

2 балла - 2 - 4 правильных ответов, помощь использует частично.

1 балл - задание недоступно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: