Над проблемой связи речи и мышления работали и работают до сих пор множество отечественных и зарубежных психологов.
Л. С. Выготский придавал огромную роль словесному значению в развитии человеческой психики и процесса мышления. Описание открытых им феноменов в книге «Мышление и речь» (1934) более чем на 20
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 87
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru
88 of 147
лет опережает открытие американскими исследователями Н. Хомским И Дж. Миллером генеративного
принципа порождения речи.
Однако для создания речевого сообщения необходим скрытый от внешнего наблюдателя подготавливающий
процесс. Для понимания принятого сообщения и адекватной реакции на него также требуется внутренняя
психологическая деятельность. Такого рода факты обратили внимание исследователей на особую область
психической реальности человека — внутреннюю речь.
Внутренняя речь представляет собой явление, качественно отличное от внешней речи, которое направлено
|
|
прежде всего на переработку воспринятой речи и подготовку высказываний.
Широко известна концепция внутренней речи, предложенная крупнейшим отечественным психологом Л.
С. Выготским (1896— 1934). По мысли ученого, внутренняя речь происходит из речи эгоцентрической.
Эксперименты Л. С. Выготского обнаружили у младших дошкольников существование непонятной для
окружающих формы речи, названной эгоцентрической, или «речью для себя». Эта детская эгоцентрическая
речь, по мысли Выготского, и является носителем развертывающихся процессов мышления ребенка. В это
время мышление маленького человека только вступает на путь интериоризации (перехода во внутренние,
свернутые формы).
Выготский доказывал, что эгоцентрическая речь — это не просто звуковой аккомпанемент внутреннего
процесса мышления, который сопровождает движение мысли. Эта странная речевая реальность —
эгоцентрическое мышление — и есть единственная форма существования (рождения и развития) мысли
ребенка, и другого, параллельного, чисто умственного размышления у ребенка на этом этапе просто нет.
Только пройдя стадию эгоцентрической речи, мышление в ходе дальнейших преобразований и
интериоризации будет постепенно превращаться в умственный процесс, преобразовываясь во внутреннюю
речь.
Основной особенностью внутренней речи является ее сокращенный характер, как было выявлено в ходе
дальнейшего изучения этого явления.
Главными особенностями внутренней речи являются:
— фрагментарность;
— предикативность (опускаются подлежащее и связанные с ним слова, остаются предикаты);
|
|
— редуцирование фонетических моментов (фонетическая сторона речи сокращена, слова понимаются по намерению говорящего произнести их);
— преобладание смысла слова над его значением.
Смыслы слов, более динамичные широкие, чем их значения, обнаруживают иные законы объединения и слияния друг с другом, чем словесные значения. Этим и объясняется сложность воплощения мысли во внешней форме «звуковой речи», речи для других.
Итак, внешняя сторона речи (овладение языком как средством общения) развивается у ребенка от одного слова к сцеплению двух или трех слов, затем к простой фразе и сцеплению фраз, еще позже к связной речи, состоящей из развернутого ряда предложений.
Феномен же, который принято называть внутренней, смысловой, семантической речью, развивается в противоположном направлении. Ребенок начинает с целого предложения и только потом переходит к овладению отдельными смысловыми единицами, расчленяя свою слитную мысль на ряд словесных значений.
Практические приложения использования речи
Наряду с фундаментальными исследованиями речи существуют разработки ее практической стороны, т. е. прикладная психолингвистика. Она занимается проблемами, связанными с функционированием речи в практической жизни людей, изучает речевое общение в личностной сфере человека и его профессиональной деятельности. Область
прикладной психолингвистики достаточно широка. Это связано с тем, что речь вплетена во всю жизнедеятельность человека, включена в подавляющую часть его социальных и личностных контактов. Потребность в научных психологических знаниях наблюдается во многих практических ситуациях. Например, в профессиональной деятельности специалистов, работающих в области человеческих отношений, решается задача достижения человеком максимально высокого уровня использования речи, владения речевым искусством с целью оказания эффективного влияния на людей. К этой области относится практическая риторика. На другом полюсе находятся ситуации, связанные с задачей компенсации речевых дефектов разного происхождения, возникших в результате болезней, несчастных случаев, генетических отклонений. Эти дефекты или недоразвития могут иметь разную степень выраженности и глубины. Задача психологической помощи состоит в том, чтобы поднять речевую функцию до такого уровня, который позволяет субъекту приспособиться к нормальной социальной жизни.