Функции профессионального общения социального работника

Устная речь и паралингвистическая система (жесты, мимика, знаки различного рода, символы и т.д.) являются средством общения, служащим взаимопониманию между людьми. Взаимопонимание возникает на основе восприятия различных сторон и функций человеческой речи, а их несколько: сообщающая или коммуникативная, экспрессивная, побудительная или когнитивная.

Известно, что профессиональное общение, как и любое другое, имеет три стороны:

1) коммуникативную (обмен информацией);

2) перцептивную (восприятие друг друга в процессе общения);

3) интерактивную (совместная деятельность или обмен действиями в процессе общения).

Следовательно можно выделить и основные функции общения:

-информативная (что говорят)

- коммуникативная (как говорят)

- интерактивная

- перцептивная

-нравственно-этическая

К функциям профессионального общения социального работника можно отнести функцию социальной защиты, катализатора, корригирующую, адаптирующую, целедостигающую, интегративную,

Функции общения в определенной мере предопределяют и принципы деятельности социального работника, а, учитывая, что сердцевиной, основой ее является сам процесс общения, то эти принципы носят интегративный характер. К их числу следует относить, прежде всего, группу принципов нравственно-этического характера, включающего широкую гамму таких общечеловеческих ценностей, как добро, истину, способность к состраданию и т.д.

Если исходить из обобщенной системы принципиальных положений о содержании деятельности социального работника, то оказывается возможным и определение круга основных принципов, и задач применительно к проблеме общения, возлагаемых на работников социальной сферы и, прежде всего той их группы, которая работает непосредственно с людьми.

Это, прежде всего:

- оказывать помощь индивидам и группам, осознавать и устранять затруднения личного, социального, экологического и духовного характера, неблагоприятно влияющих на них;

- помогать людям справляться с этими затруднениями путем поддерживающего, реабилитирующего, защитного или корректирующего воздействия;

- защищать беспомощных в соответствии с законом, прибегая к использованию власти;

- способствовать более широкому использованию каждым клиента собственных возможностей для социальной самозащиты;

- использовать все средства и источники для социальной защиты нуждающихся в этом людей и др.

Рассматриваемый круг задач со всей определенностью показывает, что они включают в себя широчайший диапазон тех навыков и умений, которые потребуются социальным работникам для их выполнения посредством общения.

Если рассмотреть в контексте с задачами социальной работы, круг основных обязанностей, которые должен выполнять социальный работник как профессионал, как человек, постоянно общающийся с людьми, то в основном это выглядит следующим образом:

- создавать и поддерживать рабочую обстановку и атмосферу;

- выявлять и преодолевать негативные чувства, которые влияют на людей и на него самого;

- выявлять и учитывать в работе различия личностного, национального, социального и культурно-исторического характера;

- опознавать и преодолевать в отношениях с людьми агрессию и враждебность, минимизировать их с учетом риска для себя и для других;

- содействовать предоставлению физической заботы нуждающимся и престарелым;

- наблюдать, понимать и интерпретировать поведение и отношения между людьми;

- общаться вербально, не вербально и письменно;

- организовывать и брать интервью в различных обстоятельствах; - вести переговоры, выступать по радио, действовать, сообщая; - выступать в качестве адвоката, учителя, консультанта, менеджера по информации и т.д.

Рассматриваемые принципы, задачи социальной работы, функции и обязанности социального работника не исчерпывают всей его деятельности, но они со всей определенностью позволяют проследить и выявить главную, стержневую идею, как бы объединяющую все остальные слагаемые трудной и крайне необходимой ныне профессии социального работника, а именно умение, желание идти к людям, находить формы общения с ними, чтобы помочь им. То есть функции общения многоплановы: информативная, воспитательная, нравственно-этическая, психолого-педагогическая и т.д.

И можно сделать вывод, что социальное общение - интегрированное свойство всех видов, форм и методов социальной работы, обеспечивающее непосредственное взаимодействие социального работника с "клиентом" с группами людей.

А практическая сущность общения заключается в умении налаживать, устанавливать контакты, завоевать доверие, находить наиболее приемлемые формы взаимодействия с людьми, оптимальные пути позитивного влияния на подопечных на основе широкой общетеоретической, социально-философской и практической подготовки социального работника. И, в частности, овладения им искусством общения, которое лишь в этом случае способно реализовывать свои многогранные потенциальные возможности в таких наиважнейших аспектах, как:

· совершенствование самой личности;

· позитивное оптимальное влияние на других лиц;

· создание нравственно-психологической атмосферы в коллективе, в группах и т.д.;

· влияние на стабилизацию в обществе, снятие социальной напряженности.

В индийской духовно-философской концепции есть такое выражение (термин) "дханьявад" - мы с вами обогатились обще­нием друг с другом, т.е. общение должно быть как награда. Но это возможно при условии высокой культуры социального работника. Если брать этический аспект и делового и других видов общения социального работника, то он определяется "кодексом этики", признание которого и следование ему являются обязательными. В числе его положений:

· быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиента;

· делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;

· уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;

· в отношениях с коллегами быть доброжелательным, уважительным;

· в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;

· служить своей профессией на благо окружающих. Но, естественно, что этим перечнем не исчерпывается содержание этики общения, а лишь акцентируется внимание на главных положениях.

Учитывая сложность и специфичность социальной работы, ее недостаточную теоретическую разработанность, социальную работу, на ваш взгляд, следует рассматривать как многогранную профессиональную и общественную деятельность, направленную на оказание помощи людям в реализации их творческих, нравственных, интеллектуальных возможностей и способностей.

Социальное общение - это живая, эмоционально-нравственная основа социальной работы, всех ее видов.

Но самые точные определения и понятия только тогда представляют значимость и имеют ценность, если они отражают в первом случае реальную деятельность социальных работников, во втором случае - если социальные работники овладевают необходимыми знаниями, умениями, навыками работы с людьми, влияния на них, нахождения оптимальных форм общения, взаимопонимания.

Вопросы для самоконтроля

Какие формы общения вы знаете, какая из них наиболее применима в социальной работе и почему?

Какие нравственно-этические нормы должны входить в "кодекс этики" социального работника?

В чем заключается сущность социального общения?

Каковы потребности в общении?

Какие функции социального общения, на ваш взгляд, особенно важны?

Почему исследование общения и овладение искусством общения столь актуально в наше время?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: