Периодизация психического развития ребенка

Период Ведущая деятельность
Младенчество Общение со взрослым
Ранний возраст Предметно-манипулятивная
Дошкольный возраст Ролевые игры
Младший школьный возраст Учебная
Подростковый возраст Общение со сверстниками
Старший школьный возраст Учебно-профессиональная

Понятие ведущей деятельности выдвинуто А. Н. Леонтьевым, который выделил три признака ведущей

деятельности1.

Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Так,

в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в

следующем младшем школьном возрасте.

Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции.

Например, в игре дошкольника появляется такое новообразование, как «воображение».

В-третьих, от ведущей деятельности зависят наблюдаемые изменения личности. Когда ребенок

воспроизводит в игровой ситуации взаимоотношения взрослых людей, он так своеобразно осваивает нормы

поведения взрослых.

Представления о ведущей деятельности и о ее определяющей роли в психическом развитии человека было

развито Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики. Развитие основано на

поочередной смене ведущей деятельности, которая в одном возрастном

1 Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера, 2003. С. 22.

периоде обеспечивает преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе — сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 45


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 46 of 147

стадию. Основной механизм при этом — сдвиг мотива на цель, превращения того, что выступало, как одна из целей, в самостоятельный мотив.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: