Межотраслевое управление может осуществляться государством только в рамках выбранной им стратегии социально-экономического развития.
Намечая долгосрочные цели и ориентиры социально-экономической стратегии, государство определяет систему общенациональных приоритетов и целей и на основании этого осуществляет координацию экономических процессов.
В рамках этой общей координации государство разрабатывает: научно-техническую, инвестиционную, промышленную политику и регулирует межотраслевые пропорции.
Государство не только разрабатывает такую стратегию, но и выступает активным субъектом ее реализации.
Такое участие государства осуществляется в настоящее время посредством либо административных, либо экономических методов.
Межотраслевое государственное управление посредством административных методов не требует расходования государственных средств и не предусматривает создание дополнительных материальных стимулов.
Оно базируется на силе государственной власти и включает меры:
|
|
- запрета;
- разрешения или
- принуждения.
Административные методы предусматривают создание правовой базы, экономического законодательства, регулирующего взаимоотношения субъектов экономических отношений. Любой экономический субъект обязан соблюдать правила экономического поведения, установленные государством. Вместе с тем государство не только определяет правила поведения хозяйствующих субъектов, но и следит за тем, чтобы эти нормы неукоснительно соблюдались. С этой целью государство создает соответствующие институты, обеспечивающие и контролирующие выполнение правовых норм.
Экономические методы, в отличие от административных, в процессе осуществления государственного управления связаны с использованием средств государства (государственных финансов),
Эти методы подразделяются на методы прямого и косвенного государственного регулирования.
К методам прямого воздействия на экономику относится деятельность государства в рамках государственного сектора, где оно выступает непосредственным субъектом экономических отношений.
Прямое государственное управление осуществляется средствами бюджетной политики.
За счет средств государственного бюджета государство не только финансирует отдельные отрасли хозяйства, но и поддерживает депрессивные отрасли и предприятия, которым угрожает банкротство, а также отрасли, обеспечивающие технологические прорывы и конкурентные преимущества в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
Косвенные методы государственного межотраслевого управления, наряду с прямыми, в последнее время приобретают все большее значение.
|
|
К ним относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной и внешнеэкономической политики.
С помощью этих методов государство воздействует на поведение хозяйствующих субъектов, их интересы и стимулы и, в конечном счете, на складывающиеся межотраслевые пропорции.
Поэтому действие косвенных регуляторов, в отличие от прямых, носит автоматический, безадресный характер.
В условиях переходной экономики особенно велика роль государства в разработке и обосновании стратегии социально-экономического развития страны на дальнюю перспективу.
Именно в рамках этой стратегии государство должно вырабатывать конкретные способы и методы межотраслевого государственного управления, направленные на преодоление экономического спада, стимулирование экономического роста и защиту российских товаропроизводителей.
При этом имеют место особенности государственного межотраслевого управления:
- в области финансов, кредита и страхования;
- в области налогообложения и таможенного регулирования;
- в области антимонопольного регулирования;
- в области управления государственным имуществом;
- в области регулирования внешнеэкономической деятельности;
- в области охраны окружающей среды;
- в области регулирования малого бизнеса.