А.Л. Тертель
Учебное пособие
А.Л. Тертель
Психология. Курс лекций
Учебное пособие
Psychology LOU1
Course of
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
2 of 147
5=482=00430=9 201-022-001 Тертель.Психология Курс л
III! Ill tMI'.ll llllllll 1945604
Психология. Курс лекций
УЧГГШПС ПШ'пПиС
В учеоном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса «Психология»; предмет, методы, задачи, принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению.
Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами психологии.
Издательство - ПРОСПЕКТ -
11 1020. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4
(095) 967-15-72
e-mail: mail@iprospek1.org
www. prospekl.org
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
3 of 147
Рекомендовано Учебно-методическим центром «Классический учебник»
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по направлению «Психология» и специальностям
«Клиническая психология», «Общая психология»
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73 Т35
Тертель А. Л. Т35 Психология. Курс лекций: учеб. пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006. - 248 с.
ISBN 5-482-00430-9
В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса «Психология»: предмет, методы, задачи,
принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям
личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению.
Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального
образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся
вопросами психологии.
УДК 159.9(075.8) ББК 88я73
Учебное издание Тертель Александра Львовна
ПСИХОЛОГИЯ. КУРС ЛЕКЦИЙ Учебное пособие
Подписано в печать 01.09.05. Формат 60Х88 1/16. Печать офсетная. Печ. л. 15,5. Тираж 3000 экз. Заказ № 2496.
ООО «ТК Велби».
107120, Москва, Хлебников пер., д. 7, стр. 2.
Отпечатано с диапозитивов в ФГУП «Печатный двор» им. А. М. Горького
Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.
197110, Санкт-Петербург, Чкаловский пр., 15.
ISBN 5-482-00430-9
© А. Л. Тертель, 2006
© ООО «Издательство Проспект», 2006
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
4 of 147
Электронное оглавление
Электронное оглавление........................................................................................................... 4
ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА............................................................................. 9
Предмет психологии............................................................................................................................................................. 10
ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ.......................................................... 11
Житейская психология......................................................................................................................................................... 11
Развитие психологических знаний в античной философии....................................................................................... 12
Учение о душе........................................................................................................................................................................... 12
Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения.......................................... 13
Развитие психологии в Новое время................................................................................................................................ 14
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ......................................................................................... 18
Экспериментальная психология сознания..................................................................................................................... 18
Бихевиоризм и необихевиоризм........................................................................................................................................ 20
Гештальтпсихология............................................................................................................................................................ 21
Психоанализ и теория бессознательного....................................................................................................................... 22
Когнитивная психология..................................................................................................................................................... 22
Основные достижения отечественной психологии начала XX века...................................................................... 23
Принцип деятельности в психологии........................................................................................................................................ 23
Культурно-исторический подход в психологии........................................................................................................... 24
ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ................................................................................. 24
Метод наблюдения............................................................................................................................................................... 24
Метод эксперимента............................................................................................................................................................. 26
Метод опроса: интервью и анкетирование................................................................................................................... 26
Шкалирование....................................................................................................................................................................... 27
Тестирование.......................................................................................................................................................................... 28
Основные требования к тесту............................................................................................................................................ 29
Основные разновидности тестов личности.................................................................................................................... 29
ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ................................................................................... 32
Основные стадии развития психики в филогенезе....................................................................................................... 33
Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)
............................................................................................................................................................................... 33
Продолжение.................................................................................................................................................... 34
Окончание......................................................................................................................................................... 35
Различие между психикой человека и животного........................................................................................................ 36
Возникновение сознания как главное событие антропогенеза................................................................................................. 37
Сознание —........................................................................................................................................................... 37
Научение................................................................................................................................................................................. 38
Реактивное научение............................................................................................................................................................ 39
Активное научение. Оперантное обуславливание...................................................................................................... 39
Научение через наблюдение.............................................................................................................................................. 40
Когнитивное научение......................................................................................................................................................... 41
Инсайт...................................................................................................................................................................................... 41