Шкала для оценки уровня развития операции обобщения
Число баллов Характеристика решения задач
I II
Испытуемый правильно и самостоятельно называет родовое понятие для обозначения:
5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);
- 5 «лишнего» предмета (слова).
Сначала родовое понятие называет неправильно, потом сам исправляет ошибку:
4 - для обозначения предметов (слов) объединенных в одну группу;
- 4 для обозначения «лишнего» предмета (слова).
Самостоятельно дает описательную характеристику родового понятия для обозначения:
2,5 - объединяемых в одну группу предметов (слов);
- 2,5 «лишнего» предмета (слова).
То же, но с помощью исследователя для обозначения:
1 - предметов (слов) объединенных в одну группу;
- 1 «лишнего» предмета (слова).
Не может определить родовое понятие и не умеет использовать помощь для обозначения:
0 - предметов (слов) объединенных в одну группу;
- 0 «лишнего» предмета (слова)
Если испытуемый справляется с первыми тремя-четырьмя заданиями и ошибается по мере их усложнения, или он верно решает задание, но не может объяснить свое решение, подобрать название группе предметов, то можно сделать вывод о его интеллектуальной недостаточности.
|
|
Если испытуемый объясняет причину объединения предметов в одну группу не по их родовым или категориальным признакам, а по ситуационным критериям (то есть придумывает ситуацию, в которой как-то участвуют все предметы), то это показатель конкретного мышления, неумения строить обобщения по существенным признакам.
Методика " Простые аналогии"
Цель. Методика направлена на определение понимания логических связей и отношений между понятиями, а также умения устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении ряда разнообразных задач.
Для детей 8-10лет
Инструкция. "Даны три слова. Два первых находятся в определенной связи. Третье слово с одним из приведенных ниже находятся в такой же связи. Найди это четвертое слово".
Прекратить исследование после 5 примеров, если ребенок не начинает работать самостоятельно
Огурец | Гвоздика | ||
овощ | Сорняк, роса, садик, цветок, земля | ||
Огород | Сад | ||
Морковь | Забор, грибы, яблоня, колодец, скамейка | ||
Учитель | Врач | ||
Ученик | Очки, больница, палата, больной, лекарство | ||
Цветок | Птица | ||
Ваза | Клюв, чайка, гнездо, перья, хвост | ||
Перчатка | Сапог | ||
Рука | Чулки, подошва, кожа, нога, щётка | ||
Тёмный | Мокрый | ||
Светлый | Солнечный, скользкий, сухой, тёплый, холодный | ||
Часы | Градусник | ||
Время | Стекло, больной, кровать, температура, врач | ||
Машина | Лодка | ||
Мотор | Река, маяк, парус, волна, берег | ||
Стол | Пол | ||
Скатерть | Мебель, ковёр, пыль, доски, гвозди | ||
Стул | Игла | ||
Деревянный | Острая, тонкая, блестящая, короткая, стальная |
Оценка результатов:
|
|
4 балла - выполняет все задания, выделяя существенные признаки,
3 балла - выполняет все задания, в некоторых заданиях требуется направляющая помощь экспериментатора
2 балла - выполняет 5 заданий, из них 4 - с направляющей и программирующей помощью экспериментатора
1 балл - отвечает не по существу, помощь неэффективна
Для детей от 10 лет
Инструкция: Даны три слова. Первые два находятся в определенной связи. Какое из нижеприведенных слов так же связано с третьим, как второе с первым?
Например:
песня: композитор = самолет:?
а) аэродром б) горючее в)конструктор г)летчик д)истребитель
Функциональные отношения (песню сочинил композитор): ответ - конструктор (конструктор сделал самолет)
Время выполнения -15 минут, предлагается 10 заданий
1. школа: обучение = больница:?
а) доктор б) ученик в) лечение г) учреждение д) больной
2. песня: глухой = картина:?
а) слепой б) художник в) рисунок г) больной д) хромой
3. нож: сталь = стул:?
а) вилка б ) дерево в) стул г) пища д) скатерть
4. паровоз: вагоны = конь:?
а) поезд б) лошадь в) овес г) телега д) конюшня
5. лес: деревья = библиотека:?
а) город б) здание в) библиотекарь г) книги д) театр
6. бежать: стоять = кричать:?
а) ползать б) молчать в) шуметь г) звать д) плакать
7. утро: ночь = зима:?
а) мороз б) осень в) день г) январь д) сани
8. волк: пасть = птица:?
а) воздух б) клюв в) соловей г) яйцо д) пение
9. слагаемое: сумма = множители:?
а) разность б) делитель в ) произведение г) умножение д) деление
10. роза: цветок = кислород:?
а) газ б) дыхание в) горение г) прозрачный д) мак
Оценка результатов:
4 балла - 8 - 10 правильных ответов, помощь взрослого не требуется.
3 балла - 5 - 7 правильных ответов, использует помощь взрослого.
2 балла - 2 - 4 правильных ответов, помощь использует частично.
1 балл - задание недоступно.