1. Термин «идентификация», буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. Это, разумеется, не единственный способ, но в реальных ситуациях
Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 122
Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || slavaaa@yandex.ru 123 of 147
взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии
партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. Таким образом, идентификация
выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.
Существует много экспериментальных исследований процесса идентификации и выяснения его роли в
процессе общения. В частности, установлена тесная связь между идентификацией и другим близким но
содержанию явлением — эмпатией.
Описательно эмпатия также определяется как особый способ понимания другого человека. Только здесь
|
|
имеется в виду не рациональное осмысление проблем другого человека, а, скорее, стремление эмоционально
откликнуться на его проблемы. Эмпатия противостоит пониманию в строгом смысле этого слова. Эмпатия
есть аффективное «понимание, и эмоциональная ее природа проявляется как раз в том, что ситуация другого
человека, партнера но общению, не столько «продумывается», сколько «прочувствуется».
Механизм эмпатии в определенных чертах сходен с механизмом идентификации: и там, и здесь
присутствует умение поставить себя на место другого, взглянуть на вещи с его точки зрения. Однако
взглянуть на вещи с чьей-то точки зрения не обязательно означает отождествить себя с этим человеком.
Однако отождествлять себя с кем-то, это зна-
чит строить свое поведение так, как строит его этот «другой». Проявление же эмпатии означает, что человек принимает во внимание линию поведения другого человека (относится к ней сочувственно), но свою собственную может строить совсем по-иному.
Итак, и в том, и в другом случаях налицо будет «принятие в расчет» поведения другого человека, но результат наших совместных действий будет различным: одно дело — понять партнера по общению, встать на его позицию; другое дело — принять в расчет его точку зрения, даже сочувствуя ей, но действовать по-своему.
Однако субъекту общения важно не только понять другого человека, идентифицировать себя с ним, но и принять во внимание, как индивид, вступивший с ним в общение, будет воспринимать и понимать его самого. Тогда в действие вступает процесс рефлексии.