Библиотерапия

Чаще всего под библиотерапией понимают лечебное воздействие на психику больного человека при помощи чтения книг. Термин появился в 20-х годах в США. В ос­нове этого вида арттерапии лежит использование специально подо­бранного для чтения литературного материала как терапевтическо­го средства с целью решения личностных проблем через идентифи­кацию с образом художественного произведения при помощи на­правленного чтения (Медведева Е.А., Левченко И.Ю., Комисарова Л.Н., Добровольская Т.А., 2001).

Художественным материалом для чтения могут быть произведе­ния различных литературных жанров: проза (рассказы, повести, ро­маны, сказки т.д.), поэзия (стихи, поэмы). Библиотерапевтический эффект, по А.М.Миллеру (2004), мо­жет быть достигнут, если учитываются следующие принципы:

· адекватность содержания книги характеру проблемы, заболе­вания, целям психокоррекционного воздействия;

· доступность содержания и изложения произведения для читателя, пациента;

· максимальное сходство описанной в книге проблемы, ситуа­ции, с травмирующей ситуацией, в которой находится больной;

· позитивное завершение сюжета, показывающее выход из слож­ной для читателя ситуации, обозначающее путь решения личност­ной проблемы, возникшего конфликта и обеспечивающее позитив­ную поддержку, укрепления веры пациента в себя.

Библиотерапия может применяться как в индивидуальной, так и групповой формах (групповое чтение).

Современная библиотерапия может использоваться не на чтении литературных источников, а на самостоятельном сочинении. При этом возможны как совершенно свободное выражение, так и заданные темы. В своем произведении автор опосредованно излагает свои переживания, личностную проблему. Этот метод позволяет не только отреагировать эмоции, но и увидеть различные пути решения собственных проблем.

Возможно множество вариантов использования творческого сочинения. Например (Колошина Т.Ю., 2006):

1. Письма (Другу, Врагу, Терапевту, Болезни и т.п.).

2. Стихосложение (использование размера без рифм, синквейн, рондо, лимерик, баллады, частушки, японские хокку и пр.).

3. Написание любого жанра литературного произведения по четким законам (сага, драматургическое произведение, новелла, детектив и т.п.).

4. Рассказ на заданную (выбранную) тему.

5. Автобиография в виде литературного произведения.

6. Автобиография вымышленного персонажа.

7. Чтение литературных произведений.

8. "Переписка субличностей".

9. Сочинение "Архетипических легенд" (см. "амплуа").

10. Сочинение сказки (индивидуальное и групповое).

11. Сочинение "по кругу".

12. Драматургия.

В последние годы появилась са­мостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии - сказкотерапия, в основе которой также лежит психокоррекция средства­ми литературного произведения - сказки (Соколов Д.Ю., 1997, Петрова Е.Ю., 1998 и др.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: