Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта

Нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта (ст. 263 УК). Непосредственным объектом данного преступления является безопасность движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта.

Безопасность функционирования транспорта (безаварийность движения или эксплуатации) включает в себя его комплексную характеристику, определяющую способность выполнять перевозки пассажиров и груза без угрозы для жизни или здоровья людей, уничтожения или повреждения имущества.

Предметом преступления выступают указанные в законе виды транспорта.

· Под железнодорожным транспортом следует понимать рельсовый транспорт, находящийся в ведении Министерства путей сообщения РФ, а также подъездные пути промышленных и других предприятий, узкоколейные железные дороги специального назначения, метрополитен.

· Воздушный транспорт — это вся гражданская авиация и средства гражданского воздухоплавания: самолеты, вертолеты, планеры, дирижабли, аэростаты и т. п. Ведомственная принадлежность воздушного судна значения не имеет.

· К морскому и речному транспорту относятся все самоходные суда, независимо от их принадлежности, подлежащие регистрации в бассейновых судовых инспекциях или морских торговых портах. Несамоходные транспортные средства, относимые ведомственными нормативными актами к водному транспорту, не могут выступать предметом рассматриваемого преступления.

До сих пор законодатель пользовался обобщающим понятием "водный транспорт", что вполне отвечало потребностям практики, не вызывало каких-либо сложностей в его определении. В УК РФ 1996 г. в заголовке ст. 263 также использован данный термин, однако в ее тексте речь уже идет о морском и речном транспорте.

Военные летательные аппараты и военные корабли не относятся к предмету преступления, предусмотренного комментируемой нормой. Нарушение правил безопасности движения или нарушение правил эксплуатации этих транспортных средств образуют соответственно преступления, предусмотренные ст. 351 УК или ст. 352 УК. Безопасность функционирования автомобилей, трамваев либо других механических транспортных средств охраняется ст. 264 УК.

Объективная сторона преступления включает:

а) нарушение правил безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного, морского или речного транспорта;

б) причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба;

в) причинную связь между деянием и наступлением последствий.

Диспозиция рассматриваемой нормы бланкетная. В ней говорится о нарушении специальных правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Сами же эти правила содержатся в нормативных актах, регламентирующих работу указанных в законе видов транспорта. Все ведомственные акты можно разделить на четыре группы:

1) регулирующие безопасность движения;

2) регулирующие безопасность эксплуатации;

3) регулирующие безопасность движения и эксплуатации;

4) регламентирующие допуск лиц к работе.

К нормативным актам, нарушение которых образует состав рассматриваемого преступления, относятся не только нормы, которые прямо именуются правилами (инструкциями) безопасности движения и эксплуатации транспорта.

Правила безопасности движения и эксплуатации транспорта в ведомственных нормативных актах сформулированы по-разному. Одни представляют собой категорические предписания, другие — категорические запреты. Их нарушение может повлечь уголовную ответственность по рассматриваемой статье. В некоторых нормативных актах наряду с предписаниями и запретами встречаются рекомендации. Они не являются обязательными, их нельзя считать правилами в общепринятом смысле, поэтому невыполнение этих рекомендаций не может образовать состав данного преступления.

Среди правил безопасности движения или эксплуатации транспорта одни имеют более общий характер, другие — более конкретный. Органы предварительного расследования и суды должны ссылаться на те и другие правила.

Деяние может образовать состав преступления только в том случае, если оно будет выражено в нарушении правил, установленных правовыми нормами.

По каждому делу должно быть точно установлено:

а) какое правило нарушено и в чем конкретно выразилось нарушение;

б) лежала ли на работнике транспорта обязанность выполнять эти правила.

Под нарушением правила, о котором говорится в данной статье, следует понимать виновное совершение действий, противоречащих правовой регламентации безопасности движения или эксплуатации железных дорог, авиации и водного транспорта, либо невыполнение или ненадлежащее выполнение правил безопасности их функционирования.

Нарушения правил безопасности движения и эксплуатации могут выражаться:

· на железнодорожном транспорте — в отсутствии наблюдения за тем, свободен ли путь; самовольном занятии перегона; неподаче сигнала, превышении скорости и т. д.;

· на воздушном транспорте — в невыполнении схемы полетов; игнорировании требований, предъявляемых к полету и работе экипажа; несоблюдении техники пилотирования — правил управления воздушным движением, правил безопасности эксплуатации аэродромов и т. п.;

· на водном транспорте — в неудовлетворительном наблюдении и связанном с ним позднем обнаружении судна или иного препятствия; чрезмерной скорости и обгоне в неподходящих условиях; необоснованных предположениях судоводителя и ошибочной оценке ситуации; опоздании в принятии мер по уклонению от опасного сближения и др.

Указанные в законе нарушения могут выражаться как в форме действия, так и бездействия. За бездействие лицо отвечает только в том случае, когда на нем лежала обязанность совершить определенные действия.

Наряду с нарушением правил безопасности движения в законе говорится и о нарушении правил эксплуатации транспорта. Последнее включает в себя как нарушение правил безопасности эксплуатации самого транспортного средства, так и нарушение правил эксплуатации тех систем и агрегатов, которые обеспечивают безаварийное функционирование железнодорожного, воздушного и водного транспорта. Эксплуатация транспорта — это более широкое понятие, чем его движение. Если процесс движения неотделим от эксплуатации, то эксплуатация может происходить как в сфере движения, так и вне ее (например, в период стоянки судна на рейде, в порту, в период предполетной подготовки воздушного судна и т. д.).

В законе указаны два вида последствий: физический вред и материальный ущерб. Содержание тяжкого и средней тяжести вреда здоровью человека раскрывается соответственно в ст. 111 и ст. 112 УК. Крупный ущерб как последствие рассматриваемого преступления — понятие оценочное. К нему необходимо относить гибель транспортного средства или его повреждение, повлекшие потерю его транспортных качеств (судоходных, летно-технических и т. п.), уничтожение или повреждение береговых сооружений, гидрографических сооружений, значительное загрязнение природной среды, гибель животного и растительного мира и т. д.

Между деянием и наступившими последствиями должна быть установлена причинная связь. Необходимо иметь в виду, что в рассматриваемых преступлениях имеется множество факторов, воздействующих на поведение виновного и существенно осложняющих развитие цепи причинности.

Субъект преступления — специальный: лицо, в силу выполняемой работы или занимаемой должности обязанное соблюдать правила безопасности движения или эксплуатации железнодорожного, воздушного и водного транспорта.

Таким образом, речь идет о двух категориях работников транспорта, чья деятельность связана:

а) с организацией безопасности функционирования транспорта;

б) с его движением или эксплуатацией.

Определить круг этих лиц можно по ведомственным нормативным актам, раскрывающим должностные функции того или иного работника транспорта.

На работу, связанную с движением или эксплуатацией названных видов транспорта, принимаются лица, достигшие 18-летнего возраста. С указанного возраста наступает и уголовная ответственность по рассматриваемой статье. Действия несовершеннолетних не образуют состава преступления; в отношении их могут применяться нормы, не знающие ограничений по признакам специального субъекта.

Необходимо также иметь в виду, что квалификация деяния по данной статье возможна лишь в том случае, если оно:

1) совершено лицом, зачисленным на работу в систему железнодорожного, воздушного или водного транспорта;

2) совершено во время исполнения обязанностей по работе или занимаемой должности.

Если при нарушении правил безопасности движения или эксплуатации транспорта вред здоровью потерпевшего причинен лицом, не работающим на транспорте (либо зачисленным на работу, не связанную с движением или эксплуатацией транспорта), то его действия образуют преступление против личности, а не транспортное преступление.

Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины. При легкомыслии лицо, нарушая правила безопасности движения и эксплуатации транспорта, предвидит возможность причинения тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека либо крупного ущерба, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывает на их предотвращение; при небрежности лицо не предвидит наступления указанных последствий, хотя при необходимой внимательности и предусмотрительности должно было и могло предвидеть.

В качестве квалифицирующего признака указано последствие в виде причинения по неосторожности смерти одного человека, а особо квалифицирующего признака — смерти двух и более лиц.

Потерпевшим согласно комментируемой статье может быть как работник транспорта, так и постороннее лицо (пассажир, провожающее лицо и др.). Потерпевшим в смысле ст. 143 УК постороннее лицо быть не может.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: