Функция меры стоимости

В функции меры стоимости деньги измеряют ценность или стоимость других товаров. Данная функция денег состоит в том, что они позволяют выразить стоимость товаров (услуг) в терминах, известных каждому участнику товарообмена — в национальных денежных единицах (схема 3.7).

   
 


Величина стоимости конкретного товара — вопрос, относящийся в большей мере к теории цены, нежели в теории денег. Мы рассмотрим его в следующей теме. В связи с функцией меры стоимости нас интересует несколько иной аспект проблемы: не сколько и почему стоит данный товар, а как цены получают свое денежное выражение?

Наиболее распространенный в современной науке ответ на этот вопрос основывается на положении, что рыночная стоимость присуща товарам и складывается под воздействием спроса и предложения. Деньги же выступают как некоторый общий знаменатель (так называемые счетные деньги), с помощью которого удобно сопоставлять цены товаров между собой. То есть, скажем, один рубль — это некая условная единица стоимости, которая в 6 раза ниже стоимости батона хлеба (именно поэтому цена последнего — 6 рублей) и в 21 раз меньше стоимости бутылки подсолнечного масла (стоящей 21 рубль).

Подлинными стоимостями обладают лишь товары, а деньги просто удобный инструмент, позволяющий сравнивать их (в нашем примере, в частности, показывающий, что масло в 3,5 раза дороже хлеба).

Функция меры стоимости, как и всякое измерение, требует количественной определенности, а, следовательно, и выбора единиц измерения. Поэтому с функцией меры стоимости связано свойство денег служить масштабом цен. Так, и цена хлеба, и цена масла могут быть выражены в разных единицах, более “дорогих” или более “дешевых” деньгах, то есть в разном масштабе. Соотношение между ценами от изменения масштаба не изменится.

Масштаб цен — это своего рода технический элемент, который формируется в различных национальных экономиках по-разному. Где-то он установлен очень мелким (как, например, в современной Италии, где даже дешевые товары стоят тысячи лир), где-то — крупным (примером может служить доллар США). Кроме того, масштаб цен не является раз и навсегда заданной величиной. Его постепенное изменение может происходить в ходе инфляции, если она идет относительно равномерно во всех секторах экономики. Покупательная способность денег (так сказать, единица измерения всех товарных цен) в этих условиях падает, а сами цены, соответственно, растут без изменения пропорций между собой.

Наиболее ярким примером мгновенного изменения масштаба цен является деноминация — государственное мероприятие по изъятию из обращения одних денежных единиц и введения других, имеющих иную покупательную способность. Цены товаров и услуг в случае деноминации пересчитываются пропорционально изменению покупательной способности денег. Так, на рубеже 1997—1998 г.г. деноминация рубля была проведена в России. В обращение были выпущены деньги нового образца, причем была установлена пропорция: 1 новый рубль = 1000 старых рублей. Соответственно были пересчитаны все цены.

Для того чтобы деньги в функции меры стоимости служили верными ориентирами для хозяйственной деятельности, должны выполняться определенные условия (схема 3.8).

 
 


Действительно, если величина цены определяется не законами рынка, а искусственно устанавливается и поддерживается на определенном уровне, она перестает служить основой рациональных экономических решений.

Так, в социалистическую эпоху структура цен в СССР была сильно деформирована. Происходило это отчасти стихийно, поскольку не существовало свободного рыночного ценообразования, конкуренции и т.п. В их отсутствие плановым органам, утверждавшим в ту пору все цены, было сложно определить их верные размеры. Отчасти же цены сознательно завышались или занижались для достижения определенных целей. Например, цены на хлеб, медикаменты, общественный транспорт, детские товары по социальным соображениям поддерживались на низком уровне.

2 января 1992 г. система государственного установления цен была отменена. Свободное назначение цен производителями (так называемая либерализация цен) первоначально было распространено на 80% оптовых и 90% розничных цен, а к концу года охватило почти всю производимую в стране продукцию. Помимо общего повышения уровня цен (в течение 1992 года — в 24 раза) либерализация вызвала изменение их структуры, в результате чего они стали лучше соответствовать реальным затратам.

Сильнее всего повышались цены на ранее субсидировавшиеся товары и услуги (кроме упомянутых уже социально важных продуктов, сильно заниженными в СССР были цены на продукцию военно-промышленного комплекса, а также на многие виды сырья и энергоносителей). По-другому эту же мысль можно выразить так: в условиях либерализации цен деньги стали лучше справляться с функцией меры стоимости.

Второе условие выполнения деньгами функции меры стоимости состоит в необходимости их устойчивости. Если денежная система страны подорвана инфляцией, и/или если происходят резкие изменения валютного курса национальной денежной единицы, то измерение стоимости товаров в таких деньгах становится затруднительным.

В современной России, к сожалению, наблюдаются оба явления. Не случайно, поэтому сохраняется долларизация экономики — ряд функций денег в этих условиях выполняет не рубль, а иностранная денежная единица — доллар. В функции меры стоимости долларизация проявляет себя установлением долларовых, а не рублевых цен на многие товары.

Установление цен в долларах — даже, если оплата ведется в рублях по текущему курсу — крайне отрицательно сказывается на субъектах экономики. Получая свои доходы в рублях, они при всех видах платежей, установленных (номинированных) в долларах, подвергаются валютному риску. Прибыльность или убыточность их операций попадает в зависимость от находящихся вне контроля данного предприятия событий. Это, в частности, с трагической остротой продемонстрировала девальвация 1998 года, разорившая множество фирм, чьи долги были выражены в долларах.

В тоже время не следует забывать, что источником бед является не доллар как таковой, а неустойчивость рубля. Поэтому решить проблему с помощью государственного запрета долларовых цен нельзя. Зримым подтверждением этого факта является широко распространенная в нашей стране практика установления цен в “у.е.” — условных единицах, которые в действительности оказываются псевдонимом того же доллара. (Весной 2003 г. многие коммерческие предприятия стали устанавливать цены в евро).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: