Утвердительные ответы «да» на вопросы: 2, 4, 11, 12, 13, 15, 16, 17, 19, 20, 22, 25, 27, 29, 31, 32, 34, 36, 37, 39, 42; 43, 44 оцениваются по одному баллу и свидетельствуют о развитости субъективного контроля. То же относится к отрицательным ответам «нет» на вопросы: 1, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 14, 18, 21, 23, 24, 26, 28, 30, 33, 35, 38, 40,,41. За эти ответы клиент также получает по одному баллу.
Максимальное число баллов, которые клиент может получить по данному тесту, равняется 44.
Результаты
33-44 балла — высокий уровень субъективного контроля, предполагает наличие способности брать на себя ответственность за то, что происходит с ними и с зависящими от них, людьми.
12-62 балла — средний уровень. Получившие данное количество баллов, столь же часто берут на себя ответственность, сколько и возлагают ее на других, тем самым снимая с себя ответственность за происходящее.
11 баллов и ниже — низкий уровень. В большинстве случаев снимают с себя ответственность, возлагая ее на других людей.
Уровень УСК можно выявить иным, более изящным, однако не столь валидным методом. Для этого необходимо задать клиенту вопрос: «Каким образом вы оказались в этой ситуации?» Несмотря на большое разнообразие ответов их можно разделить на две группы. Одни будут, по сути примерно следующего типа: «Я оказался в этой ситуации, потому что мой прадедушка был алкоголиком, а моя троюродная бабушка не умела читать» (низкий уровень УСК), другие: «Я нахожусь здесь;, потому что я этого хотел» (высокий уровень УСК).
|
|
Задание
Возьмите шесть человек. Трем из них сначала задайте вопросы, а затем проведите тестирование, со «торой тройкой поступите наоборот. Какие результаты вы получили? Влияют ли предварительные вопросы на результаты тестирования?
Все вышеприведенные методики просты в обработке и информативны. Они могут применяться специалистом в процессе консультирования как самостоятельно, так и в сочетании с проективными методиками: «Несуществующее животное», «Автопортрет», «Дом — Дерево — Человек».
Анализ данных, полученных при помощи методик должен проводиться в сопоставлении с другими характеристиками. Психологический диагноз может быть установлен только с учетом всей совокупности данных, знании их взаимосвязей и понимании закономерностей.
Литература
1. БожовичЛ.И. Психология формирования личности. — М., 1995.
2. Колесникова Г.И.. Категория «гармония» в социокультурном аспекте. Монография. — Томск, 2002.
3. Немов P.С Психология. Кн.З: Психодиагностика. — М., 1998.
4. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии: Учеб. пособие/ В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. // Под общей ред. А.А. Крылова, С.М. Маничева. — СПб., 2000.
|
|
5. Практическая психология в тестах / Сост. Р. Римская, С. Римский. — М., 1998.
6. Шевандрин H.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М., 1998.
Контрольные вопросы
1. Психодиагностика в рамках психологического консультирования: определение, специфика.
2. Ситуации применения тестирования в консультативной практике.
3. Критерии подбора тестового материала.
4. Значение тестирования в процессе консультирования.
Мудр не тот, кто думает, что знает все,
а тот, кто понимает, что знает мало.