Период | Ведущая деятельность |
Младенчество | Общение со взрослым |
Ранний возраст | Предметно-манипулятивная |
Дошкольный возраст | Ролевые игры |
Младший школьный возраст | Учебная |
Подростковый возраст | Общение со сверстниками |
Старший школьный возраст | Учебно-профессиональная |
Понятие ведущей деятельности выдвинуто А. Н. Леонтьевым, который выделил три признака ведущей
деятельности1.
Во-первых, в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности. Так,
в ролевой игре дошкольника появляются элементы учения — деятельности, которая станет ведущей в
следующем младшем школьном возрасте.
Во-вторых, в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции.
Например, в игре дошкольника появляется такое новообразование, как «воображение».
В-третьих, от ведущей деятельности зависят наблюдаемые изменения личности. Когда ребенок
воспроизводит в игровой ситуации взаимоотношения взрослых людей, он так своеобразно осваивает нормы
поведения взрослых.
Представления о ведущей деятельности и о ее определяющей роли в психическом развитии человека было
развито Д. Б. Элькониным для построения периодизации развития психики. Развитие основано на
поочередной смене ведущей деятельности, которая в одном возрастном
1 Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология. Развитие человека от рождения до поздней зрелости. М.: Сфера, 2003. С. 22.
периоде обеспечивает преимущественно развитие мотивационно-потребностной сферы, а на сменяющем его этапе — сферы операционально-технической. Смена ведущей деятельности означает переход на новую
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 45
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 46 of 147
стадию. Основной механизм при этом — сдвиг мотива на цель, превращения того, что выступало, как одна из целей, в самостоятельный мотив.