В области внутренней политики годы правления Александру чел Бун характеризуются окончательным оформлением государственных политических структур, которые, в общем, сохранялись на протяжении всего средневековья. Господарь обладал полными правомочиями как в государственных, так и в военных делах. Александру значительно возвысил роль боярского совета для обеспечения поддержки своей политики со стороны бояр. Большую часть феодальных институтов Александру создавал по примеру соответственных структур в Валахии. Это было обусловлено как общностью социально-экономических условий, так и непосредственным сотрудничеством господарей двух стран.
Особое внимание Александру чел Бун уделял экономическому развитию. Важным источником доходов государства были таможенные пошлины. Благоприятствовало и географическое положение Молдовы, через территорию которой проходили основные торговые пути, объединявшие Причерноморье с Центральной Европой. На территории Молдовы располагались несколько таможенных пунктов, где с заезжих купцов взимались значительные суммы денег. Это объясняет то постоянное внимание, которое уделял господарь Молдовы развитию торговли и сбору таможенных пошлин.
|
|
Роль церкви в политической консолидации государства
В деле укрепления власти Александру чел Бун большую роль сыграла его политика по отношению к церкви. Его предшественники вступили в острый конфликт с Константинопольским патриашеством. Александру же разрешил этот конфликт путем переговоров с патриаршеством. В 1401 г. Константинополь признал Иосифа метрополитом Молдовы.
Помимо Рэдэуцкого епископата, который существовал на севере страны еще с XIV в., Александру основал еще один в южной части, в городе Романе. Господарь основал также два крупных монастыря: Бистрица и Молдовица, - которым пожаловал крупные земельные владения. Для католического епископата Александру выстроил прекрасный каменный храм в г. Байя, а по грамоте 1401 г. им был признан епископат армян с резиденцией в Сучаве.
Во время правления Александру чел Бун был канонизирован и первый святой Молдавской православной церкви - Иоанн Новый, мощи которого были перенесены из Четатя Албэ в Сучаву. Иоанн был греческим купцом, принявшим около 1300 г. мученическую смерть в Четатя Албэ. Татары, которые владели тогда крепостью, пытались обратить его в свою веру, но не взирая на ужасные пытки, Иоанн не отрекся от христианства.