Что является результатом горизонтального разделения труда в организации?

а) разделение операций между двумя бухгалтерами;

б) разделение всего производственного процесса на производство и реализацию;

в) образование уровней управления;

г) образование звеньев управления.

17. Менеджмент как наука тесно связана с такими дисциплинами как:

а) экономика, маркетинг, психология, экономическая теория, культурология;

б) экономика, маркетинг, психология, история;

в) экономика предприятия, экономическая теория, маркетинг, психология, управление персоналом;

г) нет правильного ответа.

18. Для высшего менеджмента ключевыми навыками являются:

а) аналитические навыки;

б) коммуникативные навыки;

в) технические навыки;

г) административные навыки.

19. В японской модели менеджмента кружки качества – это:

а) курсы, позволяющие повысить профессиональные навыки сотрудников;

б) графический способ учета показателей предприятия;

в) группа рабочих, собирающихся регулярно во внерабочее время для решения производственных проблем, обмена опытом.

20. Система «пожизненного найма» при приеме на работу присутствовала:

а) в американской модели;

б) в японской модели менеджмента;

г) в западноевропейской модели менеджмента.

21. Продвижение по службе с учетом выслуги лет, оплата труда в зависимости от возраста и стажа работы в фирме, переподготовка и обучение внутри фирмы, эволюционный характер инноваций – это черты:

а) североамериканской;

б) японской;

в) национальной модели менеджмента;

г) западноевропейской.

22. Главная задача каждого руководителя высшего звена – не получение в ближайшее время высоких прибылей, чтобы добиться расположения акционеров, а обеспечение стабильного перспективного развития фирмы на много лет вперед – это то, что отличает:

а) североамериканскую модель;

б) японскую модель;

г) западноевропейскую модель управления предприятием.

23. К характеристикам японской модели относится:

а) индивидуальный характер принятия решений;

б) широкое участие работников в управлении;

в) формальные отношения с персоналом;

г) все вышеперечисленное.

24. Широкая социальная ответственность предприятия по отношению к своим работникам, это характеристика:

а) американской модели;

б) скандинавской модели;

в) японской модели;

г) российской модели.

25. Насколько применим зарубежный опыт менеджмента в России:

а)не применим;

б) применим с адаптацией научных знаний и практического опыта;

в) применим частично;

г) может быть применим после изучения и конкретного опыта.

Задание 10. Прочитайте и выберите правильные варианты ответа.

1. Что относится к основным ресурсам менеджера:

а) люди;

б) личные качества менеджера;

в) информация;

г) время;

д) возможности;

е) способности;

ж) техника;

з) этика.

2. Какие из перечисленных качеств будут сдерживать развитие личности менеджера:

а) упрямство;

б) категоричность;

в) способность влиять на людей;

г) неумение управлять собой.

Задание 11 Решите тест «Способны ли вы стать руководителем?»

Прочитав вопрос, на отдельном листе бумаги запишите его номер и рядом буквенное обозначение того варианта ответа, который соответствует вашим привычкам и характеру. Далее, пользуясь таблицей-ключом, подсчитайте сумму баллов, набранную вами в результате самооценки. В зависимости от полученного результата вы сможете ответить себе на вопрос, способны ли вы стать руководителем и насколько ярко эта способность выражена. Более-менее объективный результат (с учетом недостатков, присущих всем личностным опросникам) вы получите лишь в том случае, если на поставленные вопросы будете отвечать с предельной откровенностью.

(В данном тесте прослеживается предпочтение, отдаваемое его авторами стилю руководства, который может быть назван как групповой, демократический, основанный на экспертной власти. Это пример как субъективности такого рода материалов, так и наличия в основе каждого теста некой модели или набора схем поведения. Тем не менее, дидактическая, или воспитательно-познавательная, роль таких материалов несомненна).

Ответьте на предложенные вопросы. Как можно более объективно.

1. Представьте себе, что с завтрашнего дня вам предстоит руководить большой группой сотрудников, которые несколько старше вас по возрасту. Чего больше всего вы опасались бы в этом случае?

А.что можете оказаться менее осведомленным по сути дела, чем они?

Б. что вас будут игнорировать и оспаривать принимаемые вами решения?

В. что не удастся выполнить работу на том уровне, как вам бы хотелось?

2. Если вас в каком-либо деле постигнет крупная неудача, то вы:

А.постараетесь утешится, пренебрегая ею, считая случившееся несущественным («Подумаешь, бывает и хуже!») и направитесь развеяться, например, на концерт?

Б.начнете лихорадочно раздумывать: а нельзя ли свалить вину на кого-нибудь другого или, в крайнем случае, на объективные обстоятельства?

В.проанализируйте причины неудачи, оценивая, в чем был ваш собственный промах и как исправить дело?

Г.опустите руки от случившегося, испытаете отчаяние, впадете в депрессию?

3. Какое из нижеперечисленных сочетаний качеств и черт наиболее подходит вам:

А.скромный, общительный, снисходительный, впечатлительный, добродушный, медлительный, послушный.

Б.приветливый, настойчивый, энергичный, находчивый, требовательный, решительный.

В.работящий, уверенный в себе, сдержанный, старательный, исполнительный, логичный.

4. Считаете ли вы, что большинство людей:

А.любят работать хорошо и старательно.

Б.добросовестно относятся к работе только тогда, когда их труд оплачивается должным образом.

В.считают работу необходимостью, не более.

5. Руководитель должен быть ответственен за:

А.поддержание хорошего настроения в коллективе (тогда и с работой не будет хлопот).

Б.отличное и своевременное выполнение заданий (будут довольны и начальники и подчиненные).

6. Представьте себе, что вы являетесь руководителем какого-либо коллектива и должны в течение недели представить вышестоящему начальству план определенных работ. Как вы поступите:

А.составьте проект плана, доложите о нем начальству и попросите поправить, если что не так.

Б.выслушайте мнение подчиненных специалистов, после чего составите план, принимая только те из высказанных предложений, которые согласуются с вашей точкой зрения.

В.поручите составить проект плана подчиненным и не станете вносить в него никаких существенных поправок, послав для согласования в вышестоящую инстанцию своего заместителя или другого компетентного работника.

Г.проект плана разработаете совместно со специалистами, после чего доложите о плане руководству, обосновывая и отстаивая его положения.

7. На ваш взгляд, наилучших результатов достигает тот руководитель, который:

А.бдительно следит, чтобы все его подчиненные точно выполняли свои функции и задания.

Б.подключает подчиненных к решению общей задачи, руководствуясь принципом «доверяй, но проверяй».

В.заботится о работе, но за суматохой дел не забывает и о тех, кто ее выполняет.

8. Работая в каком-либо коллективе, считаете ли вы ответственность за свою собственную работу равнозначной вашей ответственности за итоги работы всего коллектива в целом?

А.да

Б.нет

9. Ваше мнение или поступок встречен критически другими. Как вы будете вести себя:

А.не поддадитесь мгновенной защитной реакции и не поспешите с выражениями, а сумеете трезво взвесить все «за» и «против».

Б.не спасуете, а постарайтесь доказать преимущества своего воззрения.

В.в силу вспыльчивого характера не сумеете скрыть свою досаду и, возможно, обидитесь и разгневаетесь.

Г.промолчите, но взгляда своего не измените и поступать будете по-прежнему.

10. Что лучше решает воспитательную задачу и приносит наибольший успех:

А.поощрение

Б.наказание

11. Хотели бы вы:

А.чтобы другие видели в вас хорошего друга.

Б.чтобы никто не усомнился в вашей честности и решимости оказать помощь в нужный момент.

В.вызвать у окружающих восхищение вашими качествами и достижениями.

12. Любите ли вы принимать самостоятельные решения?

А.да

Б.нет

13. Если вы должны принять важное решение или дать заключение по тому или иному ответственному вопросу, то вы:

А.стараетесь сделать это безотлагательно и, сделав, не возвращаетесь к этому делу.

Б.делаете это быстро, но потом долго терзаетесь сомнениями, а не лучше ли было сделать иначе.

В.стараетесь не делать никаких шагов как можно дольше.

По таблице определите набранное число очков.

Ключ для подсчета очков

№ вопроса А Б В Г
  0 2 4 -
  2 0 6 0
  0 3 2 -
  6 2 0 -
  3 5 - -
  3 0 1 6
  2 6 4 -
  6 0 - -
  2 6 4 -
  3 0 - -
  3 5 0 -
  3 0 - -
  6 3 0 -

Интерпретация результатов

Если вы набрали больше 40 очков. Значит, у вас много задатков стать хорошим руководителем с современным стилем управления. Вы верите в людей, в их знания и добрые качества, требовательны к себе к своим коллегам. Не станете терпеть в своем коллективе лодырей и не будете стараться завоевать дешевый авторитет. Для добросовестных подчиненных будете не только начальником, но и хорошим товарищем, который в трудных ситуациях сделает все возможное для оказания им помощи и поддержки словом и делом.

Если вы набрали от 10 до 40 очков. Могли бы руководить определенными объектами и работами, но нередко сталкивались бы с трудностями (и тем чаще, чем меньше очков вы набрали). Старались бы быть для своих подчиненных опекуном, но иногда могли бы выместить на них свое дурное настроение и гнев: оказывали бы им помощь и давали бы разного рода советы, невзирая на то, есть ли в них необходимость.

Если вы набрали менее 10 очков. Скажем откровенно, что у вас мало шансов достичь успехов в качестве руководителя. Разве только если у вас хватит силы воли пересмотреть многие взгляды и оказаться от укоренившихся привычек. Прежде всего, надо обрести веру в людей и в самого себя.

Контрольные вопросы

1.Что включает в себя понятие «менеджмент»?

2.Как Вы понимаете термин «менеджмент»?

3. Каковы различия в понятиях «управление» и «менеджмент»?

4. В чем различие между менеджером и предпринимателем?

5. В чем заключаются особенности менеджмента как науки?

6. Почему менеджмент часто определяют с помощью формулы:

Менеджмент = искусство + опыт + обучение?

Как Вы понимаете эту формулу?

7. Согласны ли Вы с утверждением, что менеджмент предназначен для сохранения целостности организации? Если да, то в чем это выражается?

8. Какие требования к профессиональной компетенции менеджера Вы считаете наиболее важными и почему?

9. Почему, наряду с высокой квалификацией, менеджер должен обладать особыми личностными качествами?

10. Какие качества, присущие современному эффективному менеджеру, Вы знаете?

11. Перечислите основные функциональные виды менеджмента.

12. Какие функции выполняет менеджер в организации?

13. Какие решения принимаются на каждом из трех уровней менеджмента?

14.В чем суть японского менеджмента?

15.В чем заключаются особенности планирования в японских фирмах?

16.В чем суть американского менеджмента?

17. Что общего между японской и американской моделями управления?

18. В чем заключаются особенности менеджмента в американских и западно-европейских фирмах?

19. Какие положительные и отрицательные стороны (не менее четырех) можно выделить в различных моделях менеджмента?

20. Какие черты американской и японской моделей менеджмента используются, на Ваш взгляд, в практике российского менеджмента?

21. Как Вы считаете, какая из моделей менеджмента в наибольшей степени подходит для использования в российских условиях? Почему?

22. В организации, с какой моделью Вы хотели бы работать? Приведите аргументы?

23. Кто из российских ученых внес вклад в становление менеджмента в России.

Тема 2. Развитие науки и практики управления

Содержание темы.

История управленческой мысли и возникновение научного менеджмента. Рационалистический подход. Ф. Тейлор, Лилиан и Френк Гилбрет. Классическая (административная) школа в управлении. Школа человеческих отношений в менеджменте. Поведенческие науки. Элтон Мэйо, Мери Паркер Фоллет, Дуглас Мак-Грегор, Питер Друкер, Ли Якокка и др. Количественный подход в теории управления. Подход к управлению как к процессу. Системный и ситуационный подходы (школа социальных систем). Вклад отечественных ученых И.М. Бурдянского, И.А. Витке, А.К. Гастева, О.А. Ерманского, П.М. Керженцева, А.А. Богданова, С.Г. Струмилина и других в становлении и развитии менеджмента.

Вопросы для самостоятельной подготовки к занятию

1. Школа научного управления как этап в развитии менеджмента.

2. Особенности классической (административной) школы.

3. Школа человеческих отношений и поведенческих наук. Хотторнские эксперименты.

4. Концепция количественных методов.

4. Современные подходы и концепции к менеджменту.

5. Роль российских ученых в разработке научных концепций менеджмента.

Задание 1. Сопоставьте школы и концепции с именами, поставьте в свободном столбце соответствующую цифру. Дополните предложенный список ученых, другими представителями указанных школ и концепций. Укажите время создания и процветания школ (Таблица 1).

Таблица 1 – Школы менеджмента и их представители

  Научная школа (1885-1920 гг.) Ф.У. Тейлор, Г. Эмерсон, Ф. и Л. Гилбрет
222. Административная школа (1920-1950 гг.) А.Файоль, Л.Х. Гьюлик, Л.Ф. Урвик, Р.С. Дейвис, А. Слоун
  Школа человеческих отношений (1930-1950 гг.) М.П. Фоллет, Э. Мэйо, Ч. Бернард
  Поведенческая (бихевиористическая) школа (с 1950 г. по настоящее время) Д. Мак-Грегор, Ф. Герцберг, Р. Лайкерт
  Количественный подход (1950 г. по настоящее время) Ч. Черчмен, И.Ансоф, П. Друкер, В.В. Леонтьев
  Процессный подход (1920-е гг.) А. Файоль, А.Гинсбург, М. Вебер
  Системный подход (1950-е гг.) Л. Берталанфи, Р.Акоф, А. Слоун
  Ситуационный подход (1960-1970-е гг.) П. Друкер, Д. Марч, Д. Томпсон

Задание 2. Заполните таблицу 2, определив по 10-балльной шкале, какая школа или концепция Вам максимально близка? Почему?

(10 баллов – очень близкая; 5 баллов – близкая, но вызывает сомнения; 2 балла – абсолютно не близка; 0 баллов –считаю, что применение её идей может быть вредным).

Таблица 2 – Оценка школ и концепций менеджмента

Школа или концепция Кол-во баллов Почему? В чём актуальность данной концепции на современном этапе развития общества?  
  Классическая школа      
  Школа человеческих отношений      
    Процессный подход      
  Системный подход      
  Ситуационный подход      
                 

Задание 3. Прочитайте и выберите правильный вариант ответа.

1. Школа научного управления получила развитие в …

а) Англии;

б) Японии;

в) России;

г) США;

д) Китае.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: