Ребенок, пережив чрезвычайную ситуацию, став свидетелем нанесения увечий другим людям, испытывает такие же сильные чувства, что и взрослый (страх повторения события, разрушение иллюзии справедливости мира, беспомощность). У некоторых детей такие переживания могут возникнуть сразу же после события, у других - спустя некоторое время (Тарабрина Н.В., 2002). Пережившие испуг или травмированные дети выражают свои связанные с пережитым чувства через поведение. Такой ответ на травму связан с тем, что детям недостает социальной, физиологической и психологической зрелости для достаточного понимания происшедшего с ними. Взрослые должны рассматривать поведенческие изменения как детский способ сказать о пережитом ужасе.
Последствие чрезвычайной ситуации для ребенком может оказаться психологически слишком трудным, непереносимым для него, что может выразиться в молчании и оцепенении (Тарабрина Н.В., 2002). Большинство детей смущены внезапным разрушением привычных жизненных стереотипов и заведенного порядка жизни. Это тяжелое время, как для них, так и для родителей. У ребенка может зафиксироваться в памяти картина события. Он будет снова и снова представлять самые страшные моменты происшедшего (например, изуродованных, раненых людей). Ребенок теряет веру в то, что взрослые могут справиться с ситуацией. Ребенок, переживший психотравмирующее событие, не видит жизненной перспективы (не знает, что будет с ним через день, месяц, год; теряет, интерес к ранее привлекательным для него занятиям). Для ребенка пережитое событие может стать причиной остановки личностного развития. Каждый ребенок может реагировать различным образом, даже если это дети из одной семьи. Прислушиваясь к тому, что происходит, родители должны найти пути помочь ребенку справиться со своими чувствами, возникшими вследствие катастрофы. Необходимо помнить, что для ребенка совершенно нормально быть расстроенным и проявлять чувства, касающиеся того, что с ним случилось. После травмы очень важно, чтобы родители уделяли ребенку как можно больше времени и делали как можно больше для его успокоения. Обычно для детей и для взрослых лучше всего как можно скорее вернуться к обычной повседневной жизни. Но если ребенок очень испуган или ведет себя необычно, не надо ему выговаривать или наказывать (Колодзин Б., 1992).
После катастрофы некоторые дети могут:
· огорчаться при отсутствии любимых игрушек, кукол, плюшевых мишек и т.п.
· могут злиться, ударять, бросать, пинаться ногами и другими способами проявлять свой гнев. Обычно этот гнев выражает детский страх и беспомощность. Вспышки раздражительности и упрямства, неуправляемое поведение (как и перепады настроения) обычно присущи пережившим травму детям.
· стать более активными и беспокойными
· бояться, что катастрофа повторится. Они могут спрашивать многократно: «Когда это случится вновь?»
· беспокоиться, как они смогут выжить, что может случиться с ними
· бояться оставаться в одиночестве, могут просить родителей спать с ними вместе, у них могут быть страшные сны. Возможны ночные кошмары с участием не связанных с пережитым вещей.
· иметь симптомы заболеваний, тошноту, рвоту, головные боли, отсутствие аппетита, температуру
· быть тихим и молчаливым, не желать говорить о том, что произошло;
· легко огорчаться и плакать
· чувствовать вину, что он был причиной события из-за предшествующего поведения
· чувствовать себя отвергнутым родителями, которые очень заняты и пытаются наладить свою жизнь
· отказываться ходить в школу или в детский сад. Ребенок может не желать быть где-то без вас
· пугаться громких голосов, дождя, грозы
· не проявлять никаких внешних признаков того, что они расстроены.
· травмированным детям присущи изменения привычек питания. Они могут отказываться от еды.
· некоторые дети воспринимают случившееся как следствие своих проступков и думают, что этого можно было избежать, если бы они были хорошими. Испытывающие чувство вины дети нуждаются в успокоении взрослыми (Тарабрина Н.В., 2002).