Техники контроля эмоционального состояния

Контроль эмоционального состояния клиента на протяжении всего интервью может быть достигнут, если использовать следующие приемы.

Отражение чувств - это обозначение переживаний клиента, о которых он прямо не говорит, но которые консультант может в нем предположить, исходя из его невербальных проявлений (поза, мимика, тон голоса), а также из особенностей его ситуации.

Отражая чувства клиента, консультант показывает ему, что понимает и принимает его состояние, а это улучшает качество контакта. Вербализация эмоционального состояния помогает клиенту осознать свое эмоциональное состояние, и, таким образом, побуждает его говорить о своих переживаниях в связи с проблемой, кроме того, разговор о чувствах может снизить уровень эмоционального напряжения.

Отражая чувства клиента, консультант концентрирует внимание на субъективных аспектах его признаний, стремясь помочь клиенту разобраться в своих чувствах и (или) испытать их полнее, интенсивнее, глубже.

Отражение чувств означает, что консультант является как бы зеркалом, в котором клиент может увидеть смысл и значение своих чувств. Эффективное отражение чувств помогает клиенту лучше разобраться в своих нередко противоречивых чувствах и тем самым облегчает разрешение внутренних конфликтов. При этом следует учитывать все эмоциональные реакции клиента - положительные, отрицательные и амбивалентные; направленные на самого себя, других людей и консультанта (Кочюнас Р., 1999).

Начать можно так: "Мне кажется, что Вы чувствуете..., это так?", "Вероятно, Вам сейчас...".

Уточнение чувств. Консультант предлагает клиенту описать свои чувства, определить и выразить их. Например: "Вы говорите, что переживаете, могли бы Вы подробно описать, что это значит для Вас".

Можно обратить внимание на интенсивность чувств: "Вы сейчас (очень, немного) расстроены, это так?" (Кочюнас Р., 1999).

Выявление эмоционального отношения клиента к собственным чувствам. Изучение отношения человека к собственным чувствам позволяет глубже понять его, и, иногда, раскрыть систему проекций, убеждений и правил клиента, обнаружить «блоки», мешающие проявлению собственного «Я». К таким «блокам» можно отнести эмоциональный груз прошлого, стереотипное восприятие, нереальные ожидания и др. Иногда в эмоциональном отношении к своим чувствам можно найти скрытый ресурс клиента (Кочюнас Р., 1999).

Например: «Что Вы чувствуете по отношению к себе, когда сердитесь на отца?», «Я вижу, Вас переполняет гордость, скажите, что для Вас означает это чувство?»

Сообщение о восприятии клиента. Консультант сообщает клиенту, как он воспринимает клиента в данной ситуации, какое впечатление он на него производит. Например: "Видимо, эта тема Вас очень волнует", "Похоже, что Вы сомневаетесь в том, что говорите".

Отражение собственных чувств. Консультант сообщает клиенту о своем состоянии в данный момент, например: "Мне приятно это слышать", "Меня беспокоит..." В процессе разговора с клиентом консультант может испытывать самые разнообразные эмоции - сочувствие, скуку, боль. Эти чувства неизбежно влияют на качество контакта с клиентом, поэтому их всегда важно осознавать. Однако делиться этими чувствами с клиентом полезно только в том случае, если это повышает эффективность взаимодействия. Сообщая о собственных чувствах, консультант может облегчить клиенту доступ к его собственным переживаниям, создать атмосферу доверия на сессии или помочь клиенту глубже понять природу его затруднений (Роджерс К., 1994).

При этом консультант дает понять клиенту, что, говоря о себе, он продолжает заботиться о клиенте, а не приглашает его, клиента, беспокоиться о нем, консультанте. Иначе у клиента может возникнуть чувство вины, за то, что он перекладывает на консультанта бремя собственных переживаний. Клиент должен быть уверен, что консультант сумеет побеспокоиться о себе и справиться со своими чувствами (Роджерс К., 1994).

Замечания о ходе беседы. Отражение актуальной ситуации взаимодействия позволяет направлять беседу в нужном направлении, например: "Пора поговорить о главном", "Я думаю, мы с вами нашли решение".

Присоединение чувства к содержанию. Это вербальный навык, объединяющий отражение чувств с перефразированным содержанием. Этот прием помогает прояснить чувства клиента и связать их с вызвавшими их событиями, за счет чего уменьшить ощущение хаоса и беспокойства (Нельсон-Джоунс Р., 2000). Кроме того, такой прием может прояснить направления дальнейшей работы. Например: «Уклонение мужа от процесса воспитания детей глубоко задевает Вас, это так?», «В вашем голосе я услышала горечь оттого, что Вам, несмотря на все усилия, не удается наладить отношения в семье».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: