Роль философии в начале тысячелетия сменяет религия, но и религия продолжала питаться идеями, заложенными греческими философами.
Ориген (185—253) обогащает христианскую мысль сокровищами античной учености, отталкиваясь от
учения Платона. Он резко противопоставляет душевное и телесное в человеке. Целью человеческой жизни
является созерцание Бога, борьба со страстями и освобождение от них.
Один из отцов христианской церкви Августин Аврелий (350—430) соединил аристотелевское
представление об иерархической организации души с христианской теологией. Он различает уровни
совершенствования разумной части души. Атрибутами души Августин считал Разум, Волю и Память. При
этом он наследовал взгляды Платона, считая Память самой значительной частью души, в которой заключена
идея Бога. Августин предлагает метод интроспекции (в христианской трактовке — исповеди) в качестве
основного средства познания души и этим во многом определяет пути психологической мысли.
Учение Фомы Аквинского (1225—1274) в XIII в. тоже базируется на понятиях греческих философов, в
|
|
частности Аристотеля. Фома развивает идеи Аристотеля, предложив учение о «лестнице форм», на которой
в иерархическом порядке располагаются растительный, животный и разумный типы души. Каждый из них
отвечает за порождение различных психических явлений соответственно: ощущения, представлений и
понятий.
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с.
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
14 of 147
Только разумная душа, как и в учении Аристотеля, обладает бессмертием, в то время как растительная и
животная смертны. Фома Аквинский также конкретизирует термин «рефлексия» Плотина, описывая его как
последовательно сменяющие друг друга фазы познания внешнего мира.
В то же время, наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов,
психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение
взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и
врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли
природу стрессов и их влияние на состояние психики.
Гуманисты эпохи Возрождения, которые приходят следом, подымают так называемые сократические
вопросы, связанные с личностью, достоинством человека и его местом в мире. Основная заслуга философов
Возрождения заключалась в том, что они вернули в научный оби-
ход доаристотелевские представления о материальном состоянии души и подкрепили их обширными открытиями в области анатомии и техники, а также задействовали свои открытия в практической деятельности— в педагогике, архитектуре, живописи. Открытия Леонардо да Винчи можно считать уникальными. Он предвосхитил биомеханику — науку XX столетия, моделируя движения живых существ в технических устройствах, учитывая ведущую роль нервной системы в построении движений (например, конструируя крылья). Ему же принадлежит система основных эмоциональных состояний — аффектов, которые может испытывать человек. Ими являются радость, горе, распря и усилие.
|
|
Таким образом, в течение многих веков душа является предметом рассуждения античных философов и богословов эпохи Средневековья и Возрождения, а значит, можно говорить о понимании души (в контексте этих эпох) как предмета психологического знания.