Ключ к методике

Утвердительные ответы «да» на вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42; 43, 44 оцениваются по одному баллу и свидетель­ствуют о развитости субъективного контроля. То же относится к отрицательным ответам «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40,,41. За эти ответы клиент также получает по одному баллу.

Максимальное число баллов, которые клиент может полу­чить по данному тесту, равняется 44.

Результаты

33-44 балла — высокий уровень субъективного контроля, предполагает наличие способности брать на себя ответствен­ность за то, что происходит с ними и с зависящими от них, людьми.

12-62 балла — средний уровень. Получившие данное количество баллов, столь же часто берут на себя ответствен­ность, сколько и возлагают ее на других, тем самым снимая с себя ответственность за происходящее.

11 баллов и ниже — низкий уровень. В большинстве случа­ев снимают с себя ответственность, возлагая ее на других людей.

Уровень УСК можно выявить иным, более изящным, од­нако не столь валидным методом. Для этого необходимо задать клиенту вопрос: «Каким образом вы оказались в этой си­туации?» Несмотря на большое разнообразие ответов их можно разделить на две группы. Одни будут, по сути примерно сле­дующего типа: «Я оказался в этой ситуации, потому что мой прадедушка был алкоголиком, а моя троюродная бабушка не умела читать» (низкий уровень УСК), другие: «Я нахожусь здесь;, потому что я этого хотел» (высокий уровень УСК).

Задание

Возьмите шесть человек. Трем из них сначала задайте вопросы, а затем проведите тестирование, со «торой тройкой поступите наоборот. Какие результаты вы получили? Влия­ют ли предварительные вопросы на результаты тестирова­ния?

Все вышеприведенные методики просты в обработке и информативны. Они могут применяться специалистом в про­цессе консультирования как самостоятельно, так и в сочета­нии с проективными методиками: «Несуществующее живот­ное», «Автопортрет», «Дом — Дерево — Человек».

Анализ данных, полученных при помощи методик должен проводиться в сопоставлении с другими характеристиками. Психологический диагноз может быть установлен только с учетом всей совокупности данных, знании их взаимосвязей и понимании закономерностей.

Литература

1. БожовичЛ.И. Психология формирования личности. — М., 1995.

2. Колесникова Г.И.. Категория «гармония» в социокультурном аспекте. Монография. — Томск, 2002.

3. Немов P.С Психология. Кн.З: Психодиагностика. — М., 1998.

4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной пси­хологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.М. Маничева. — СПб., 2000.

5. Практическая психология в тестах / Сост. Р. Римская, С. Рим­ский. — М., 1998.

6. Шевандрин H.И. Психодиагностика, коррекция и развитие лич­ности. — М., 1998.

Контрольные вопросы

1. Психодиагностика в рамках психологического консультирования: определение, специфика.

2. Ситуации применения тестирования в консультативной практике.

3. Критерии подбора тестового материала.

4. Значение тестирования в процессе консультирования.

Мудр не тот, кто думает, что знает все,

а тот, кто понимает, что знает мало.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: